Открытое занятие и мастер-класс как форма профессионального самосовершенствования педагогов в инновационной образовательной среде МБУДО «Станции юных техников»

Через открытые занятия и мастер-классы педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие и мастер-классы — средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»











Открытое занятие и мастер-класс

как форма профессионального самосовершенствования педагогов

в инновационной образовательной среде

МБУДО «Станции юных техников»





Составила:

Захарова Тамара Григорьевна,

заместитель директора по УР






г.Ханты-Мансийск,

2018 г

Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение готовности педагогов к работе в современных условиях. Требования федеральных государственных образовательных стандартов работников образования определяют новые подходы к организации образовательного процесса, формам, методам и, самое главное, результатам обучения. Все это требует постоянной работы методической службы по повышению профессионального уровня педагогов.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как открытые занятия и мастер-классы.

Через открытые занятия и мастер-классы педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие и мастер-классы — средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Среди компетенций педагога дополнительного образования, обеспечивающих профессиональное мастерство, профессиональный стандарт указывает на необходимость наличия следующих умений:

  • планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, с учетом:

- задач и особенностей образовательной программы;

- образовательных запросов учащихся (для детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;

  • использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:

- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;

- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья).

Одной из признанных и эффективных форм повышения квалификации педагогических работников в системе дополнительного образования на протяжении многих лет является обмен опытом педагогической деятельности.

Среди форм трансляции инновационного педагогического опыта наиболее востребованы мастер- классы и открытые занятия.

В учреждении серьезное внимание уделяется повышению компетентности педагогических работников в сфере изучения и транслирования актуального и инновационного педагогического опыта. Так, в рамках методического объединения по проблеме «Реализация профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" в инновационной образовательной среде МБУДО «Станции юных техников» была рассмотрена тема: «Открытое занятие и мастер-класс как форма профессионального самосовершенствования педагога».

Обеспечивая организацию взаимодействия и взаимообогащения педагогов в процессе коллективного творческого поиска и рефлексии педагогической деятельности, методический совет учреждения ежегодно утверждает тематику мастер-классов и открытых занятий для реализации в образовательном пространстве учреждения, с участием педагогических работников МБУДО СЮТ, так и под руководством администрации Департамента образования при проведении городских мероприятий совместно с другими образовательными учреждениями города.

Проблематика, цели и задачи мастер-классов, тематика и методические цели открытых занятий проектируются педагогическими работниками МБУДО СЮТ исходя из проблемы «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества», индивидуальных исследовательских проблем педагогов.

В 2017-2018 учебном году в МБУДО СЮТ образовательную и воспитательную деятельность осуществляло 12 педагогов, работало 18 объединений по трем направленностям: технической, художественной, социально-педагогической с охватом 374 учащихся. Педагогами было проведено 5 мастер-классов и 4 открытых занятий в объединениях технической направленности.

Открытое занятие – специально подготовленная форма организации методической работы, реальный образовательный процесс, в ходе которого педагог демонстрирует коллегам реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.

Отличительной особенностью открытых занятий является наличие методической цели, которая предопределяет, какие именно образовательные технологии, методы, педагогические приемы будут демонстрироваться педагогом в процессе проведения занятия.

Осмысление, изучение и разработка теоретических, методических и практических аспектов учебного занятия в системе инновационной деятельности учреждения призвано обеспечить построение совершенной модели взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.

Открытые занятия посвящаются актуальным проблемам методической науки и, как правило, каждое открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. В свою очередь, индивидуальная педагогическая проблема педагога неразрывно связана исследовательской проблемой объединения, с общей проблемой деятельности учреждения в целом.

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Современное инновационное занятие отличает новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом изменение в цели, содержании, методах, средствах или в форме организации занятий.

Проведенные в учреждении в 2017-2018 учебном году открытые занятия охватывают широкий спектр методических проблем и были проведены с участием обучающихся с различными образовательными потребностями и возможностями, различных возрастных групп.

За 2017-2018 учебный год в МБУДО СЮТ проведены следующие открытые занятия:

Открытое занятие по теме «Изготовление игрушки пингвина из бумаги» (образовательная программа «Начальное техническое моделирование» технической направленности ) для детей 8-10 лет, первого года обучения, провела педагог дополнительного образования Захарова Тамара Григорьевна.

Активные методы обучения: наглядный, игровой метод «Угадай-ка», самостоятельная работа (изготовление «Карточек- помощников»), элемент театрализации «Путешествие в страну чертёжных инструментов», прием создания ситуации «успеха».

Открытое занятие: Изготовление динамической игрушки «Чебурашка»

для детей 6-8 лет провела педагог ДО Фомина Ирина Николаевна, объединение технической направленности «Фантазия».

Оба занятия по типу - открытия нового знания наряду с решением задач обучения:

  • Познакомить детей с особенностями жизни животных.

  • Обобщить и расширить знания детей о животных. Активизировать словарный запас.

  • Научить детей технологии изготовления игрушек.

Развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды тврческой деятельности; формирование положительной мотивации к развитию творческих способностей; воспитание чувства любви и бережного отношения к животным.

Образовательная цель занятий – погружение в коммуникативную ситуацию для освоения новой лексики.

Методическая цель– демонстрация использования интерактивных технологий в процессе реализации образовательной программы объединения «Начального технического моделирования».

Открытое занятие по теме «Цветочное оригами: на примере изготовления цветка гвоздики» (общеразвивающая программа объединения «Хоббиты», раздел «Изготовление игрушек на основе базовых форм») для детей 8-10 лет провела педагог ДО художественной направленности Домашенко Наталья Станиславовна.

Открытое занятие «Проверка монтажа печатной платы и сборка электронной схемы на стенде» для учащихся 11-16 лет провел педагог дополнительного образования Рыбьяков А.В., объединение технической направленности «Радиоэлектроника и электронная техника».

Активные методы обучения: метод актуализации имеющихся знаний у обучающихся, метод создания проблемной ситуации, групповое обсуждение, наглядный метод практической работы «действующее устройство».

На открытых занятиях, проведенных в учреждении, были продемонстрированы:

  • инновационные технологии проблемного и развивающего обучения;

  • технологии личностно-ориентированного обучения: творческая мастерская, эмоционально - образное обучение, разноуровневое обучение;

  • педагогические средства развития мотивации к познавательной и творческой деятельности;

  • приемы организации коллективной мыслительной деятельности;

  • формы воспитательной деятельности, направленные на становление гражданско-патриотической позиции обучающихся;

  • использование элементов здоровьесберегающей и игровых технологий на занятиях с детьми различных возрастных групп;

  • технологии создания творческого продукта, алгоритмы различных видов деятельности;

  • интерактивные методы обучения, основанные на личностно-ориентированном подходе и др.

Еще более эффективной формой самосовершенствования педагога является мастер-класс.

Идея проведения мастер-класса практико и компетентностно ориентирована, и направлена на результативность деятельности всех его участников (в том числе мастера).

Как локальная технология трансляции инновационного и актуального педагогического опыта мастер-класс обеспечивает педагогу-мастеру возможность продемонстрировать и коллективно (совместно с участниками) проанализировать особенности использования ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау» педагога-мастера.

Обычно мастер-класс состоит из заданий, которые направляют деятельность педагогов-участников на решение поставленной педагогической проблемы, причем внутри каждого задания участники абсолютно свободны в осуществлении выбора пути исследования, средств для достижения цели, в выборе темпа работы.

Мастер-класс предполагает актуализацию знаний каждого педагога-участника по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить представления всех его участников о сути проблемы, а также способах и средствах ее решения.

В технологии проведения мастер-класса предлагается использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы. (Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности).

В зависимости от типа мастер-класса избирается алгоритм, позволяющий достигать поставленные цели.

По типу мастер-классы классифицируются как:

  • предметные (овладение предметом или способом деятельности по направлению);

  • педагогические (в основе - освоение технологий и методов, путей и способов решения определенной проблемы);

  • предметно-педагогические (овладение одновременно и способом деятельности, и методами обеспечения его освоения воспитанниками).

Мастер-классы, проведенные педагогическими работниками МБУДО СЮТ в 2017-2018 учебном году - предметно-педагогические, предполагающие одновременное освоение участниками способов конкретной практической деятельности и демонстрация методов и приемов решения заявленной педагогической проблемы в процессе организации данного вида деятельности.

В 2017-2018 учебном году в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Станции юных техников» было проведено 5 предметно-педагогических мастер-класса.

Мастер-класс по теме: выпиливание сувенира из фанеры «Утенок на кораблике» провела педагог дополнительного образования Захарова Тамара Григорьевна.

В ходе мастер-класса была определена цель: формировать навыки выпиливания лобзиком; показать учащимся приёмы выпиливания из фанеры. В процессе занятия мастер-класса педагог учил создавать композиции с изделиями, выполненными из фанеры; Воспитывать интерес к моделированию, развивать художественный вкус, творческие способности.

Осуществлен анализ возможностей занятия как формы обучения, его роли и места в формировании творческой направленности личности учащегося; продемонстрированы педагогические приёмы развития мотивации обучающихся к творческой деятельности; представлен опыт проведения занятий на примере деятельности детского образовательного объединения «Начального технического моделирования».

Мастер-класс социально значимых проектов «Модуль автоматизации индивидуальных теплиц» на примере объединения «Радиоэлектроника и электронная техника» был представлен педагогом дополнительного образования Рыбьяковым А.В.

Цель проекта:

  • повышение урожайности,

  • сокращение трудозатрат,

  • экономия времени и средств при выращивании тепличных культур.

Задача проекта:
  • разработать и внедрить универсальный модуль автоматизации индивидуальных теплиц,

  • cоздать действующий макет автоматизированной теплицы.

Функции аппарата: у аппарата имеются 5 основных функций: забор воды, полив, проветривание, обогрев, освещение.


Преимущества модуля:

  1. В отличие от промышленных устройств в предлагаемом проекте применяется микроконтроллер ATMEGA328, что позволяет объединить все функции в один модуль.

  2. Ручная настройка оптимальных условий роста любых растительных культур.

  3. Применение компьютерных технологий в сельском хозяйстве.

  4. Удобный и интуитивно понятный интерфейс на русском языке.

  5. Простота управления. Настройка устройства совершаются с помощью одной кнопки (энкодера).

  6. Устройство поможет сэкономить немало личного времени и денег.

Предметно-педагогический мастер-класс по проблеме: «Реализация коллективных творческих социально значимых проектов на примере объединения «История в миниатюре», был представлен педагогом дополнительного образования Барневым Д.С.

Цель: диссимиляция положительного педагогического опыта реализации коллективных творческих социально значимых проектов на примере реализации проекта «Когда мы едины, мы непобедимы».

Цель проекта: Создание условий для взаимодействия учащихся и родителей посредствам включения в совместную творческую деятельность.

Задачи проекта: создать условия для совместной деятельности учащихся и родителей. Вызвать интерес у родителей к занятиям своих детей по средствам проведения совместных мероприятий. Развить творческую личность с активной гражданской позицией.

В процессе обсуждения актуальности заявленной проблемы была отмечена значимость формирования ценностно-смысловой сферы воспитанников объединения сообразно возрасту и социокультурному контексту. Среди наиболее важных качеств личности и компетенций обучающихся объединения «История в миниатюре» педагогом были отмечены: коммуникабельность, критичность, креативность, психологическая устойчивость, эмоциональный интеллект.

Мастер-класс по проблеме: «Создание интерактивной игры в программе «Power Point» на примере объединения «Компьютерная графика»», был представлен педагогом Манвелян И.Л.

Применение Мультимедийной презентации – один из эффективных методов организации обучения, очень сильное педагогическое средство. Внедрение этой деятельности позволяет педагогу организовать освоение современных информационных технологий, сформировать необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Уникальность мультимедийной презентации в том, что она может использоваться на всех типах занятий.

Например, на занятиях контроля знаний, с помощью презентации можно сделать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний детей.

Мультимедийные презентации удобно хранить и при необходимости можно дополнять информацией. Возможности Power Point в самом деле безмерны! Программа Power Point – это инструмент художника и режиссера, позволяющий воплотить в жизнь любую творческую задумку.

Цель мастер-класса: расширение познания в области овладения информационно-компьютерными технологиями по средствам создания интерактивной игры в программе Power Pоint.

В ходе мастер-класса были представлены технические и игровые, вербальные и невербальные интерактивные средства обучения, в том числе: имитационная игра, озвучивание мультфильма.

Мастер-класс по проблеме: «Использование компьютерных программ на занятиях объединения «КомпАс» был представлен педагогом Домашенко Н.С.

Цель мастер-класса: презентация педагогического опыта использования компьютерных программ Stellarium, Starcalc, SKYCHART. Повышение мотивации педагогов к применению мультимедийных технологий.

В процессе мастер-класса осуществлен анализ использования возможностей электронных ресурсов для обучения школьников; представлен опыт использования электронных ресурсов и компьютерных программ на примере реализации дополнительной общеобразовательной программы «КомпАс» МБУДО СЮТ; осуществлена демонстрация педагогического опыта с использованием компьютерной программы Stellarium.

В процессе проведения мастер-классов МБУДО СЮТ рассматривались проблемы:

- технического, гражданско-патриотического, художественно-эстетического воспитания;

- применения информационных технологий, в частности: использование компьютерных программ на занятиях;

- развития интеллектуальных и творческих способностей детей;

- развития мотивации обучающихся к познавательной, исследовательской и творческой деятельности;

- применения интерактивных средств обучения;

- реализации здоровьесберегающих технологий;

- реализации проектных технологий и др.

Мастер-класс - это главное средство передачи концептуально новой идеи авторской педагогической системы.

Именно авторские педагогические системы обеспечивают уровень развития каждой образовательной организации, дополнительного образования в целом.

Для современного дополнительного образования способность своевременно откликаться на новшества и связанные с их внедрением изменения в образовательной реальности и запросах потребителей, а также осуществлять опережающее предложение образовательных услуг являются основополагающими.

Обеспечить внедрение инноваций в дополнительное образование детей и взрослых способны лишь педагогические коллективы, ядро которых составляют педагогические работники, чьими приоритетами являются непрерывное образование и творческое развитие, обеспечивающие устойчивый рост профессионального мастерства.





Литература:

  1. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.

  2.  Русских  Г.А. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3 .

  3. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.

  4. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 168 с.


Используемые интернет ресурсы:

1.http://www.krirpo.ru/resource/ESMK/msd/data/Zacepina_NV.pdf

2.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/531889/


10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее