«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по окружающему миру на тему "Твердые, жидкие и газообразные вещества"

исследование свойств и строения веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема урока: «Твердые вещества, жидкости, газы».

Цель урока: исследование свойств и строения веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии.

Задачи урока:

- Обучающая – создать условия для включения обучающихся в последовательное исследование трех состояний физических тел, выявление и сравнение их свойств.

- Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

- Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.


Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала.

Личностные УУД: внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности.

Регулятивные УУД: организация рабочего места.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день ребята. К вам сегодня пришли гости, давай поприветствуем их. Сейчас у нас увлекательный урок – это урок окружающего мира. Он таит в себе множество секретов и неохотно раскрывает свои тайны. Сегодня на уроке мы все вместе продолжим их разгадывать.

- Я предлагаю вам побывать в роли настоящих исследователей и раскрыть еще одну тайну окружающего мира.

- Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом.

- Нам пора приступить к работе. Желаю вам успешной и интересной работы.

Приветствуют учителя.


Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.








Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации

Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Твердые вещества, жидкости, газы».

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности.

Личностные УУД: осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа.

Регулятивные УУД: контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения.

Коммуникативный УУД: коллективное обсуждение возникшего вопроса.

Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Внимание на экран.

- Мир, который окружает человека, очень разнообразен.

Каждый день, каждый час, каждую минуту нас окружает бесчисленное множество разнообразных веществ.

В настоящее время известно более 27 млн. веществ.

Одни вещества встречаются в природе. Они разнообразны и необходимы.

Другие придумал и создал человек.

И каждый год он открывает все новые и новые вещества.

А сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества!

Без них жизнедеятельность окружающего мира просто невозможна.

Они играют важную роль в нашей жизни.

А хорошо ли мы знаем окружающие нас вещества?


Рассмотрите предметы у вас на столе. Как вы думаете, а для чего я все это поставила? С какой целью?


- А вы знаете, что в этой бутылочке спрятались три вещества. А вы можете сказать, что это за вещества? Назовите их. (Может кто-то знает, что это за вещества?)


- Что вы знаете про эти вещества?

(В каком состоянии бывают вещества?)


Восприятие учебного материала.





















- Будем исследовать, проводить опыты.





- Пластмасса, вода, газ




- Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии


Целеполагание, формулирование темы

Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

Методы стимулирования учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации.

Личностный УУД: осознание потребности в приобретении новых знаний, умений.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Кто сможет сформулировать тему нашей исследовательской работы? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)


- Сегодня на уроке мы с вами будет исследовать твердые, жидкие и газообразные вещества. Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать?

( Ребята, замечательные вопросы вас интересуют, но в рамках одного урока мы не сможем найти на них ответы. Сегодня мы исследуем лишь некоторые из них. А если у вас будет желание, вы можете дома самостоятельно найти на них вопросы.)


- Какой интересный прозвучал вопрос – почему вещество может быть твердым, жидким, газообразным?


- Ребята, когда исследователя интересует какой-то вопрос, он размышляет, думает над ним, формулирует свое предположение (гипотезу) о том, как разрешить возникшую проблему.

Давайте с вами, как настоящие ученые, предположим, а почему одно вещество – твердое, другое – жидкое, а третье – газообразное? (Как вы думаете, почему вещества бывают в трех состояниях?)

Фиксируется на доске.


- Мы будем исследовать твердые вещества, жидкости, газы.




- Почему одно вещество бывает твердое, другое вещество – жидкое, третье - газообразное.













Совместно с учителем формулируют гипотезу.





- У веществ разное строение



Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания)

Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа.

Методы изучения нового учебного материала:

- по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (экспериментальная работа, анализ, обобщение);

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца.

Личностные УУД: личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы.

Регулятивные УУД: анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, а кто же из вас прав? Что поможет нам найти верный ответ?



- Сегодня я вам предлагаю провести исследовательскую работу. Кто-то уже может сказать, что мы будем исследовать? (Какие вещества будем исследовать?)


- С какой целью мы их будем исследовать?



- Сегодня я вам предлагаю выполнить исследовательскую работу, работая в паре со своим соседом по парте. Договоритесь между собой, кто будет работать с оборудованием, а кто будет помогать и записывать результаты исследования


На каждой парте лежит карта исследователя свойств веществ. Положите ее перед собой. Запишем исследуемые вещества.


- Пора приступить к работе.

- Какое вещество мы будем исследовать?


1. Газ

- Предлагаю вам вместе со мной, в сотрудничестве исследовать газообразное вещество – углекислый газ.

- Какие действия необходимо выполнить?


- Замечательно, всем понятно, что необходимо сделать?


- Подумайте, газ заполнил весь шприц или его часть?


- Подумай, газ изменяет форму?


- Зафиксируйте результат в таблицу.


- Что необходимо сделать дальше?

- Попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с газом, когда вы сдвигаете поршень?


- Зафиксируйте результат в таблицу.


- Продолжим наше исследование. Не забывайте свои результаты фиксировать в карте.


2. Твердое вещество

- Возьмите пробку от бутылки, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Пробка изменила свою форму?


- Попробуйте сжать пробку. Удалось это сделать?


- Какой вывод мы сделаем.


3. Жидкое вещество

- Перелейте воду из бутылки в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?


- Наберите в шприц воду и попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду?


- Какой вывод мы сформулируем.




- Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

- Что вы узнали о свойствах каждого из веществ?


Твердые

вещества


Жидкости


Газы






не изменяют форму


изменяют форму


изменяют форму






не сжимаются


не сжимаются


сжимаются


- Какие вещества мы исследовали? Что выяснили?

- Посмотреть в учебник, спросить у взрослого, посмотреть в Интернете, провести опыты и т.д.


- Твердые, жидкие и газообразные вещества.



- Выяснить, почему вещество может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.









Работа с картой исследователя.











- Взять шприц, набрать в него газ из бутылки.





- Газ заполнил весь шприц.



- Да.




- Закрыть отверстие, сдвинуть поршень.


- Поршень движется. Газ сжимается.












- Форма пробки не изменилась.


- Нет.


- Твердые вещества не изменяют форму и не сжимаются.



- Жидкость принимает форму того сосуда, куда ее перелили.




- Нет.




- Жидкость не имеет постоянной формы, принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкости не сжимаются.















Обобщают свойства каждого вещества.

Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся

Твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а газ сжать можно.

Конструирование нового знания

Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия.

Регулятивные УУД: моделирование нового знака.

Коммуникативные УУД: корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других.

Познавательные УУД: отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, как вы думаете, почему же твердые вещества не могут изменять форму, а жидкости и газ изменяют форму? Почему одни вещества мы можем сжимать, а другие нет? Как вы думаете?


- Где мы можем найти ответ на наш вопрос?



- Прочитать в учебнике о свойствах веществ вы сможете дома. А я вам предлагаю посмотреть познавательный фильм и найти ответ на вопрос: Почему они вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?


- Что нового вы узнали?


- Как вы поняли, что такое молекулы?


- Что вы можете рассказать о расположении молекул в твердом веществе? жидком? газообразном?

(Как расположены частицы (молекулы) в твердых веществах, в жидкостях, газах?)







- Наше исследование подходит к концу. Какая из наших гипотез подтвердилась? Вы согласны?

- Действительно, состояние вещества связано с расположением в нем молекул.

- Оказывается вещества из одного состояния могут переходить в другое под воздействием температуры. Если мы возьмем монету, нагреем ее при температуре выше 10000 С, то она расплавится. расплавленный металл помещают в формочки и дают ему остыть, получая новое изделие.



Обучающиеся высказывают свое мнение.



- Посмотреть в учебнике, энциклопедии, спросить у взрослого, в интернете.




Просмотр мультфильма






- Это частицы, из которых состоят вещества.


- Промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие.


- В жидкостях промежутки между молеку­лами больше, что позволяет частицам «скользить» и менять свое местоположение.


- А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул.



Включение нового знания в новых условиях

Цель этапа: использование знаний о свойствах твердых, жидких и газообразных веществах в практической деятельности.

Методы стимулирования учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности.

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой.

Личностные УУД: осознание значимости правильного применения математических знаков.

Познавательные УУД: умение правильно применять полученные знания в практической деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1.

- Определите состояние веществ в зависимости от расположения в нем молекул. Приведите примеры.


Задание 2.

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд, назовем вещества, которые мы можем найти:

1) В воздухе

2) В озере

3) В мастерской

4) В буфете

5) В аптечке

- Какие вещества являются твердыми, жидкими, газообразными?





Задание 3.

- К какому состоянию веществ подходят следующие слова:

ЛИТЬ, РЕЗАТЬ, ВДЫХАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, КИДАТЬ, НОСИТЬ, ГЛОТАТЬ.







Разгадывают кроссворд







4Ф








А








Р






3Ж


Ф


5Й




Е


О


О

1К

И

С

Л

О

Р

О

Д




Е








З







2В

О

Д

А





- К твердому – резать, есть, кидать, носить, глотать.

К жидкому – лить, пить, глотать.

К газообразному – вдыхать.

Подведение итогов, рефлексия

Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся

Личностные УУД: осознание смысла изучения математических знаков.

Регулятивные УУД: способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке?

- Где человеку пригодятся знания о свойствах и строении веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии?


- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно.

На доске:

Сегодня я узнал, что …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

Было трудно …

Урок для меня показался …

Систематизирование полученных знаний и умений.








Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Провести мини-исследование. Результаты принести на следующий урок окружающего мира.

Записывают домашнее задание в дневник.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее