Отрасли социальной инфраструктуры
Цель урока
познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
продолжить работу со схемами, таблицами;
воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
развивать речь учащихся, географическое мышление.
Оборудование урока: карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете , что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава.
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система Транспорт связь | Сфера обслуживания
|
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются .
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят
А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?
Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?
Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.
А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).
– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?
– Что такое инфраструктура?
Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.
Каково же значение этого комплекса?
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
5. Закрепление изученного.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.
Выступление групп.
1 группа– транспорт
Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их 6. Домашнее задание.
§ 31 стр. 131 – 133
Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.
Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.
1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего района, используя предложенный перечень.
Виды услуг | Виды учреждений | Общее число |
Торговые |
|
|
Бытовые |
|
|
Образовательные и культурные |
|
|
Научные |
|
|
Медицинские и оздоровительно-спортивные |
|
|
Другие |
|
|
Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, , кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.
2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.
3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?
7. Итог урока. Выставление оценок.
С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
1 группа– транспорт
Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы?