МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
Особенности системы оценки
достижений обучающихся
задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего
образования
Карп Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
2017-2018 уч.г.
Система оценки достижения обучающимися
задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1.) обучающихся с ЗПР (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный
подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, мета предметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ЗПР
система оценки, ориентирована на выявление уровня образовательных достижений учащихся с ЗПР с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных действий.
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции школьника,
которая находит отражение в эмоционально_- положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характере учебного сотрудничества
учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности –
чувства гордости за свою Родину,
знание знаменательных для Отечества исторических событий;
любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно_познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
·характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
· определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
· систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Другая форма оценки личностных результатов учащихся –
оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся,
для обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача решается в процессе на основе представлений информации о нормативном содержании и возрастном развитии в форме медико-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации и при согласии родителей) и проводится ПМПС.
Оценка сформированности отдельных личностных результатов
в МОУ «Волосовская НОШ» проводится на основе анализа
Карт индивидуальных достижений обучающихся, которые заполняют учителя классов для детей с ОВЗ и специалистом психологом логопедом.
Педагогическая диагностика
№ пп | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | ||
1 | ЛИЧНОСТНЫЕ Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель
задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. ( Анализ выполнения к.р., провер.р. по предметам, уровень техники чтения)
На основании этих процедур результаты оценки мета предметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД ) фиксируются в индивидуальных картах.
4 | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | КОММУНИКАТИВНЫЕ Трудности во взаимодействии со взрослыми. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | Неумение находить способы разрешения конфликтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Общеучебные Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Неумение передавать информацию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися с ЗПР. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
21 | ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Подготовка к обучению грамоте - чтение Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 | Трудности в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 | Ознакомление с окружающим миром русский язык Трудность в обогащении и активизации словаря. Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 | Трудность в правильном согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 | Трудности в овладении некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 | Трудности в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 | Трудности в составлении различных видов рассказов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | Трудности в составлении всех типов предложений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 | Математика Трудности в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 | Трудности в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 | Трудности в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 | Трудности различения количественных и порядковых числительных (сколько, который). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | Трудности соотнесения цифры, числа и количества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 | Трудности в практическом иллюстрировании состава чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 | Трудности в использовании условной мерки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 | Трудности в овладении действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 | Трудности в составлении и решении арифметических задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание к таблице
Н – начало года
С – середина года
К – конец года
Условные обозначения
(красный) – трудность есть
(желтый) — иногда встречается
(зеленый) – трудность скорректирована
*В случае отсутствия трудности — ячейка не закрашивается
Особенности работы с детьми с ОВЗ
1.Каждый урок - продолжение предыдущего, каждый вносит свой вклад в изучаемую тему. Если отработать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята тему усвоят.
Многократное повторение основного материала – один из приемов работы.
2.Этим детям необходим период вживания в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать скорость чтения, счёта, письма. Всегда помнить, что ученики сразу не в состоянии пересказать даже понятый материал. Нужно учить всему – слушать, слышать, пересказывать.
3.Неоходимо вселять детям веру в то, что они обязательно поймут материал, а для этого чаще давать однотипные задания. Одно задание решили с учителем, другое сообща с классом, третье – каждый индивидуально.
4.Излагать материал надо маленькими дозами. Каждую – закреплять повторением.
5.Придумывать задания, идущие от простого к сложному. По каждой теме!
6.Не гнаться за обилием новой информации. Уметь из изучаемого выбрать главное, изложить его и повторить.
7.Главной составляющей любой методики является общение. Не сумеет учитель расположить к себе детей – не получит результата обучения. Надо не боятся на уроке отвлекаться от темы , постараться рассказать что – нибудь занимательное, интересное, жизненно важное, а затем вернуться к изучаемому. Такие «лирические отступления» мобилизуют внимания ребят.
Это порождает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.
На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР.
Наряду с критериями оценки возникает вопрос о том, какой объём реализуемых знаний считать удовлетворительным. Ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, рекомендуют следующую систему оценивания:
Оценка | % выполнения заданий |
Удовлетворительно | 35-50 % |
Хорошо | 50-65 % |
Очень хорошо | Свыше 65% |
Учителями классов для детей с ОВЗ был задан вопрос: «Как оценивать детей с ОВЗ?» Опытные дефектологи отвечают: «По динамике, используя зону ближайшего развития обучающегося» . Оценка обучающегося с ОВЗ очень и очень индивидуальна. Главное – не навредить. Не отбить желание учиться!
Оценки | Программа общеобразовательной школы | Коррекционно-развивающее обучение VII вида | Специальное коррекционное обучение VIII вида |
«5» отлично | Допускается один недочёт | Нет ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более одного недочёта | Не более одного недочёта, логичность и полнота изложения. |
«4» хорошо | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки. | В работе допущены 2-3 орфографические ошибки или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу, не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу | 1-3 орфографические ошибки или 4-6 недочётов, незначительные нарушения логики изложенного материала. |
«3» Удовлетво рительно | Допускаются: 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках допускается «3». | В работе допущено 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу. | В работе допущено 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу. |
«2» плохо | Более 5-8 орфографических ошибок. | В работе допущено более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу или более 8 недочётов по пройденному материалу. | В работе допущено более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу или более 8 недочётов по пройденному мматериалу. |
Данный материал обсуждался на заседании школьного объединения учителей классов КРО и на семинаре ,проводимой районной ПМПС
Критерии оценивания письменных работ учащихся по русскому языку
| Ошибкой в диктанте следует считать: -нарушение правил орфографии или написании слов; -пропуск и искажение букв в словах; замену слов -отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; -неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (програм.). За ошибку в диктанте не считаются: -ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; -единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; -единичный смысл замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: -два исправления; две пунктуационные ошибки; -повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие: -повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; -перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении; 2 негрубые ошибки = 1 ошибке. Однотипные ошибки: Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.
|
Критерии выставления отметок за выполнение грамматического задания к контрольной работе
Оценки | Программа общеобразовательной школы | Коррекционно-развивающее обучение VII вида | Специальное коррекционное обучение VIII вида |
«5» | Правильно выполнены все задания. | Правильно выполнены все задания. | Правильно выполнены все задания. |
«4» | Правильно выполнены не менее 3\4 задания | Задание выполнено полностью, но допущена одна ошибка или 2 исправления. | Задание выполнено полностью, но допущена одна ошибка или 2 исправления. |
«3» | Выполнено не менее половины задания | Задание выполнено не полностью или задание выполнено полностью, допущены 2 ошибки, задания выполнены небрежно. | Задание выполнено не полностью или задание выполнено полностью, допущены 2 ошибки, задания выполнены небрежно. |
«2» | Не выполнено больше половины задания | К заданию ученик не приступал | К заданию ученик не приступал |
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми обучающимися (кол-во изученных орфограмм 60 % от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности. Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Учитывая, что сочинения и изложения носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются.
Объем словарного диктанта: |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
классы | количество слов |
|
|
|
|
| ||||||||
1 |
|
| 7-8 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
| 10-12 |
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
| 12-15 |
|
|
|
|
|
| |||||
4 |
|
| до 20 |
|
|
|
|
|
|
|
Оценки за словарный диктант |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
«5» | нет ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
«4» | 1-2 ошибки или 1 исправление (1-й класс); |
|
| ||||||||||||||||||||||
|
|
| 1ошибка или 1 исправление (2-4 классы) |
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
«3» | 3 ошибки и 1 исправление (1-й класс); |
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
|
| 2ошибки и 1 исправление (2-4 классы) |
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
«2» | 4 ошибки (1-й класс); |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
| 3ошибки (2-4 классы) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения:
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила);
недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене);
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр.
Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;
замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю).
Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта:
смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа),
п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
Оценки | Программа общеобразовательной школы | Коррекционно-развивающее обучение VII вида | Специальное коррекционное обучение VIII вида |
«5» | Нет ошибок | Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более 1 недочёта. | Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более 1 недочёта. |
«4» | 1-2 негрубые ошибки | Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу. | Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу. |
«3» | 2-3 ошибки, 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен. | Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к контрольной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 8 недочётов по пройденному материалу. | Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к контрольной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 8 недочётов по пройденному материалу. |
«2» | Более 4 грубых ошибок, не решена задача. | Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу. | Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу. |
Ошибки: -незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; - неправильный выбор действия; -неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков; - пропуск части математических действий, влияющих на получение правильного ответа; -несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочёты: -неправильное списывание данных; -ошибки в записи математических терминов; -неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий; -отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. |
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».
Критерии оценивания контрольной работы про математике
Математика.
Оценка усвоения знаний в 1 классе осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях,
текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания.
Оценивание устных ответов по математике
«5» ставится обучающемуся, если он:
а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия; б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий;
в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения; г) правильно выполняет работы по измерению и черчению;
д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы; е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики.
«4» ставится обучающемуся в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий; б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки;
в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий; г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения. «3» ставится обучающемуся, если он:
а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если обучающийся не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя; б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью педагога справляется с решением.
«2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.
Техника чтения на конец года:
Норма
1 класс – 25-30 слов
2 класс -45-50 слов
3 класс – 70-75 слов
4 класс – 80-90 слов.
VII вид
1 класс - 20-25 слов
2 класс – 30-40 слов
3 класс – 50-60 слов
4 класс – 70-80 слов.
VIII вид
1 класс – 10 слов
2 класс – 15-20 слов
3 класс – 25-30 слов
4 класс – 35-40 слов.
Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи ( чтение в слух от 100-120 в минуту). Возможно обучение детей элементам динамического чтения до 200 слов в минуту, чтение глазами. (Упражнения для оптимального чтения: жужжащее чтение; порционное чтение – щадящее; чтение диафильма; чтение перед сном).
Динамическое чтение – это чтение только глазами, с подавлением артикуляции. Для успешной работы в этом направлении удобнее проводить отдельно уроки техники чтения, потому что приёмы оптимального и динамического чтения очень специфичны и они идут в разрез с работой над особенностями художественного произведения.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Итоговая оценка выпускника с ОВЗ
структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка с ЗПР и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
Таким образом, в итоговой оценке выпускника с ЗПР необходимо выделить две составляющие:
накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов и
оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении системы знаний на момент окончания начальной школы.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся предметные, мета предметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Оценивание письменных работ обучающихся с ЗПР начальной школы
Отметка |
| Программы |
|
| Адаптированная основная | ||||||||||||||
общеобразовательной | общеобразовательная программа | ||||||||||||||||||
|
| школы |
|
| для обучающихся с ЗПР | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
5 | Не | ставится |
| при | трёх | Допущены 1 негрубая ошибка или | |||||||||||||
| исправлениях, но при одной | 1-2 | дисграфических | ошибок, | |||||||||||||||
| негрубой ошибке можно ставить | работа написана аккуратно |
| ||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
4 | Допущены орфографические и 2 | Допущены 1-2 орфографические | |||||||||||||||||
| пунктуационные |
| ошибки | или 1 | ошибки, 1-3 пунктуационных и 1-3 | ||||||||||||||
| орфографическая | и | 3 | дисграфических | ошибок, | работа | |||||||||||||
| пунктуационные ошибки |
| написана аккуратно, но допущены | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| 1-2 исправления |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||
3 | Допущены | 3-4 | орфографические | Допущены 3-7 орфографических | |||||||||||||||
| ошибки | и | 4 |
| пунктуационные | ошибок, 3-4 пунктуационных, 4-5 | |||||||||||||
| ошибки | или 5 | орфографических | дисграфических. Допущены 1-2 | |||||||||||||||
| ошибок |
|
|
|
|
| исправления |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
2 | Допущены | 5-8 | орфографических | Допущено | более | 8 | |||||||||||||
| ошибок |
|
|
|
|
| орфографических, 4 и более | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| дисграфических ошибок. |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|