Тема урока: «Твердые вещества, жидкости, газы».
Цель урока: исследование свойств и строения веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии.
Задачи урока:
- Обучающая – создать условия для включения обучающихся в последовательное исследование трех состояний физических тел, выявление и сравнение их свойств.
- Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).
- Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.
Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала. Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала. Личностные УУД: внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности. Регулятивные УУД: организация рабочего места. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Добрый день ребята. К вам сегодня пришли гости, давай поприветствуем их. Сейчас у нас увлекательный урок – это урок окружающего мира. Он таит в себе множество секретов и неохотно раскрывает свои тайны. Сегодня на уроке мы все вместе продолжим их разгадывать. - Я предлагаю вам побывать в роли настоящих исследователей и раскрыть еще одну тайну окружающего мира. - Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом. - Нам пора приступить к работе. Желаю вам успешной и интересной работы. | Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Твердые вещества, жидкости, газы». Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности. Личностные УУД: осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа. Регулятивные УУД: контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения. Коммуникативный УУД: коллективное обсуждение возникшего вопроса. Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Внимание на экран. - Мир, который окружает человека, очень разнообразен. Каждый день, каждый час, каждую минуту нас окружает бесчисленное множество разнообразных веществ. В настоящее время известно более 27 млн. веществ. Одни вещества встречаются в природе. Они разнообразны и необходимы. Другие придумал и создал человек. И каждый год он открывает все новые и новые вещества. А сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества! Без них жизнедеятельность окружающего мира просто невозможна. Они играют важную роль в нашей жизни. А хорошо ли мы знаем окружающие нас вещества? Рассмотрите предметы у вас на столе. Как вы думаете, а для чего я все это поставила? С какой целью? - А вы знаете, что в этой бутылочке спрятались три вещества. А вы можете сказать, что это за вещества? Назовите их. (Может кто-то знает, что это за вещества?) - Что вы знаете про эти вещества? (В каком состоянии бывают вещества?)
| Восприятие учебного материала.
- Будем исследовать, проводить опыты.
- Пластмасса, вода, газ
- Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание, формулирование темы Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации. Личностный УУД: осознание потребности в приобретении новых знаний, умений. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто сможет сформулировать тему нашей исследовательской работы? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?) - Сегодня на уроке мы с вами будет исследовать твердые, жидкие и газообразные вещества. Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать? ( Ребята, замечательные вопросы вас интересуют, но в рамках одного урока мы не сможем найти на них ответы. Сегодня мы исследуем лишь некоторые из них. А если у вас будет желание, вы можете дома самостоятельно найти на них вопросы.) - Какой интересный прозвучал вопрос – почему вещество может быть твердым, жидким, газообразным? - Ребята, когда исследователя интересует какой-то вопрос, он размышляет, думает над ним, формулирует свое предположение (гипотезу) о том, как разрешить возникшую проблему. Давайте с вами, как настоящие ученые, предположим, а почему одно вещество – твердое, другое – жидкое, а третье – газообразное? (Как вы думаете, почему вещества бывают в трех состояниях?) Фиксируется на доске.
| - Мы будем исследовать твердые вещества, жидкости, газы.
- Почему одно вещество бывает твердое, другое вещество – жидкое, третье - газообразное.
Совместно с учителем формулируют гипотезу.
- У веществ разное строение
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания) Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа. Методы изучения нового учебного материала: - по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (экспериментальная работа, анализ, обобщение); - определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. Личностные УУД: личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы. Регулятивные УУД: анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков. Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, а кто же из вас прав? Что поможет нам найти верный ответ? - Сегодня я вам предлагаю провести исследовательскую работу. Кто-то уже может сказать, что мы будем исследовать? (Какие вещества будем исследовать?) - С какой целью мы их будем исследовать? - Сегодня я вам предлагаю выполнить исследовательскую работу, работая в паре со своим соседом по парте. Договоритесь между собой, кто будет работать с оборудованием, а кто будет помогать и записывать результаты исследования На каждой парте лежит карта исследователя свойств веществ. Положите ее перед собой. Запишем исследуемые вещества. - Пора приступить к работе. - Какое вещество мы будем исследовать? 1. Газ - Предлагаю вам вместе со мной, в сотрудничестве исследовать газообразное вещество – углекислый газ. - Какие действия необходимо выполнить? - Замечательно, всем понятно, что необходимо сделать? - Подумайте, газ заполнил весь шприц или его часть? - Подумай, газ изменяет форму? - Зафиксируйте результат в таблицу. - Что необходимо сделать дальше? - Попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с газом, когда вы сдвигаете поршень? - Зафиксируйте результат в таблицу. - Продолжим наше исследование. Не забывайте свои результаты фиксировать в карте. 2. Твердое вещество - Возьмите пробку от бутылки, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Пробка изменила свою форму? - Попробуйте сжать пробку. Удалось это сделать?
- Какой вывод мы сделаем. 3. Жидкое вещество - Перелейте воду из бутылки в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?
- Наберите в шприц воду и попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду?
- Какой вывод мы сформулируем.
- Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты. - Что вы узнали о свойствах каждого из веществ?
- Какие вещества мы исследовали? Что выяснили? | - Посмотреть в учебник, спросить у взрослого, посмотреть в Интернете, провести опыты и т.д.
- Твердые, жидкие и газообразные вещества. - Выяснить, почему вещество может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии. Работа с картой исследователя. - Взять шприц, набрать в него газ из бутылки. - Газ заполнил весь шприц. - Да. - Закрыть отверстие, сдвинуть поршень. - Поршень движется. Газ сжимается. - Форма пробки не изменилась. - Нет. - Твердые вещества не изменяют форму и не сжимаются. - Жидкость принимает форму того сосуда, куда ее перелили. - Нет. - Жидкость не имеет постоянной формы, принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкости не сжимаются. Обобщают свойства каждого вещества. Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся Твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а газ сжать можно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструирование нового знания Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся. Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия. Регулятивные УУД: моделирование нового знака. Коммуникативные УУД: корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других. Познавательные УУД: отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, как вы думаете, почему же твердые вещества не могут изменять форму, а жидкости и газ изменяют форму? Почему одни вещества мы можем сжимать, а другие нет? Как вы думаете? - Где мы можем найти ответ на наш вопрос? - Прочитать в учебнике о свойствах веществ вы сможете дома. А я вам предлагаю посмотреть познавательный фильм и найти ответ на вопрос: Почему они вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные? - Что нового вы узнали? - Как вы поняли, что такое молекулы? - Что вы можете рассказать о расположении молекул в твердом веществе? жидком? газообразном? (Как расположены частицы (молекулы) в твердых веществах, в жидкостях, газах?) - Наше исследование подходит к концу. Какая из наших гипотез подтвердилась? Вы согласны? - Действительно, состояние вещества связано с расположением в нем молекул. - Оказывается вещества из одного состояния могут переходить в другое под воздействием температуры. Если мы возьмем монету, нагреем ее при температуре выше 10000 С, то она расплавится. расплавленный металл помещают в формочки и дают ему остыть, получая новое изделие. |
Обучающиеся высказывают свое мнение. - Посмотреть в учебнике, энциклопедии, спросить у взрослого, в интернете. Просмотр мультфильма - Это частицы, из которых состоят вещества. - Промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие. - В жидкостях промежутки между молекулами больше, что позволяет частицам «скользить» и менять свое местоположение. - А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение нового знания в новых условиях Цель этапа: использование знаний о свойствах твердых, жидких и газообразных веществах в практической деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой. Личностные УУД: осознание значимости правильного применения математических знаков. Познавательные УУД: умение правильно применять полученные знания в практической деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. - Определите состояние веществ в зависимости от расположения в нем молекул. Приведите примеры. Задание 2. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд, назовем вещества, которые мы можем найти: 1) В воздухе 2) В озере 3) В мастерской 4) В буфете 5) В аптечке - Какие вещества являются твердыми, жидкими, газообразными? Задание 3. - К какому состоянию веществ подходят следующие слова: ЛИТЬ, РЕЗАТЬ, ВДЫХАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, КИДАТЬ, НОСИТЬ, ГЛОТАТЬ. | Разгадывают кроссворд
- К твердому – резать, есть, кидать, носить, глотать. К жидкому – лить, пить, глотать. К газообразному – вдыхать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов, рефлексия Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся Личностные УУД: осознание смысла изучения математических знаков. Регулятивные УУД: способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке? - Где человеку пригодятся знания о свойствах и строении веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии? - Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно. На доске: Сегодня я узнал, что … Было интересно … Я научился … Меня удивило … Было трудно … Урок для меня показался … | Систематизирование полученных знаний и умений. Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Провести мини-исследование. Результаты принести на следующий урок окружающего мира. | Записывают домашнее задание в дневник. |