«Зимний фестиваль знаний 2025»

Открытый урок-игра на тему "Мир профессий"

В данной разработке представлен конспект урока-игры по предмету "Твоя профессиональная карьера" на тему "Мир профессий"для 8 и 9 классов.в форме интеллектуального телешоу «Своя игра». Основной процесс в игре – ответ на вопросы. Вопросы в игре сформулированы, игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ. Также в данной разработке представлен раздаточный материал в виде карточек с заданиями для 2 тура. В 3 туре "Угадай мелодию" обучающимся необходимо отгадать профессии, которым посвящены песни.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока по предмету «Твоя профессиональная карьера» на тему: «Мир профессий» в 8,9 классах (интеллектуальный марафон)

Учитель: Саносян Елена Сергеевна, учитель географии, музыки, ИЗО, ТПК.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Цель и задачи

Цель – создание условий для формирования у учащихся представлений о мире профессий.

Задачи:

  • Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося;

  • Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

  • Формирование представлений о профессиях;

  • Знакомство с многообразием мира профессий;

  • Создание условия для осознания учащимися ценности и важности профессий.

Целевая аудитория: учащиеся 8 и 9 классов ОУ. В игре принимают участие 2 команды, состоящие из 10 человек.


Предметные результаты:

• освоение знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера» с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов регионального содержания и на основе включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности;

• повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

• освоение новых знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и рационального поведения на региональном рынке труда;

• развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе выполнения заданий;

• воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке).


Метапредметные результаты:

Личностные: наличие эмоционального отношения к выбору профессии; осознание жизненного смысла выбора профессии, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, предлагать собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Пояснительная записка

Актуальность

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастной этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Обучающиеся 8-9 классов в этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач учащихся.

В условиях модернизации Российского образования приоритетным является формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

Игра, являясь естественной формой обучения, стимулирует познавательную активность учащихся. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горький). Игра дает учащимся возможность получить знания в доступной форме и на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде.

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.


Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин.)

1.Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Все ли готовы к уроку?

Дети: Да!

Учитель: Тогда вперед!

II. Актуализация знаний (3 мин.)

1. На доске вывешиваются листочки со словами: врач, педагог, музыкант, художник.

2.Учитель просит объяснить, каким словом можно объединить данные понятия.

3.Организует беседу, выявляющую знания или затруднения учащихся.

Анализируют, пытаются объяснить значение слов (опираясь на ранее изученный материал).

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Ответы учеников.

III.Постановка учебной задачи (2 минуты)

Учитель: Итак, исходя из темы нашего урока, какую цель мы можем перед собой поставить?

Цель: продолжить знакомство с миром профессий.

Учитель: Выбор профессии у вас впереди. Вы уже задумываетесь над этой проблемой. Чтобы найти работу, нужно знать, какие работы есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Исчезают старые профессии, появляются новые. Об этом наш сегодняшний разговор.


IV этап (основной) – 25 мин.

Учитель: У нас сегодня будет необычный урок, а урок-игра в форме интеллектуального телешоу «Своя игра». Основной процесс в игре – ответ  на вопросы. Вопросы в игре сформулированы, игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ. Вам будут предложены тематические разделы, в каждом разделе по 5 вопросов. В игре принимают участие 2 команды по 5 игроков. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков.

Суть игры заключается в том, что 2 команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из трёх туров.

1. первый тур проходит в форме интеллектуального телешоу «Своя игра» для 2 команд.

2. второй тур проходит в форме выполнения командами заданий различного вида.

3. третий тур «Угадай профессию по мелодии».

Судить все этапы будет независимое жюри, Ирина Павловна, наш педагог-психолог.

Итак, начнем. Я предлагаю командам определить капитана и придумать название своей команде.

Обучающиеся начинают придумывать название командам.

Педагог-психолог записывает на доске название команд.

1 тур. С помощью мультимедийного оборудования на экран проектируется презентация «Своя игра – Мир профессий».

Команды по очереди выбирают раздел и номера вопросов. (15 минут)

В середине игры проводится физкультминутка для глаз (1 минута).

В завершении 1 тура подсчитывается общее количество очков, набранных каждой командой.

Учитель: Переходим ко 2 туру нашей игры. Каждая команда получит карточки, в которых по 2 задания. 1 - по атрибутам определить профессию, к которой они имеют отношение, 2- определить, кому, что нужно для работы? Соединить линией профессии и предметы труда.

Обучающиеся выполняют задания (4 минуты).

После выполнения задания, учитель называет правильные ответы, а дети проверяют себя. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

3 тур.

Учитель: Переходим ко 3 туру нашей игры. Ваша задача по отрывкам из песен нужно отгадать профессии, которым посвящены песни.

Команды на скорость отгадываю профессии по отрывкам из песен.

1 песня: Песня “Чему учат в школе”.

2 песня: «Люди в белых халатах»

3 песня: «Офицеры»

4 песня: «Бухгалтер»

Жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги. Победители получаю по 2 жетона в рамках предметной недели Арт-терапии.

V Рефлексия. Закончи предложение. (6 мин.)

Я узнал на уроке...

Мне было интересно...

О каких профессиях я хотел бы узнать…

Учитель: К какому выводу мы пришли?

Все профессии нужны или есть ненужные профессии?

Обучающиеся: Все профессии нужны и важны.

Учитель: Особенно востребованы на данном этапе рабочие профессии.

В каких источниках вы можете узнать информацию о профессиях?

Ответы обучающихся.

Выставление оценок.









































Приложение 1. Дополнительные задания (резерв).

2 тур.

Задание 2.1. По атрибутам определить профессию, к которой они имеют отношение.

1

Строитель

2

Швея

3

Повар-кондитер









2 тур.

Задание 2.2. Кому, что нужно для работы? Соедини линией

















Приложение 2. Дополнительные задания (резерв).


  • Синонимы (на слух)

Учащимся предлагается назвать, используя синонимы (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение), представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель.

Задания:


  1. педагог - ... (учитель, преподаватель);

  2. врач - ... (лекарь, доктор);

  3. стоматолог - ... (дантист, зубной врач);

  4. портной, портниха - ... (швея);

  5. летчик - ... (пилот);

  6. космонавт - ... (астронавт);

  7. повар - ... (кулинар);

  8. голкипер - ... (вратарь);

  9. торговец - ... (продавец);

  10. парикмахер - ... (цирюльник);

  11. дрессировщик - ... (укротитель);

  12. фокусник - ... (иллюзионист, факир);

  13. стюардесса - ... (бортпроводница);

  14. экскурсовод - ... (гид);

  15. арбитр - ... (судья);

  16. актер - ... (артист);

  17. адвокат - ... (защитник);

  18. вокалист - ... (певец);

  19. охотник - ... (зверолов, птицелов);

  20. художник - ... (живописец);

  21. балетмейстер - ... (хореограф);

  22. архитектор - ... (зодчий);

  23. скульптор - ... (ваятель);

  24. капельмейстер - ... (дирижер, хормейстер).




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее