«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок на тему Первые русские князья

систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политике; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX - XII века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX - XII веков; понять причинно - следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX - XII веков.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


План конспект открытого урока.

Повторительно-обобщающий урок "Первые киевские князья"



ФИО (полностью): Раменская Евгения Ивановна

Место работы: МАОУ СОШ №215

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: История

Класс:6 общеобразовательный класс


Цели:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политике; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX - XII века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX - XII веков; понять причинно - следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX - XII веков.

Воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к родному государству и гордости за свою страну.

Развивающая: продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли; продолжить формирование умения аргументировать свою точку зрения; актуализировать ранее полученные знания.

Тип урока: урок обобщения и проверки, оценки, коррекции знаний.

Оборудование: ноутбук, плазменный телевизор, раздаточный материал (карточки с датами, тесты), учебник.


Ход урока:



На доске эпиграф:

«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в

Киеве первый княжить, и как русская земля

стала развиваться»

Нестор.



  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок я хочу начать словами: «Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины забывать мы не должны!»

Каждый человек, любящий родину, должен знать её историю. В течение нескольких уроков мы изучали тему:

«Правители Древней Руси» и сегодня нам необходимо подвести итоги и проверить ваши знания и умения по данной теме.

Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока.

  1. Работа у доски. Составление династического древа.

Историю создают люди. И мы с вами сейчас составим династическое древо правителей Древней Руси. На столе вы видите портреты князей, которые вы должны закрепить на доске в том порядке, в котором они правили.

(Дети составляют на доске династическую цепочку и записывают под ними годы правления).

Проверка задания.

Молодцы, ребята. С заданием справились.

  1. Сообщения о правителях Древней Руси.

Дети рассказывают о правителях Древней Руси: Рюрике, Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе Мудром.

  1. Словарный диктант.

А теперь проведем словарный диктант по историческим терминам. Я буду вам читать определения слов, а вы должны написать их понятия.

1.Сбор меда диких пчёл (Бортничество)

2. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях(Былины)

3. Объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани (Полюдье).

4.Описание событий по годам. (Летопись)

5. Вера во многих богов, олицетворявших силы природы или какие-либо занятия человека (Язычество).

6. Войны межу князьями (Усобицы).

7.Земельное владение, передававшееся по наследству (Вотчина).

Проверка задания.

VI. Работа с историческими документами.

Задание называется «Кто есть кто?»

Я зачитаю вам документы, а вы должны назвать имена исторических деятелей, о которых «Повесть временных лет» говорит так:

  1. В лето 882-го года. Пошел князь в поход из Новгорода, набрав с собой многих воинов… Узнал он, что княжат в Киеве Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к вратам Киевским, неся малолетнего Игоря. Укрыл он своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Купец я, и идем мы в Царьград от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и  убили Аскольда и Дира… И сел он княжить в Киеве, и сказал он: «Это будет мать городам русским» (Олег)

  2. Он был голубоглазый силач среднего роста, не­обычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Он брил го­лову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Мрачный и свире­пый, он презирал любые удобства, спал под открытым не­бом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь, а его воины издавали дикий пугающий вой. Но он не на­падал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гон­цов с предупреждением: «Иду на вы». (Святослав)

  3. В год 946-й. Она с сыном своим собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла она все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Она же сказала: «Нет, мстить я больше не буду и прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к ней с поклоном». (Княгиня Ольга)

  4. В 988 году великий киевский князь принял в Корсуне крещение по православному обряду, а затем вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. „Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои! “ Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил князь к нему людей, сказав им: „Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда только оставьте его“. Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовётся». (Князь Владимир)

VII. Тест.

1. Какой князь считается родоначальником династии русских князей ? А. Аскольд; B. Кий; C. Дир; D. Рюрик

2. Как в древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани? А. Полюдье; B. Оброк; C. Выход; D. Ясак

3.Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? А. 862г; B. 988г; C. 1097г; D. 1111г.

4. Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославича: А. Учредить погосты и уроки; B. Принять христианство; C. Создать Русскую Правду; D. Убить князей Аскольда и Дира

5. Размер дани, установленный княгиней Ольгой, назывался? А. Уроки; B. Погосты; C. Полюдье; D. Оброк

6. Кто стали первыми святыми земли русской? А. Ярослав и Владимир; B. Борис и Глеб;

C. Ольга и Игорь; D. Святослав и Олег

7. В каком году Русь приняла христианство? А. 911г.; B. 945г.; C. 988г.; D. 1015г.

8.Свод законов в древнерусском государстве назывался? А. Русская правда; B. Соборное Уложение ; C. Стоглав; D. Судебник

VIIIПодведение итогов урока: слово учителя, выставление оценок. 

Итак, наш урок подошел к концу. Все вы сегодня хорошо поработали: кто-то анализировал, предполагал, кто- то сопоставлял исторические события и факты, кто-то высказывал свое мнение.

Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее