Основная категория детей, пострадавших в ДТП − это младшие школьники. Больше половины из них попадают под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Такое положение дел определяется особенностями психического и личностного развития младших школьников.
Данный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Совершенствуется зрительное восприятие увеличивается поле зрения, становится точнее глазомер, увеличивается скорость реакции. Одновременно совершенствуется функция вестибулярного аппарата-дети становятся более устойчивыми к падению. Благодаря активному развитию функций мозга улучшается восприятие формы объектов и изображения, что увеличивает шансы заметить опасность на дороге. Изменяется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации.
В случае возникновения неожиданной опасности, требующей от ребенка быстрого анализа ситуации и ответного действия – быстрого реагирования на ситуацию не произойдет. Почему так происходит? Наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. При восприятии информации о ПДД школьник не просто принимает ее к сведению, а выделяет только значимую для себя. Можно сказать, что причина несоблюдения ПДД, не столько в том, что школьник не понял правила, а в том, что он предпочел свой вариант поведения. В этот период можно выделить и гендерные отличия: у девочек реакция на внезапный сигнал замедленнее, чем у мальчиков. Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение, мальчикам - склонность принимать самостоятельные решения (в силу этого они чаще нарушают Девочки проявляют большую реактивность в том случае, когда имеется возможность целенаправленно организовать свое внимание.
В то же время нужно выделить особенности возраста, которые определяют предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:
- затрудненность определения пространственных положений и взаимоотношений объектов на дороге, своего пространственного положения по отношению к ним, а также определения своего положения на местности по отношению к другим важным объектам (близко – далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше и др.),
- трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств (передвигается быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость и т.д.);
- замедленная реакция при принятии решений на дороге (у взрослого на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит около 0,8-1 с, а ребенку требуется уже 3-4 с).
- преобладание потребности в движении над осторожностью (ребенок не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием);
- неразвитые прогностические способности и несформированное логическое мышление не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения других участников дорожного движения и, как следствие, приводят к переоценке своих возможностей в реальной дорожно-транспортной ситуации;
- отсутствие «чувства времени», не позволяет правильно определить количество затраченного времени, например, на переход дороги, осуществить подсчет времени на дорогу по нужному маршруту в благоприятных и неблагоприятных условиях;
- потребность в новых впечатлениях и чрезмерная увлеченность (например, увидел знакомого, окликнули – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает опасности);
- неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге (испугавшись предупреждающего сигнала приближающегося автомобиля, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте или начнет метаться по дороге);
- неразвитое правосознание и самосознание, которое проявляется в невозможности осознать ответственность за собственное поведение на дороге, оценить последствия своего поступка для других участников дорожного движения.
Чему учить, что развивать:
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе – дальше, рядом, около и пр.);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать, сравнивать, группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный, водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»).
- характеризовать и объяснять значение слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кинотеатра, магазина и др.) по рисункам и личным наблюдениям;
- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДД), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя и др.);
- вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно- транспортных ситуациях. - в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения;
- приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах, например: привычку начинать движение, оглядевшись; поворачивать голову для наблюдения, переходя дорогу или двигаясь к автобусу; пристегивать ремень безопасности в двигающемся автомобиле; передвигаться по тротуару; переходить проезжую часть дороги под прямым углом (не по диагонали); играть только в отведенных для этого местах, убедившись в безопасности; не спешить на маршрутный транспорт, даже если опаздываешь; ездить на велосипеде в шлеме и только по безопасному маршруту и др.
Формы обучения:
- социально-психологический тренинг (элементы);
- интегрированные уроки;
- включение в коллективную творческую деятельность (придумать сказку, полезные советы, как формировать уверенность в себе, шпаргалку, содержащую алгоритм действий при переходе нерегулируемого перекрестка, нарисовать карикатуру на неправильные действия в дорожной ситуации и др.).
Методы обучения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- наблюдение, самонаблюдение;
- упражнения на специальных тренажерах;
- тестирование и другие диагностические процедуры для контроля знаний;
- конкурсы (кроссвордов, сказок, пословиц, рассказов, сочинений-эссе и др.);
- игры: дидактические, игры-путешествия, ролевые игры; интеллектуальные (настольные, тренажерные, компьютерные);
- беседы, с использованием стихов, фрагментов рассказов, сказок, басен как иллюстраций анализа жизненных ситуаций на дорогах, улицах, транспорте, поведения героев;
- интерактивный опрос;
- блиц-опрос;
- моделирование типовых вариантов дорожных ситуаций (опасных и безопасных): в помещении, на улице, в автогородке;
- экскурсии: а) заочные – используются фотовидеоматериалы, схемы; б) очные: на улице, где происходит отработка и закрепление на практике имеющихся теоретических знаний, обучение анализу ситуации в конкретных дорожных условиях (пешие и автобусные); в здании
– ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД, спецтехникой.
Поэтому, выбирая формы и методы обучения, педагог должен представить варианты развития ситуации на дороге таким образом, чтобы школьник сам выделил безопасный способ поведения приемлемый для него. В целом младший школьный возраст - это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме и целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах. Важно! Для школьников этого возраста создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания. Отечественный психолог Л.С. Выготский выделил закономерность, суть которой в следующем: ни одна форма поведения не является столь крепкой, как та, которая связана с эмоциями. Поэтому, если надо вызвать у школьника нужные формы поведения, следует позаботиться о том, чтобы изучаемый материал оставил эмоциональный след в его памяти.