Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования
«Академия маркетинга и социально-информационных технологий –ИМСИТ»
г. Краснодар
Факультет среднего профессионального образования
Художественно-творческое отделение
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ПЦК Председатель НМС,
Протокол №___ от «___»_________20____г. проректор по учебной работе,
профессор
Председатель ПЦК ________________Н.Н.Павелко
_______С.А.Дидик «____»__________20________г.
ОУД.01 «Русский язык»
Конспект занятия с аспектным анализом
для студентов 1 курса всех специальностей
ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов
занятие в группе 16-СПО-ТИФ-01
специальность 54.02.08 «Техника и искусство фотографии»
«гуманитарный профиль»
Преподаватель Кравченко Л.Н.
Дата проведения 10 ноября 2016 год
г. Краснодар
Конспект занятия с аспектным анализом
Технологическая карта занятия
ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие-презентация
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Методическая цель: показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык».
Образовательная:
ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;
обучать студентов употреблению данных лексических понятий.
Развивающая: развивать аналитические навыки;
-развивать умение использовать основные лексические понятия в речи
Воспитательная: прививать любовь и бережное отношение к родному языку.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Использованная литература
1. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2014
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл./ –М.: Просвещение, 2014.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006
ОБОРУДОВАНИЕ:
-компьютер;
-экран;
-авторская презентация;
- раздаточный материал.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
2. План изложения нового материала:
1.Повторение ранее изученного материала с целью определения темы (Кроссворд)
2.Изучение нового материала
- паронимы и частичные омонимы в речи;
-синонимы и речевая культура;
-употребление фразеологизмов в речи.
3.Закрепление нового материала:
Выполнение упражнений по раздаточному материалу.
Выполнение заданий по материалам презентации.
4.Домашнее задание.
1Вопросы
2.Работа со словарем. Как вы понимаете значение слов: добродетель, добропорядочность, добросердечие, доброта? Как они соотносятся со значением слова добро? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре. Составить тезисный план ответа «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.
ТИП ЗАНЯТИЯ: практическая работа с использованием презентации
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Методическая цель: Показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык», продемонстрировать эффективность использования информационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин.
Образовательная: используя инновационную форму обучения - презентацию, ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;
обучать студентов употреблению данных лексических понятий.
Развивающая: развивать у студентов умение воспринимать и усваивать информацию, поданную в форме презентации.
Воспитательная: прививать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-компьютер;
-экран;
-авторская презентация;
- раздаточный материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент (Приветствие, контроль готовности к занятию, работа с журналом)
Мотивация изучения темы и целей (определение темы, ее значимости, формулировка цели) Слайд 1
II. Повторение ранее изученного материала с целью определения темы занятия.
Формулировка темы через лексический диктант. Необходимо заполнить «кроссворд», который раздаётся заранее.
Преподаватель: Чтобы сформулировать тему нам необходимо найти недостающее слово в названии темы «…употребление слов и фразеологизмов». Для этого мы заполним кроссворд и в вертикальной полосе прочитаем недостающее слово в теме. Вам необходимо вспомнить и назвать тот лексический термин или понятие, к которому относится названное мною определение и вписать его в строчки по горизонтали (вопросы дублируются в раздаточном материале:
1) новое лексическое значение, которое образуется при сходстве между предметами (переносное); Слайд 3
2) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию,
но разные по лексическому значению (омонимы); Слайд 4
3) основное лексическое значение слова (прямое); Слайд 5
4) общее значение слов как частей речи (грамматическое); Слайд 6
5) слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные); Слайд 7
6) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); Слайд 8
7) как называется словарный запас, в который входят слова повседневно употребляемые, значение их понятно всем людям (активный); Слайд 9
8) как называется словарный запас, состоящий из слов, которые не стали общеупотребительными (пассивный); Слайд 10
9) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения (синонимы); Слайд 11
10) как называется значение слова, в котором выражена его соотнесенность с явлением реальной действительности (лексическое); Слайд 12
11) как называются устойчивые сочетания слов (фразеологизмы); Слайд 13
Студенты читают в кроссворде по вертикали слово «нормативное» Слайд13
Преподаватель: Исходя из вашего ответа, сформулируем полный текст темы урока: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов» Слайд 14
Что понимается под нормами словоупотребления? Слайд 15
Преподаватель: Какие слова, на ваш взгляд являются ключевыми в тексте определения? (правильность выбора слова в его значении и его сочетаемость с другими словами). Следовательно, для соблюдения норм словоупотребления необходимо соблюдать следующие правила: Слайд 16 (записать в тетрадь)
Преподаватель: Знакомство с данными правилами и освоение их применения будет являться целью нашего занятия, то есть уже известные нам лексические понятия (синонимы, фразеологизмы т.д.) мы рассмотрим именно с этих позиций: в каких случаях применение данных слов является правильным с точки зрения их лексического значения, а также каковы варианты их сочетаемости с другими словами.
III. Изучение нового материала.
1.1Паронимы и частичные омонимы в речи.
Преподаватель разъясняет студентам понятие «паронимы».
Неправильный учет лексического значения очень часто становится причиной смешения в речи слов паронимов. Предлагает начать работу в тетрадях. Слайд 17
Как видно из определения и примеров легко допустить ошибку в употреблении данных слов. Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
Паронимы, входящие в пару, сочетаются с разным набором слов. Слайд 18 Например, слова гарантийный – гарантированный сочетаются с определенным, своим набором слов:
Преподаватель: И такое определенное сочетание паронимов со «своими» словами зависит от лексического значения паронимов. Следовательно, чтобы не допустить ошибки в употреблении паронимов, необходимо знать и учитывать их лексическое значение, то есть сочетаемость будет зависеть от значения. Слайд 19
Преподаватель: Перед вами прилагательные демонстративный - демонстрационный и их толкование, распределите существительные в две колонки под каждым прилагательным. Лексическое значение слов на слайде 20 (записать в тетрадь) Ответы-Слайд 21
Закрепление изученного материала о паронимах и частичных омонимах.
Задание 3 Выберите из предложенных паронимов подходящий по смыслу (на слайде). Устная работа по «цепочке». Развитие аналитических навыков, навыков лингвистических комментариев. Слайд 22
1) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения
2) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
3) Семье (представили, предоставили) квартиру.
4) В квартире следует (провести, произвести) ремонт.
5) Это самое (памятное, памятливое) событие в моей жизни.
6) Это очень (обидный, обидчивый) поступок.
Преподаватель комментирует ответы студентов.
Выбор паронимов обосновать.
Задание 4: Преподаватель предлагает студентам выполнить упражнение из раздаточного материала. Поясняет задание. Слайд 23
С каждым из существительных приведенных в скобках, составить словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами.
Задание 5: Найдите лишние сочетания слов на слайде. Свой выбор объясните. Слайд 24
Ответ: Лишнее – это сочетание простой – простой, так как это не паронимы.
Преподаватель предлагает студентам прочесть теоретический материал из раздаточного и ответить на вопросы:
- К какому лексическому понятию будут относиться данные слова (Это омоформы) Почему? Слайд 25
- К какой группе частичных омонимов можно отнести слова в каждом ряду? См. Слайд.25 Почему?
(1. это омоформы т.к. прилагательные и существительные совпали в одной грамматической форме.
2. это омофоны т.к. эти слова совпали только по звучанию;
3. это омографы т.к. эти слова совпали только в написании.
- Что общего для данной группы слов? (это частичные омонимы)
Запись в тетрадь. Частичные омонимы: омофоны, омографы, омоформы.
Задание 6: Преподаватель предлагает студентам выполнить задание из раздаточного материала. Выписать по группам омонимы, омоформы, омофоны.
