Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева « Муму»
Цель: составление полной характеристики главного героя рассказа «Муму». Задачи: систематизировать знания, полученные при изучении произведения; формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом; развивать умение выделять главное, обобщать; развивать критическое мышление, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания ( чтение посл. Части « Муму» - цепочкой).
3.Вступительное слово учителя. После прочтения заключительной части рассказа И. С. Тургенева вы, наверное, задумались над таким вопросом: « Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?».
Я знаю, рассказ вам понравился, также знаю, что не понравился его финал. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева; выяснить, кто же виноват в смерти Муму. Это задачи нашего урока.
Итак, начинаем.
Время написания рассказа « Муму» - 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом читаем на экране.
Слайд 1
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Крепостное право — это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было « душ» - крестьян мужского пола ( женщин за « души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
4. Работа по теме урока.
1. А теперь вернемся к нашему произведению. Вспомним ход событий рассказа. А поможет нам небольшой фильм. Слайд 2
2. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму».
Слайд 3
Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
Жизнь Герасима в доме барыни.
Герасим находит щенка. Барыня требует уничтожить собаку.
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Встреча Муму и барыни.
3. Проверка по ключу.
Слайд 4 Жизнь Герасима в доме барыни.
Герасим находит щенка.
Встреча Муму и барыни.
Барыня требует уничтожить собаку.
Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
4.Познакомиться с героем, понять все его поступки, нам может помочь план работы.
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? ( Внешний вид, одежда, портрет).
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли этих признаков?
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? ( На отношение к труду, на отношение к окружающим людям, внутренние переживания, поступки ).
- Для чего нужно обращать внимание на все это? ( Чтобы понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) Выстраивается схема. Слайд 5
- И. С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? ( Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее « уважаемый», «почтенный», ему свойственны добродушие, сила воли, чувствительность, развитое самолюбие).
Физминутка
1.Портрет. Дать ответы на вопросы, приводя примеры из текста. Слайд 6
Прием « Выглядит как...», основан на сравнении.