Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный и экономический опыт.
Современные мамы и папы часто переживают, что их отказ вызовет у ребенка психотравму. Уж поверьте, эти опасения в большинстве случаев беспочвенны. Более того, ребенок нуждается в ограничениях, потому что иначе он не научится соизмерять свои возможности с реальностью. «Став взрослым, он будет бросать деньги на ветер, брать кредиты, поддаваясь сиюминутным порывам»,
Разумные ограничения должны быть в жизни маленького человека, но ни в коем случае нельзя душить его отказами раз за разом. Если ребенок постоянно получает отказ, рано или поздно он перестает просить. Он усвоил, что это бесполезно. Или опасается, что на него снова посыплются упреки и обвинения, и он опять будет сгорать от стыда. В результате вырастает человек, которому трудно получать удовольствие от жизни
С 6-7 лет с ребенком уже можно договориться, объяснить, почему вы не можете или не хотите раскошелиться на ту или иную вещь: «слишком дорого для нашей семьи», «не уверен(а), что кукла стоит таких денег», «многие врачи и педагоги против того, чтобы младшие школьники пользовались гаджетами». Дети многие вещи способны понять – говорите с ними как с равными, не прививая чувство вины за их желания. Но при этом будьте предельно внимательны и чутки: если у ребенка с языка не сходят просьбы о дорогой игрушке или планшете, возможно, имеет смысл пойти навстречу.
Наши желания – мощные мотиваторы, поэтому не заставляйте детей чувствовать себя виноватыми, если они грезят о дорогой игрушке или гаджете. Пусть они учатся мечтать и, став взрослыми, будут позволять себе хотеть большего. Прислушивайтесь к их просьбам – не действуйте из позиции «я лучше знаю, что тебе нужно». Но и ущемлять себя тоже не вариант – договаривайтесь с ребенком. Ищите баланс интересов, это главное.
Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть. Например, если ребенок мечтает о дорогой игрушке предоставьте ему право выбора: при каждом походе в магазин покупать разные мелочи (киндер-яйцо, наклейки, мыльные пузыри) либо ты ничего не просишь и, накопив необходимую сумму, покупаешь через месяц то, о чем мечтал.
Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Поиграйте с ребенком в магазин продуктов или одежды, меняйтесь ролями, рассуждайте вслух, чем обосновывается ваш выбор тех или иных товаров, продуктов.
Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга. Есть множество настольных игр решающих задачи обучения детей экономической грамоте. Это всем известная «Монополия», «Миллионер», «Автомобильный завод» и др.
Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.