«Осенний фестиваль знаний 2024»

Откровенный разговор о воспитании современного поколения

Как воспитывать современное поколение подростков? Можно ли сегодня полностью применять методику воспитания А.С. Макаренко? Или возможно лишь частично использовать в работе некоторые принципы его работы? Попытаемся ответить на этот вопрос!

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

О. А. Мотина

«ГАПОУ ИО «Братский индустриально – металлургический техникум»

г. Братск


Откровенный разговор о воспитании современного поколения

Уделяйте внимание воспитанию ребенка и главное, сами будьте такими, какими хотите, чтобы стали ваши дети и даже лучше.

Как воспитывать современное поколение подростов? Можно ли сегодня полностью применять методику воспитания А.С. Макаренко? Или возможно лишь частично использовать в работе некоторые принципы его работы? Давайте попытаемся на это ответить. Молодёжь XXI века называют не иначе как «цифровое поколение» или «интернет-поколение». Наблюдая за ними, за тем, как они общаются со взрослыми, между собой можно сделать вполне обоснованные выводы, что это существо безразличное, ничем не интересующееся, не уважающее старших, хоть это и не показывается открыто, знающее свои права, но не знающее обязанности. Как же всё- таки воспитывать современных деток? Или правильнее спросить, что нужно делать, чтобы наши дети выросли настоящими людьми?

«В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять»

Иммануил Кант

Это знаменитое высказывание актуально сегодня как никогда! От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, вся его жизнь. Конечно, лучший воспитатель для ребенка - это его родители, но в нашей жизни парой складывается так, что родители заняты зарабатыванием денег, необходимых профессиональных навыков не имеют, да к тому же и сами далеки от совершенства. Что же остаётся?

Остаётся школа, которая на сегодня сосредоточилась лишь на образовании.

Кто должен вкладывать в наших детей кроме формул, правил что-то человеческое, доброе и светлое?
Давайте обратимся к опыту прошлых поколений. Вспомним работу советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, который был признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. В чем был секрет Макаренко и применима ли его методика к современным детям?

Давайте вспомним основные правила методики А.С. Макаренко.

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс. Значит первым правилом А.С. Макаренко – коллектив.

Далее, система воспитания Макаренко была самая демократичная. Выдающийся педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который давал каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития.
Значит второе правило – самоуправление в воспитательном коллективе.

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.

Следовательно, третье правило А.С. Макаренко – трудовое воспитание.

Следующее звено в воспитательной методике А.С. Макаренко – это Учитель/воспитатель/родитель. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».
Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают ложь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Последним завершающим звеном в воспитательном процессе, по мнению А.С. Макаренко – является дисциплина. Ведь это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.

Можно ли сегодня полностью применять методику воспитания А.С. Макаренко? Или возможно лишь частично использовать в работе некоторые принципы его работы? Давайте попытаемся на это ответить?


Молодёжь XXI века называют не иначе как «цифровое поколение» или «интернет-поколение». К интернет- поколению учёные причисляют подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 20 с небольшим лет. Это «интернет-поколение», они чуть ли не «родились с гаджетами». Для них выйти из дома без мобильника всё равно что выйти на улицу голым.
Новое поколение придерживается принципа “живи настоящим”. Они хотят получать удовольствие от жизни и ни о чём при этом сильно не беспокоиться. Главная цель жизни — “быть счастливыми”. Причём счастье для них связано прежде всего с физическим и психологическим комфортом, а также персональной свободой.

Работая с подростками 15-18 лет, ежедневно взаимодействуя с ними, у меня есть прекрасная возможность изучить их. Наблюдая за ними, за тем, как они общаются со взрослыми, между собой, узнавая их отношение к разным вещам, событиям, интересуясь их взглядами и увлечениями, можно сделать вполне обоснованные выводы.

В целом, 15-17-летний подросток сейчас – это существо безразличное, ничем не интересующееся, не уважающее старших, хоть это и не показывается открыто, знающее свои права, но не знающее обязанности. Вне зависимости, трудный ли это подросток, или преуспевающий отличник, есть у них одна общая черта – чувство собственного «Я». Выраженное чувство «Я», которое становится выше чужих «Я». Самомнение, не признающее авторитетов, не позволяющее уважать опыт, старость, чужой труд…

Но отойдем от критики и попробуем понять, в чем проблема. Естественно, они такими стали не сами, их такими воспитали. Воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Именно в детские годы закладываются в нем правила поведения, нормы морали, воспитывается культура. Если этого не дать в нужном возрасте, в подростковом возрасте это уже очень сложно будет привить, будет слишком поздно.

Чтобы понять, почему подросток вырос тем или иным, нужно посмотреть на родителей, которые его воспитали. Понять, каковы они сами.

Для любого ребенка, родитель – это эталон поведения, образец для подражания, первый человек, с которого он будет брать пример и учиться у него жизни.
Куратору чаще всего, приходится активно работать именно с проблемными детьми, взаимодействуя и подключая к совместной работе их родителей. Знакомясь с родителями таких обучаемых, обнаруживаешь, что нередко сами родители – люди несознательные и незрелые люди.
Нынешнее поколение детей и молодежи можно смело назвать поколением детей матерей-малолеток. Небольшой опрос, проведенный мной среди студентов, у которых я веду свои дисциплины, показал, что их матерям едва ли больше 35ти лет, тогда как им самим уже 16-17, большая часть их воспитывалась в неполных семьях без отца.

О чем это говорит? О том, что они стали родителями, когда еще не были к этому готовы, были слишком молоды. Оказавшись в такой ситуации, молодые люди попросту сбегают от ответственности, а девушки не имея опыта в воспитании, из-за беспечности, свойственной возрасту, легкомыслию, желанию пожить для себя, частенько относятся к своим родительским обязанностям халатно. Отсутствие отца, отсутствие полноценного внимания со стороны матери, приводят к тому, что ребенок не получает должного воспитания, частенько предоставлен самому себе и формирует свое мировоззрение из информации в интернете, телевидении, через друзей. К 15 годам он уже становится самостоятельной личностью, со своим набором привычек и особенностей. С этого момента можно разве что откорректировать его поведение, но перевоспитать уже невозможно. Потеряв в свое время внимание и интерес к своему ребенку, такие родители неизбежно теряют интерес ребенка к ним, когда он становится подростком. А это приводит к потере авторитета родителя в глазах своего ребенка.
Именно поэтому и вырастают такие подростки, которые никого не уважают – и начинают они именно с родителей.

После окончания 9 класса, передавая подростка «в руки» педагогов (нередко это еще и сопровождается переездом студента по месту учебы), родители частенько и вовсе снимают с себя ответственность. Между тем, в этот период, контроль особенно важен! Подросток получает свободу, находясь вдали от глаз родителей, приобретает новые знакомства, причем, не, всегда полезные, да и, просто находится в незнакомой местности.

Преподаватели отвечают за него только в часы занятий и не могут (и не обязаны) контролировать 24 часа в сутки, поэтому обязанность родителя – обеспечить контроль над своим ребенком в оставшееся время. Возможно, это сбережет его от действительно серьезных проступков.

Контроль необходим и за процессом учебы. Множество соблазнов, возникающие на пути у подростка (например, прогул занятия, чтобы сходить куда-нибудь), нередко идут в ущерб учебе. Не каждый подросток обладает развитым самоконтролем, чтобы правильно расставить приоритеты, поэтому здесь родительский контроль требуется обязательно. Ежедневный, регулярный контроль.

Родительская беспечность приводит к беспечности и его уже взрослеющего ребенка, который со временем и сам станет таким же несостоятельным родителем. Поэтому особенно важно не упустить в своем ребенке этот его этап, проявить к нему должное внимание и быть в курсе событий его жизни.

Как же всё- таки воспитывать современных деток? Или правильнее спросить, что нужно делать, чтобы наши дети выросли настоящими людьми?

Ответ прост и доступен: воспитатель должен сам быть таким, каким он воспитывает ребёнка. Проявлять, применять и олицетворять те качества, которые он пытается привить ребёнку.

Вывод самый простой: воспитатель должен воспитывать себя! Воспитание заключается в обратной связи от ребёнка к воспитателю. У ребёнка, подростка необходимо спрашивать, а не рассказывать! Конечно, предполагается, что воспитатель владеет вопросом шире и глубже, чем ребёнок понимает. Но дети 21 века понимают иначе, что совсем не значит не правильно. Они могут рассказать, как понимают. А нам нужно их об этом спрашивать. Часто получается так, что ребенок, чуть повзрослев, видит изъяны родителей, тогда он начинает сам учиться, искать правду, разбираться в жизни, воспитывать в себе недостающие качества. Этот путь усеян ошибками, пробами и шипами. Поэтому, постарайтесь максимально уделять внимание воспитанию ребенка и главное, сами будьте такими, какими хотите, чтобы стали ваши дети и даже лучше.

В наши дни применить методику Макаренко в чистом виде конечно применить нельзя, настолько изменились время и дети. Но все – таки в данной методике есть такие полезные вещи, как: социальная адаптация, ответственность, любовь к труду, что сегодня можно назвать «дефицитом». А значит, переосмыслив систему Макаренко, можно лучше понять причины его успеха и справиться с этим «дефицитом».

Список литературы

  1. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе/ А.С. Макаренко.- М.: «Просвещение», 2010.- 254с.

  2. Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко.- М.: «Просвещение», 2008.- 359с.

  3. Макаренко А.С. Трудовое воспитание/ Сост. и авт. вступит. статьи Л.Ю. Гордина.- Мн.: «Нар. света», 2010.- 256с.

  4. Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: в 2ч./ С.С. Невская.- М.: Академический проект; Альма Мастер, 2006.- 976с.

  5. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 - 173 с.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее