Тихомирова Людмила Владимировна педагог-психолог
МАДОУ №20 Мурманская область город Мончегорск
Организация и взаимодействие педагога-психолога и семьи в социализации воспитанников раннего возраста.
С целью установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития и воспитания детей организую встречи в семейной гостиной Колыбелька. Участниками гостиной являются воспитанники, родители, педагог группы раннего возраста и педагог-психолог. Были разработаны положение о семейной гостиной и 5 совместных игровых встреч родителей с детьми.
Встречи в гостиной направлены на решение следующих задач:
1. Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
3. Обеспечение психологической комфортности воспитанников и родителей в дошкольном учреждении
Взаимодействие в семейной гостиной проходят в формате детско-родительских игровых встреч. Такая форма сотрудничества с семьей позволяет поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации ребенка, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Основой построения всей работы семейной гостиной «Колыбелька» является то, что на игровых занятиях родители находятся вместе с детьми. Совместно выполняют задания, играют, родители видят успехи и трудности ребенка, радуются вместе с ним и при необходимости помогают. Совместные занятия для родителей являются своеобразным "мастер-классом", неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
В основную часть каждого занятия входят:
игровые упражнения,
подвижные игры,
совместные театрализованные представления
музыкально-ритмические упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками;
расслабляющие упражнения – для снижения физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и родителей, для стабилизации психоэмоционального состояния детей и родителей, для регуляции процессов возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения;
пальчиковые игры, различные нетрадиционные приемы рисования, лепки, аппликации, игры с крупой, с песком.
Все игры и упражнения объединены общим игровым сюжетом. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и творческими заданиями.
Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, совместная творческая деятельность – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению гостиной.
Критериями эффективности работы семейной гостиной, являются:
• высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
• использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
• положительная оценка родителями деятельности семейной гостиной;
• предложения о дальнейшем сотрудничестве.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие! Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Таким образом, предлагаемые совместные игры - занятия дают родителям возможность по-новому взглянуть на развитие и воспитание своего малыша, являясь активным участником этого процесса. Теперь они не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.
Опыт работы семейной гостиной был представлен мною на методическом объединении педагогов-психологов образовательных учреждений г. Мончегорска. Представленный опыт получил высокую оценку коллег, некоторые используют разработанные нами конспекты в своем дошкольном учреждении.