МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
Особенности организации воспитательной работы с умственно отсталыми обучающимися
Составила воспитатель: Приймакова Н.Ф.
2017-2018 учебный год
Особенности организации воспитательной работы с умственно отсталыми обучающимися
Слайд № 2
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание или помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Обращаем ваше внимание на два очень важных тезиса в этом определении: «… на создание условий для развития…» и «…оказание им помощи в жизненном самоопределении…». Это особенно актуально при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в коррекционных учреждениях, так как для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия.
Слайд № 3
В своей работе мы используем и рекомендуем вам методическое пособие Е.Д. Худенко.
В пособии представлены материалы, освещающие систему работы воспитателей, направленную на формирование личности воспитанника с умственной отсталостью с позиции учета особенностей его развития, ведущей деятельности и ее основных мотивов в условиях социальной дипривации: технология воспитательного процесса; перспективное календарное планирование воспитательной работы для детей от 6 до 16 лет на каждый день. Т.е для всех возрастных групп; выделены основные показатели навыков коммуникативного поведения для младшего, среднего, старшего школьного возраста применительно к детям с умственной отсталостью. Пособие можно использовать для работы воспитателей и педагогов всех видов специальных (коррекционных) школ-интернатов, детских домов, так как в нем практически представлена программа по воспитательной работе, рекомендованная Минобразования РФ.
Слайд № 4
Воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно - развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Нормальное развитие ребенка с умственной отсталостью рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности.
Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым.
Главное внимание в организации воспитательной работы нужно уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия с воспитателем.
Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над») разработка занятий, развивающих потребность в приобретении знаний.
Важно организовывать воспитателем коллективную деятельность (прогулки, игры, совместное творчество), в ходе которой ребенок своими силами решит задачу не может, но в совместной деятельности с воспитателем, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые впоследствии и становятся формами и способами его взаимоотношения с миром.
Воспитатель в коррекционной школе, детском доме должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.
Слайд №5
Основными направлениями коррекционно-развивающей среды должны стать:
- создание системы позитивно-действующих факторов: оформление школы, детского дома, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и прочее с меняющимся дизайном;
- создание информационной службы Центра, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом, видиотеки, аудиокассетных записей.
- разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель.
- создание психолого - педагогичекого обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей.
- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации.
Слайд № 6
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвитие» личности, самопознание и т.д., когда речь идет о воспитании как о процессе. Применительно к коррекционным учреждениям этот тезис несколько модифицируется, так как невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недоступно. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя.
Он должен:
- знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой группы;
- учитывать особенности характера и недостатки ребенка;
- знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка;
- постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Слайд № 7
Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производственной деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников детских домов. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою педагогически – организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности6 дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений, садоводство и огородничество. Ведь это доступно нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это направление станет мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно тренировать на определенные модели поведения.