«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Организация исследовательской деятельности в общеобразовательной школе

Организация исследовательской деятельности в общеобразовательной школе

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Организация исследовательской деятельности в

общеобразовательной школе




В нашей школе проектная и исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой часть учебного процесса. Ведь в ее основе лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения. В школе разработана нормативно-правовая база данной деятельности:

  • Положение о портфолио учащихся основной школы;

  • Положение о школе полного дня;

  • Положение о научно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • Положение о рейтинговой системе оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся;

  • Положение о школьной научно- практической конференции.


Исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для формирования УУД обучающихся


  • Формирование личностных УУД:

  • • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

  • • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

  • • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

  • •Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

  • • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  • • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

  • • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени


Формы организации исследовательской деятельности

Формы организации учебно - исследовательской работы:

1. Обучение учащихся началам научного исследования проходит через спецкурсы, учебные занятия.

Так в учебный план начальной школы введен предмет «Учись учиться». В 5 классе введен спецкурс «Основы исследовательской деятельности», на нем учащиеся учатся выделять объект исследования, формулировать проблему, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, правильно оформлять список использованной литературы, собирать информацию и представлять результаты исследования или проекта.

В рамках учебного плана реализуются следующие спецкурсы, на которых активно ведется исследовательская деятельность,

Мир растений

Робототехника

Основы исследовательской деятельности

Спецкурс по биологии «Зеленая лаборатория»

Азбука безопасности

Картография

Фотошоп

Занимательная математика

Путешествие по материкам

Мир театра

В мире животных



3. Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы предоставляют элективные курсы в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследований и проектов.

«Химические вещества - строительные материалы»

«Выбираем здоровье»

«Золотое кольцо России»

«Политология»

«Решение химических задач»

Практикум по физике.

Представление своей работы — важный этап исследовательской деятельности. Каждому исследователю всегда важно услышать мнение одноклассников, оппонентов, простых слушателей или читателей. В школе возможностей для публичного выступления достаточно много, но особое место занимают, на наш взгляд, школьные научные конференции.

Научные конференции школьников — необходимый элемент школьной жизни, особенно там, где ведётся исследовательская или проектная работа школьников.

Конференция выполняет важные задачи:

1. Учит выступать публично и не бояться аудитории.

2. Способствуют самореализации и социализации личности.

3. Учит правильно вести дискуссию, уважать чужое мнение.

4. Позволяют обмениваться научным опытом, учиться у других.


В нашей школе такие конференции проходят уже 10 лет. Первые конференции мы проводили как представление результатов исследований и проектов, выполненных на элективных курсах.

Сейчас у нас в школе ежегодно в апреле проводиться научно-практическая конференция. Мы разбиваем ее на несколько этапов: вступительное слово, доклады, вопросы, перерыв, круглый стол.

Тщательно продумываем все этапы конференции, каждый участник должен знать, на каком этапе он задействован.

Время — один из самых важных моментов для проведения конференции. По опыту знаем, что дети не могут продуктивно работать, если конференция длится более 2 часов. Это 9-11 классы. А младшие не более 45 минут. Поэтому выступают ограниченное число человек.

Заранее разрабатываем регламент выступлений. (выступление ,как правило, длиться не более определённого промежутка времени (7-15 минут).

Задавать вопросы докладчику и дискутировать — обязательно.

Мы подходим ежегодно к проведению конференции творчески..Секции могут быть организованы или по классам, или по интересам (предметам) Конференция иногда длится 2-3дня.

Работы оценивает жюри, в которое входят и дети, и педагоги.


Критерии оценки презентаций и работ

     Критерии оценки работ

Баллы

Критерии оценки презентации

Баллы

1. Актуальность темы

2. Полнота раскрытия темы в соответствии с планом, законченность разработки

3. Творчество и самостоятельность автора, наличие аргументированной точки зрения автора

4. Соответствие содержания сформулированной теме, цели и задачам

5. Научный стиль изложения, литературный язык работы (для научных и экспериментальных работ). Соответствие выводов полученным результатам
(для остальных работ).

6. Практическая направленность и значимость.

7. Оригинальность решения проблемы

 

0-5

0-10



0-10




0-10





0-10







0-10


0-10

1. Артистизм и выразительность выступления

2. Раскрытие содержания проекта на презентации

3. Использование средств наглядности, технических средств

4. Ответы на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, умение использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы)

 

0-10


0-10


0-10




0-10


Конференция является итогом учебной, творческой, практической, исследовательской деятельности учащихся, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач.


Девиз нашего педагогического коллектива:


Плохой учитель преподносит истину - хороший учит ее находить.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее