ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Особенности построения текста разных функциональных типов
По дисциплине Русский язык
ВИД ЗАНЯТИЯ: урок
ТИП УРОКА: комбинированный
ТЕМА УРОКА: Особенности построения текста разных функциональных типов
ЦЕЛИ УРОКА:
обучающие:
формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи.
воспитательные:
формирование творческого начала у учащихся, активной жизненной позиции;
ориентирование на успех;
воспитание инициативы, самостоятельности в учебной деятельности.
развивающие:
развитие критического мышления (умения анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);
развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);
развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: компьютер, телевизор, тетради, раздаточный материал, доска.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)
Мотивация учебной деятельности обучающихся (4 мин)
Обсуждение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)
Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)
В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)
Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)
Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)
Словарная работа (10 мин) В русском языке есть слово «текстильный», в котором выделяется корень ТЕКСТИЛЬ, что оно обозначает? Составьте словосочетания с этим словом
(текстильная фабрика, текстильное производство).
Как вы думаете, случайно ли в этом слове просматривается слово ТЕКСТ?
- Этимологически слова «текст» и «текстиль» связаны с латинским корнем «ткань».
- Это даже отражено в поэзии: «Буду стихи т к а т и…» (Антиох Кантемир, поэт 18 века) или «Люблю появление т к а н и…» (Осип Мандельштам, поэт 20 века)
Есть ли что-нибудь общее между словом ткань и текст? Докажите свою мысль.
- В чём же эта связь? Чтобы помочь Вам, даю подсказку. Найдите «пятое лишнее слово» в интеллектуальной разминке (кстати, как Вы определили, что оно лишнее?) (сплетать)
(В тексте все предложения, как нити в ткани, связаны между собой в единое целое.)
В любой ткани есть основная нить. Если ее убрать, то ткань рассыплется на нитки. Какую параллель можно провести с текстом?
(Текст не может существовать без основной мысли)
Итак, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Сообщение новых знаний (30 мин)
- Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную позицию. Просмотрим 3 картинки, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»
Роль | Позиция |
Болельщик | Наблюдатель |
Игрок | Реализатор |
Судья | Критик |
Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?
Наблюдатель (статичность) – описание
Реализатор (динамичность) – повествование
Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение
- Запишем основные положения в тетрадь в виде таблицы, чтобы вам легче было определять тип текста и моделировать собственные тексты в зависимости от речевой задачи.
Особенности типов речи
| Описание | Повествование | Рассуждение |
Субъектная позиция | Наблюдатель (статика) | Реализатор (динамика) | Критик (мета-позиция) |
Цель |
|
|
|
Композиция |
|
|
|
Языковые средства |
|
|
|
Приём фотографирования |
|
|
|
- Исследуйте предложенные тексты. Определите типы речи.
Какую коммуникативную задачу выполняет автор каждого текста?
(Создать образ; рассказать историю; дать оценку, высказать точку зрения)
Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?
(описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка;
повествование: завязка-развитие действия-кульминация-развязка,
рассуждение: тезис-аргументы-вывод)
Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения?
(О: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места
П: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени
Р: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания)
- Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд»
Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм.
Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему?
(Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса)
Написание Синквейна (15 минут)
Самостоятельная работа обучающихся (Закрепление изученного материала) (15 мин.)
Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего» (3 группы)
Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации.
Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору.
Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений)
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех?
Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?”
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?”
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек.
Поделитесь мнением: какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему?
А что — не очень важно? Почему?”
Обсуждение выполненной работы, коррекция ошибок (3 мин.)
Демонстрация коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений.
Оценивание учебных достижений.
Тест (15 минут)
Домашнее задание (2 мин.)
Написать синквейн. Повествование. Рассуждение.
Рефлексия (2 мин.)
-Вы любите отгадывать кроссворды? Отгадав кроссворд, мы вспомним, о чем оворили сегодня на уроке!
1. Это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. (13 букв). ПОВЕСТВОВАНИЕ.
2. Момент наивысшего напряжения в развитии события. (11букв). КУЛЬМИНАЦИЯ.
3. Это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (8 букв). ОПИСАНИЕ.
4. Слово, с которого можно начать доказательство в рассуждении. (8 букв). ВО- ПЕРВЫХ.
5. Часть речи, которая чаще всего встречается в описании. (14 букв). ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
6. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. (11 букв.). РАССУЖДЕНИЕ.
7. Чаще всего делятся своими раздумьями по поводу описанных событий в … (10 букв). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
8. Слово, с которого можно начать вывод в рассуждении. (4 буквы). ИТАК.
Выявление затруднений, возникших в процессе работы на уроке.