«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Особенности структуры и содержания уроков литературного чтения и русского языка в период внедрения ФГОС

Как подготовить и провести урок, учитывая требования ФГОС и современные инновации?

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС



«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.» - слова американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда, жившего в 19 веке, но эти слова, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта 2 поколения.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед нами, педагогами, в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке позволяет уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Изменяется и структура урока…

Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт, достигаются поставленные цели, рефлексивная самоорганизация и самооценка, опыт коммуникативного воздействия, поэтому просто необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, привлекать для обсуждения опыт учащихся.

В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность.

  • Одним из методов обучения на диалогическом уроке литературы является метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения, приёмами –комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, приём прогнозированного чтения (или угадывания). «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Большой интерес у детей вызывает

  • Составление кластера

При знакомстве с этим приемом работы ребята пользовались памяткой, сейчас эта работа уже не вызывает затруднений, а только неподдельный интерес.

(если необходимо – осуществляется систематизация)

  • Упражнение Инсерт - это приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.

В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут учащимся вдумчиво читать теоретический материал учебника, выполнять различные задания творческого характера. Кроме того, в тетради включены задания, которые могут служить образцом, либо, которые нуждаются в корректировании, а еще часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями, которые можно предложить ребятам выполнить в паре. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. На уроках для работы в паре, в группе можно предложить различные задания. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить – это проверять друг друга (ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.)

Следующий этап: научить тренироваться в парах (взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии: лесенка успеха, яблоня, светофор и др. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

2


Содержимое разработки

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.»     Э. Хаббард

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.»

Э. Хаббард

Сравнительный анализ  подачи материала Учитель сообщает тему урока: «Сегодня мы будем изучать…» Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения

Сравнительный анализ подачи материала

  • Учитель сообщает тему урока: «Сегодня мы будем изучать…»

Стандарт первого поколения

Стандарт второго поколения

  • Урок начинается с постановки проблемы: «Рассмотрите…
  • «С одной стороны,… а с другой…»
  • «Что удивляет?» «В чём затруднение?»
  • «Что надо узнать?»
Сравнительный анализ  подачи материала Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Объяснение учителя: «Итак, слушаем внимательно…»  Поиск и нахождение решения:

Сравнительный анализ подачи материала

Стандарт первого поколения

Стандарт второго поколения

  • Объяснение учителя: «Итак, слушаем внимательно…»

Поиск и нахождение решения:

  • «Определите сами…», «Подумайте , как можно ответить на вопрос…»
  • «Определите, как можно объяснить языковое явление, применяя уже знакомое вам правило…»
Сравнительный анализ  подачи материала Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения «Придумай схему…» «Зарифмуй правило…» «Составь опорный конспект…»  Заучивание материала: «Выучи, перескажи, повтори…»

Сравнительный анализ подачи материала

Стандарт первого поколения

Стандарт второго поколения

  • «Придумай схему…»
  • «Зарифмуй правило…»
  • «Составь опорный конспект…»
  • Заучивание материала:

«Выучи, перескажи, повтори…»

Структура уроков  русского языка и литературы  в технологии  деятельностного подхода:    1. Организационный момент:  • включение учащихся в деятельность;  • выделение содержательной области;  2. Постановка учебной задачи:  • актуализация ЗУН и мыслительных операций;  • создание проблемной ситуации;  • выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока;  3. «Открытие» учащимися нового:  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;  • выведение алгоритма действий;  4. Первичное закрепление;  5. Самоанализ и самоконтроль;  6. Рефлексия.

Структура уроков русского языка и литературы в технологии деятельностного подхода:

1. Организационный момент: • включение учащихся в деятельность; • выделение содержательной области; 2. Постановка учебной задачи: • актуализация ЗУН и мыслительных операций; • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока; 3. «Открытие» учащимися нового: • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма действий; 4. Первичное закрепление; 5. Самоанализ и самоконтроль; 6. Рефлексия.

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

  • побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся;
  • постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся.
Методы решения проблемы

Методы решения проблемы

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);
  • подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)
Таким образом, проблемно-деятельностное обучение  – это обучение, обеспечивающ ее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.  Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам
  • Таким образом, проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающ ее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

Затем учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам .

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

  • Основная педагогическая задача в условиях ФГОС – организация условий, инициирующих детское действие.
«Учусь учиться» Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо:

«Учусь учиться»

Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся
«Учусь учиться»

«Учусь учиться»

  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов
«Учусь учиться»

«Учусь учиться»

  • привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Показатели эффективности урока:

Показатели эффективности урока:

  • Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
  • Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
  • Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
  • Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
ДИАЛОГ С  АВТОРОМ

ДИАЛОГ С

АВТОРОМ

Типы заданий:

Типы заданий:

  • выразительно прочитайте следующий фрагмент;
  • Прокомментируйте слова героя, автора;
  • Задайте вопрос автору;
  • Ответьте на поставленный вопрос;
  • Выделите в тексте наиболее непонятные места;
  • Продолжите сюжет произведения;
  • Реконструируйте отсутствующую часть текста;
  • Сформулируйте свою гипотезу продолжения и завершения произведения;
ПАМЯТКА  Как составить кластер?

ПАМЯТКА Как составить кластер?

  • 1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  • 2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  • 3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  • 4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Работа в группах

Работа в группах

Рефлексивный экран 1.На уроке я работал  2.Своей работой на уроке я  3.Урок для меня показался  4.За урок я  5.Мое настроение  6.Материал урока мне был   7.Домашнее задание мне кажется    активно / пассивно  доволен / не доволен   коротким / длинным   не устал / устал  стало лучше/стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интересно

Рефлексивный экран

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал стало лучше/стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

Рефлексия «Зарядка»

Рефлексия «Зарядка»

  • Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:
  • - присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
  • - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
  • - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
  • - поднять руки в локтях - хорошая
  • оценка, позитивное отношение;
  • - поднять руки вверх, хлопая в
  • ладоши, подняться на цыпочки –
  • очень высокая оценка, восторженное
  • отношение.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее