Организация исследовательской деятельности в
общеобразовательной школе
В нашей школе проектная и исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой часть учебного процесса. Ведь в ее основе лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. В школе разработана нормативно-правовая база данной деятельности:
Положение о портфолио учащихся основной школы;
Положение о школе полного дня;
Положение о научно-исследовательской деятельности обучающихся;
Положение о рейтинговой системе оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся;
Положение о школьной научно- практической конференции.
Исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для формирования УУД обучающихся
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формы организации исследовательской деятельности
Формы организации учебно - исследовательской работы:
1. Обучение учащихся началам научного исследования проходит через спецкурсы, учебные занятия.
Так в учебный план начальной школы введен предмет «Учись учиться». В 5 классе введен спецкурс «Основы исследовательской деятельности», на нем учащиеся учатся выделять объект исследования, формулировать проблему, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, правильно оформлять список использованной литературы, собирать информацию и представлять результаты исследования или проекта.
В рамках учебного плана реализуются следующие спецкурсы, на которых активно ведется исследовательская деятельность,
Мир растений |
Робототехника |
Основы исследовательской деятельности |
Спецкурс по биологии «Зеленая лаборатория» |
Азбука безопасности |
Картография |
Фотошоп |
Занимательная математика |
Путешествие по материкам |
Мир театра |
В мире животных |
3. Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы предоставляют элективные курсы в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследований и проектов.
«Химические вещества - строительные материалы»
«Выбираем здоровье»
«Золотое кольцо России»
«Политология»
«Решение химических задач»
Практикум по физике.
Представление своей работы — важный этап исследовательской деятельности. Каждому исследователю всегда важно услышать мнение одноклассников, оппонентов, простых слушателей или читателей. В школе возможностей для публичного выступления достаточно много, но особое место занимают, на наш взгляд, школьные научные конференции.
Научные конференции школьников — необходимый элемент школьной жизни, особенно там, где ведётся исследовательская или проектная работа школьников.
Конференция выполняет важные задачи:
1. Учит выступать публично и не бояться аудитории.
2. Способствуют самореализации и социализации личности.
3. Учит правильно вести дискуссию, уважать чужое мнение.
4. Позволяют обмениваться научным опытом, учиться у других.
В нашей школе такие конференции проходят уже 10 лет. Первые конференции мы проводили как представление результатов исследований и проектов, выполненных на элективных курсах.
Сейчас у нас в школе ежегодно в апреле проводиться научно-практическая конференция. Мы разбиваем ее на несколько этапов: вступительное слово, доклады, вопросы, перерыв, круглый стол.
Тщательно продумываем все этапы конференции, каждый участник должен знать, на каком этапе он задействован.
Время — один из самых важных моментов для проведения конференции. По опыту знаем, что дети не могут продуктивно работать, если конференция длится более 2 часов. Это 9-11 классы. А младшие не более 45 минут. Поэтому выступают ограниченное число человек.
Заранее разрабатываем регламент выступлений. (выступление ,как правило, длиться не более определённого промежутка времени (7-15 минут).
Задавать вопросы докладчику и дискутировать — обязательно.
Мы подходим ежегодно к проведению конференции творчески..Секции могут быть организованы или по классам, или по интересам (предметам) Конференция иногда длится 2-3дня.
Работы оценивает жюри, в которое входят и дети, и педагоги.
Критерии оценки презентаций и работ
Критерии оценки работ | Баллы | Критерии оценки презентации | Баллы |
1. Актуальность темы 2. Полнота раскрытия темы в соответствии с планом, законченность разработки 3. Творчество и самостоятельность автора, наличие аргументированной точки зрения автора 4. Соответствие содержания сформулированной теме, цели и задачам 5. Научный стиль изложения, литературный язык работы (для научных и экспериментальных работ). Соответствие выводов полученным результатам 6. Практическая направленность и значимость. 7. Оригинальность решения проблемы
| 0-5 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 0-10 | 1. Артистизм и выразительность выступления 2. Раскрытие содержания проекта на презентации 3. Использование средств наглядности, технических средств 4. Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, умение использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы)
| 0-10 0-10 0-10 0-10 |
Конференция является итогом учебной, творческой, практической, исследовательской деятельности учащихся, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач.
Девиз нашего педагогического коллектива:
Плохой учитель преподносит истину - хороший учит ее находить.