Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Цели урока:
- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
Ход урока
1.Этап мотивации
Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
2.Актуализация знаний
- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)
- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)
- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
- Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.
- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)
3.Выявление места и причины затруднения
1) Работа с пословицей
- Прочитайте пословицу:
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).
- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
- Взаимопроверка
- Сравните свои работы.
- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)
- Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)
2)Сообщение темы и целей урока
- Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.
- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?
(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)
4.Построение проекта выхода из затруднения
1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.
- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)
- В какой форме стоят? (неопределённая форма)
- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)
- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)
- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)
- Что их объединяет? (глаголы)
- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)
- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)
- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)
- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)
2) Работа с учебником
- Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.
- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.
3)Составление алгоритма
Глагол
-тся -ться
Поставь вопрос
Если
что (с) делать? что делает? , что сделает?,
что делают? , что сделают?
неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч
в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,
то пиши -ться то пиши -тся
4) Дальнейшая работа над пословицей
- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.
5.Первичное закрепление
- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.
-тся -ться
он хвалится вращаться
она боится качаться
они нравятся прощаться
Физкультминутка
- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, трудиться)
- Запишем их в столбик
- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.
Потянуться – потянется
Поклониться – поклонится
Трудиться - трудится
6.Вторичное закрепление
1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219
- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.
1 вариант – 1и 2 предложения,
2 вариант – 3 предложение.
- Самопроверка по образцу.
1в. Рано утром на рассвете умываются мышата.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
2в. Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
2)Творческая работа
- Прочитайте текст.
В весеннем лесу ……. легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ……… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, ……. на все лады молодой, зеленеющий лес.
- Какова тема текста? (Весна в лесу)
- Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.
В весеннем лесу дышится легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если прислушаться , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
3)Самостоятельная работа с самопроверкой
- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.
1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся!
3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- …… |
7.Итог урока
- Какую цель ставили перед собой на начало урока?
- Кто считает, что достиг поставленных целей?
- За что бы вы себя похвалили?
- В каких случаях мы пишем перед ^–ся ь знак?
- В каких случаях мы не пишем перед ^–ся ь знак?
8. Домашнее задание
- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:
1) упр. 220 стр. 105,
2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.