«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Особенности построения текста разных функциональных типов

Учащиеся создают речи разных типов и стилей речи, используя изученные средства связи предложений и частей текста; подчиняют отбор содержания и языковых средств раскрытию темы и основной мысли; совершенствуют написанное.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Особенности построения текста разных функциональных типов


По дисциплине Русский язык


ВИД ЗАНЯТИЯ: урок


ТИП УРОКА: комбинированный


ТЕМА УРОКА: Особенности построения текста разных функциональных типов


ЦЕЛИ УРОКА:


  1. обучающие:

  • формирование комплексного представления о функциональной специфике типов речи.


  1. воспитательные:

  • формирование творческого начала у учащихся, активной жизненной позиции;

  • ориентирование на успех;

  • воспитание инициативы, самостоятельности в учебной деятельности.


  1. развивающие:

  • развитие критического мышления (умения анализировать готовые тексты, определять типы речи, давать оценку, корректировать тексты);

  • развитие речи (умение формулировать аргументированные ответы, создавать готовый речевой продукт);

  • развитие умения применять теоретические знания в жизненной практике (моделирование собственных текстов в зависимости от поставленной коммуникативной задачи).

ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: компьютер, телевизор, тетради, раздаточный материал, доска.


























ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся (4 мин)

Обсуждение темы и целей урока.

  1. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

  1. Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.

  • Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)

  • Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)

  • Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)

  • В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)

  • Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)

  • Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)

  1. Словарная работа (10 мин) В русском языке есть слово «текстильный», в котором выделяется корень ТЕКСТИЛЬ, что оно обозначает? Составьте словосочетания с этим словом

(текстильная фабрика, текстильное производство).

Как вы думаете, случайно ли в этом слове просматривается слово ТЕКСТ?

- Этимологически слова «текст» и «текстиль» связаны с латинским корнем «ткань».


- Это даже отражено в поэзии: «Буду стихи т к а т и…» (Антиох Кантемир, поэт 18 века) или «Люблю появление т к а н и…» (Осип Мандельштам, поэт 20 века)

Есть ли что-нибудь общее между словом ткань и текст? Докажите свою мысль.

- В чём же эта связь? Чтобы помочь Вам, даю подсказку. Найдите «пятое лишнее слово» в интеллектуальной разминке (кстати, как Вы определили, что оно лишнее?) (сплетать)

(В тексте все предложения, как нити в ткани, связаны между собой в единое целое.)

В любой ткани есть основная нить. Если ее убрать, то ткань рассыплется на нитки. Какую параллель можно провести с текстом?

(Текст не может существовать без основной мысли)

Итак, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.


  1. Сообщение новых знаний (30 мин)

- Итак, мы вспомнили, что такое текст. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)


- В жизни, так или иначе, каждый человек (субъект) выполняет определенные роли, занимает ту или иную позицию. Просмотрим 3 картинки, выявим 3 позиции, которые может занимать человек в игре «Хоккей»


Роль

Позиция

Болельщик

Наблюдатель

Игрок

Реализатор

Судья

Критик


Соотнесите эти три позиции с тремя известными вам типами речи. В каком типе речи позиция говорящего – наблюдатель? реализатор? критик?


Наблюдатель (статичность) – описание

Реализатор (динамичность) – повествование

Критик (мета-позиция, т.е. взгляд со стороны, оценка) – рассуждение

- Запишем основные положения в тетрадь в виде таблицы, чтобы вам легче было определять тип текста и моделировать собственные тексты в зависимости от речевой задачи.


Особенности типов речи


Описание

Повествование

Рассуждение

Субъектная

позиция

Наблюдатель (статика)

Реализатор

(динамика)

Критик

(мета-позиция)

Цель




Композиция




Языковые

средства




Приём фотографирования




- Исследуйте предложенные тексты. Определите типы речи.

Какую коммуникативную задачу выполняет автор каждого текста?

(Создать образ; рассказать историю; дать оценку, высказать точку зрения)


Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?

(описание: общее впечатление-раскрытие признаков - оценка;

повествование: завязка-развитие действия-кульминация-развязка,

рассуждение: тезис-аргументы-вывод)


Какие языковые средства (части речи, синтаксические конструкции) использует автор, чтоб описать предмет, рассказать о событии или высказать точку зрения?

(О: много прилагательных, глаголы состояния, глаголы несов. вида, обстоятельства места

П: глаголы движения, глаголы сов. вида, обстоятельства времени

Р: вопрос-ответ, вводные слова и выражения (степень уверенности, организация высказывания)


- Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд»

Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм.

Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему?

(Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса)


  1. Написание Синквейна (15 минут)


  1. Самостоятельная работа обучающихся (Закрепление изученного материала) (15 мин.)

Как использовать средства языка для достижения жизненного успеха? Попробуем себя в ролевой игре «Интервью из будущего» (3 группы)


Познакомьтесь с содержанием игровой ситуации.

Определите, какой тип речи наиболее эффективен для решения коммуникативной задачи. Дайте обоснование своему выбору.

Используя характерные для данного типа речи языковые элементы, составьте мини-текст (3-5 предложений)


ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 1.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Опишите, в чём состоит Ваш успех?
Какими возможностями и личными качествами Вы обладаете?”

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 2.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек. Расскажите, как Вы этого достигли? Как Вы пришли к своему успеху?”

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ № 3.
Вы добились определённого успеха в жизни. Ваша личность вызывает интерес. Корреспондент международного издания берёт у Вас интервью. Вопрос:
“Вы — успешный человек.
Поделитесь мнением: какие шаги являются наиболее важными для достижения успеха в жизни? Почему?
А что — не очень важно? Почему?”


  1. Обсуждение выполненной работы, коррекция ошибок (3 мин.)

Демонстрация коллективного творчества каждой команды; выявление затруднений.

Оценивание учебных достижений.


  1. Тест (15 минут)


  1. Домашнее задание (2 мин.)

Написать синквейн. Повествование. Рассуждение.


  1. Рефлексия (2 мин.)

-Вы любите отгадывать кроссворды? Отгадав кроссворд, мы вспомним, о чем оворили сегодня на уроке!

1. Это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. (13 букв). ПОВЕСТВОВАНИЕ.

2. Момент наивысшего напряжения в развитии события. (11букв). КУЛЬМИНАЦИЯ.

3. Это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (8 букв). ОПИСАНИЕ.

4. Слово, с которого можно начать доказательство в рассуждении. (8 букв). ВО- ПЕРВЫХ.

5. Часть речи, которая чаще всего встречается в описании. (14 букв). ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

6. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. (11 букв.). РАССУЖДЕНИЕ.

7. Чаще всего делятся своими раздумьями по поводу описанных событий в … (10 букв). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

8. Слово, с которого можно начать вывод в рассуждении. (4 буквы). ИТАК.



Выявление затруднений, возникших в процессе работы на уроке.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее