Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Железногорск , Курской области
Открытый урок русскому языку
« Основные типы склонений. Понятие
о 1склонении имён существительных».
Подготовила Юркова О.Е.
Открытый урок русского языка 4 класс
« Основные типы склонений. Понятие о 1склонении имён существительных».
ЦЕЛЬ:
дать понятие о 1 склонении имён существительных в русском языке; закреплять знания о падежах, грамматических признаках при разборе предложений, развивать речь, память, воображение, интерес к предмету, наблюдательность
показать грамматические особенности имён существительных первого склонения;
учить работать по опорным схемам;
вырабатывать навыки коллективной и групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска с записями, доска магнитная, карточки со словами и текстом, таблица и опорные схемы, музыкальное сопровождение, мультимедийный ряд, с
1.Орг. момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся «Добрый день»
(Учащиеся стоя проговаривают вслух)
« Быть должны у нас в порядке,
Ручки ,книжки и тетрадки,
А девиз у нас какой?
Всё, что надо под рукой»
Садятся: «Спинка прямая, локти у края»
-Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок
Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
2. У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем
3. ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО
На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.
Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.
И.п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
- Готовим руки к работе. (растирание пальчиков, мытьё рук, встряхивание кистей).
4. УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОПИСАНИИ.
Запишите число и пожелание.
Чистописание.
Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз
Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Какое полезное ископаемое добывают в нашей стране?
-Нефть.
-Указать части речи.
- Найти однородные члены. Как они связаны?
6.Зрительная гимнастика. Бегущий огонёк.
Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.
1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
2. Постоянный признак имен существительных… (род)
3.Часть слова без окончания … (основа).
4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
6. Имена существительные изменяются по … (числам ).
7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)
7. Словарная работа
Узнай слово по его лексическому значению.
1.Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования.(библиотека)
2.Тот, кто учится в школе.(ученик)
3.Продукт питания, белая жидкость.(молоко)
4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.(тетрадь)
5.Город-герой, столица России.(Москва)
6.Разговор между друзьями ( беседа)
7.Здание для ожидания поезда, автобуса (вокзал)
8. Собрание каких-либо предметов (коллекция)
-Определить число, род.
2 ученика работают по карточкам
Определить падеж существительных.
П р о в е р ь
1.В жаркий полдень шли ребята по дороге полевой.
2.Вдруг они увидели в поле клубы дыма.
3. Это горела спелая рожь.
4. Коля и Сережа кинулись тушить пожар
5. Миша помчался в село.
7. Они стали заваливать рожь пластами свежей земли.
5. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
НКЛЕСОЕИН
5 2 3 6 1 4 9 8 7 (склонение)
Запишите тему урока.
"Первое склонение существительных."
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Имена существительные в русском языке бывают трёх склонений: 1,2, 3-го. Склонение можно определить по начальной форме - именительному падежу единственного числа.
Мы будем знакомиться со склонениями постепенно, сегодня узнаем о первом скл.
2. Работа по опорной таблице.
1 склонение
-а -я
берёза
земля Анна
ФИЗМИНУТКА.
Работа по учебнику
Чтение правила,
Самостоятельная работа(
Мама, тетя, беседа, библиотека. папа, дядя, дорога, дыня, келья, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя.(бакалея-это сухие съестные товары :чай, сахар, кофе. мука. крупа), Келья-комната монаха.
Вывод: У имен существительных 1 склонения с твердой и мягкими основами безударные и ударные окончания пишутся одинаково
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)
Свежая, русская, интересная, ежедневная …(газета)
Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто)
Найди сущ. 1 склонения
8.Составь предложение используя слова.
Маленький, не может , ежик, из-за, иголки, колкие, мешают, на спине, заснуть, ему.
Разберите по членам предложение, дайте характеристику предложению, укажите части речи, определите род. число. падеж сущ.
7. Рефлексия. Давайте оценим свою работу. Как оцениваете свою работу? Расскажите :
1.Я умею определять 1 склонение сущ +
2.На уроке работал хорошо +
удовлетворительно +
я старался +