ОТВЕТ:
Омоформы Омофоны Омографы
Не жалея мыла – Сноса – с носа мукой – мукой
терпеливо мыла; От мыла – отмыла
выскочил из норки – Покалачу – по калачу
спросил у норки к рынку – крынку
поэт заводит речь – впасть – в пасть
поэта заводит речь;
прав – прав;
вздумали напасть –
вот напасть;
с армией осиной –
дрался осиной;
куда попало –
попало;
Закрепление изученного материала о паронимах и частичных омонимах.
- Что помогает различать частичные омонимы (контекст);
- Что необходимо учитывать при употреблении паронимов (их лексическое значение).
3.2 Синонимы и речевая культура.
Преподаватель разъясняет связь синонимов с речевой культурой.
Преподаватель: Русский язык богат синонимами, что позволяет говорящему или пишущему раскрыть явление или предмет с разных сторон. Например, подберите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого (маленький, небольшой, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый); подберите прилагательные для обозначения большого по размеру (громадный, большой, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный). Желательно расположить по возрастанию признака. Слайды26
Преподаватель предлагает студентам прочитать теоретический материал из раздаточного и ответить на вопрос:
- Докажите, что, располагая данные синонимы на слайде в определенном порядке, я использовала прием градации. Слайд 27
Первичное закрепление материала.
Преподаватель предлагает выполнить задание из раздаточного материала
Задание 7 Записать предложение, провести пунктуационный разбор. Выписать синонимы, располагая их по принципу градации. Слайд 28 - 29
Преподаватель делает вывод: В речи можно использовать не только отдельные синонимы, но и синонимические ряды.
Синонимы позволяют говорящему или пишущему по-разному обозначить одну и ту же ситуацию, охарактеризовать одно и то же лицо или предмет. Чем большей точности хочет добиться в своей речи говорящий или пишущий, тем больше внимания следует обратить на синонимы. Но к выбору слов необходимо относиться продуманно. Сравните для примера два предложения. Слайд 30
В каком предложении сказуемое выражает торжественность обстановки? (совокупность, очевидно, что такое значение свойственно первому предложению).
Замените, где это возможно слово правильный синонимом верный, в каких случаях такая замена невозможна? Почему? Слайд 31
Преподаватель: говоря об особенностях использования синонимов в речи, следует отметить, что благодаря наличию большого количества данной группы слов в языке можно избежать повторений одних и тех же однокоренных слов, сравните: Слайд32
Задание: устраните немотивированный повтор слов синонимической заменой. Слайд 33
3.3 Употребление фразеологизмов в речи.
Актуализация имеющихся знаний.
- что изучает фразеология?
- что наказывается фразеологическим оборотом?
Наблюдение: что общего между данными группами слов? Слайд 34
Ответ: перед нами синонимические ряды. Причем второй ряд составлен из фразеологизмов.
Преподаватель: Каково общее значение данных фразеологизмов? (так можно сказать о человеке, который все умеет делать).
- Можно ли использовать данные фразеологизмы в деловой речи, например, в характеристике? (нет, зато их можно употреблять в обычном разговоре)
Вывод: Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, что определяет их употребление в речи.
Первичное закрепление.
Задание из раздаточного материала.
Ответы: Слайд 35
Разговорно-бытовые: во все лопатки; выжить из ума; мочи нет; надуть губы; с ума сошел; сесть в калошу; и так, и сяк.
Литературно-книжные: заключить в объятья; земля обетованная; золотой телец; слуга двух господ; чего изволите;
Литературно-поэтические: воздушный замок; воздушный океан; за тридевять земель; красная девица; лебединая песня; терновый венец.
Официально-деловые: вооруженные силы; вступить в силу; довести до сведения; женский пол; охрана труда; принять резолюцию; сжатые строки; тайное голосование; холодная война.
Межстилевые: во всяком случае, время от времени, от всего сердца, под открытым небом, сдержать слово, стереть с лица земли, что и требовалось доказать.
Преподаватель дает задание: исправьте ошибки, возникшие в результате неверного употребления фразеологизмов. Слайд 36
Но иногда умелая намеренная замена слов во фразеологизмах может явиться основой для каламбуров и шуток.
Задание: сравните заголовки газет и назовите фразеологизмы, послужившие основой для каламбуров. Слайд 37
Преподаватель: Во фразеологизмах слова теряют свою смысловую самостоятельность и употребляются, как правило, в переносном значении, но если слова, входящие в оборот употребить в прямом значении, то фразеологизм перестанет быть фразеологизмом.
Задание10 С данными словосочетаниями составьте по два предложения: Слайд38
а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле
б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма
IV. Закрепление изученного материала: Слайд 39
Что такое паронимы?
Как избежать ошибки в употреблении паронимов?
Назовите частичные омонимы. Что помогает их отличить друг от друга?
Что помогают избежать в речи синонимы?
Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?
V. Подведение итогов урока.
1.Домашнее задание. Слайд 40
Аспектный анализ
открытого занятия преподавателя Кравченко Л.Н. по дисциплине
ОУД.01 «Русский язык»
Тема: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»
Тип занятия: практическое занятие - презентация
Междисциплинарные связи: литература
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Методическая цель: Показать методику проведения практической работы с использованием презентации по дисциплине «Русский язык».
Образовательная: используя инновационную форму обучения – презентацию в практической работе ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;
обучать студентов употреблению данных лексических понятий.
Развивающая: развивать у студентов умение воспринимать и усваивать информацию, поданную в форме презентации.
Воспитательная: прививать любовь к родному языку.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
Использованная литература
1. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2014
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл./ –М.: Просвещение, 2014.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-компьютер;
-экран;
-авторская презентация;
- раздаточный материал.
Характеристика урока | Баллы | Выводы |
1.Дидактическая цель определяет: |
|
|
1.1. Логику изучения содержания учебного материала | 2 | Реализовано полностью |
1.2. Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося | 2 | Реализовано полностью |
2. Цель по содержанию урока: |
|
|
2.1. Соответствует содержанию учебного материала | 2 | Реализовано полностью |
2.2. Конкретизирует познавательный, развивающий, воспитательный результаты обучения | 2 | Реализовано полностью |
3. Организовано действие учащихся по принятию пели |
| Реализовано полностью |
4. Методы обучения: |
|
|
4.1. Соответствуют уровню учебных возможностей обучающихся | 2 | Реализовано полностью |
4.2. Способствуют мотивации | 2 | Реализовано полностью |
4.3. Обеспечивают диалог в обучении | 1 | Реализовано частично |
4.4. Способствую достижению ТДЦ | 2 | Реализовано полностью |
5. Формы организации познавательной деятельности: |
|
|
5.1. Обеспечивают сотрудничество между обучающимися | 1 | Реализовано частично |
5.2. Способствуют включению каждого обучающегося в деятельность по достижению цели | 2 | Реализовано полностью |
6. Задания для самостоятельной работы: |
|
|
6.1. Способствуют достижению ТДЦ | 2 | Реализовано полностью |
6.2. Обеспечивают эффективность методов обучения | 2 | Реализовано полностью |
6.3. Соответствуют содержанию учебного материала | 2
| Реализовано полностью |
7. Средства обучения |
|
|
7.1. Обеспечивают усвоение знаний и умений | 2 | Реализовано полностью |
7.2. Стимулируют развитие творческих способностей | 2 | Реализовано полностью |
7.3. Обеспечивают воспитание эмоционально ценностного отношения к миру | 2 | Реализовано полностью |
8. Выводы об уровне достижении ТДЦ |
|
|
8.1. Образовательный аспект | 2 | Реализовано полностью |
8.2. Развивающий аспект | 2 | Реализовано полностью |
8.3. Воспитательный аспект | 2 | Реализовано полностью |
Итого: | 36 | Эу = 95% |