Спиридонова Тамара Ивановна педагог высшей категории ДТО "ТЕЛЕ-КИНО"
Член Российского союза писателей,
Член Интернационального/Международного
союза писателей, поэтов и журналистов
г.Москва
Организация и способы работы в "Детской телестудии +"
Авторская программа "Детская телестудия +", создана для обучения подростков фото-видеосъемке в телестудии. Основные принципы организации деятельности детской телестудии определяются основными правилами детского творческого объединения "Теле-Кино": это - принципы добровольности, интереса, единства рекреации и познания, совместной и сознательной деятельности. А также общедоступности образования, где образовательные программы в телестудии могут быть: авторскими, экспериментальными; модифицированными, комплексными.
Работа в детской телестудии организуется в течение всего календарного года. В каникулярное время занятия могут проводиться в объединениях с постоянными или переменными составами детей, в том числе, в выездных кинолагерях загородных или с дневным пребыванием, а также на базе «Центра дополнительного профессионального образования».
В своей работе с детьми я принципиальное значение уделяю проектной научно-технической ценности фото- видеоизображения, кадра, с дальнейшим выходом электронных и печатных публикаций, создание электронного портфолио в виде участия в конкурсах исследовательских работ. В качестве образцов использую шедевры мировой живописи и кинематографа, что считаю исключительно важным фактором в формирования личности современного подростка.
Материально-техническое обеспечение
Составляющие реализации программы:
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:
светлый и просторный учебный кабинет,
компьютерный класс, и т.п.;
Кроме того, педагогу необходимы следующие средства обучения:
Аппаратура:
видеокамера,
фотоаппарат,
карты памяти,
штатив,
телевизор,
компьютер с программным обеспечением для видеомонтажа,
набор профессионального освещения,
устройство вывода принтер аудиоаппаратура,
микрофон. Детская литература
видеотека с роликами и фильмами по литературным произведениям, истории кино.
Перечень оборудования учебного помещения, кабинета:
классная доска,
столы и стулья для обучающихся и педагога,
шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
зеркала,
декорации, костюмы и т.п.; перечень оборудования для учащихся необходимого для проведения занятий:
телевизионная панель,
компъютер с подключением к интернет,
принтер 3 в одном,
цифровой фотоаппарат,
видеокамера,
штатив,
осветительный прибор,
микрофоны,
мышь, клавиатура, и т.п..
Условия реализации программы
Работа над проектом включает следующее:
обучение;
составление сценария;
выбор, заучивание ролей;
видеосъемка и фотографирование;
обработка собранного материала педагогом при помощи компьютерной программы для монтажа;
демонстрация проектов родителям на мониторах ;
Владение педагогом современными информационно-методическими условиями реализации программы:
это электронные образовательные ресурсы,
информационные технологии, и использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.
также для занятий по экранной культуре приобретение перечня видео и аудио-продукции: компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет.
Права и обязанности обучающихся детской телестудии:
Обучающиеся имеют право на:
Получение бесплатного дополнительного образования в соответствии с утвержденными дополнительными образовательными программами.
Выбор образовательной программы в соответствии со своими склонностями и способностями.
Обучение в рамках этих образовательных программ по индивидуальным учебным планам.
Посещение занятий в нескольких объединениях организации и переход из одного объединения в другое в течение года.
Свободу совести, информации:
Свободное посещение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий организации.
Внесение предложений по совершенствованию работы объединения.
Участие в кинофестивалях, конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.
Бесплатное пользование ресурсами организации, учебными помещениями, оборудованием, интернетом, инвентарем и материалами.
Развитие своих творческих способностей и интересов.
Обучающиеся обязаны:
Выполнять правила детского творческого объединения «Теле-Кино».
Посещать занятия детской телестудии, участвовать в общественно-полезной деятельности студии и трудовых делах коллектива, проявлять инициативу.
Ответственно выполнять поручения, данные коллективом телестудии, его руководителем, работающими в детской телестудии.
Укреплять дружбу и взаимопомощь в коллективе. Поддерживать традиции организации и студии.
Соблюдать правила поведения обучающихся и технику безопасности
Примеры приложений:
словарь терминов к любому виду деятельности;
используемый иллюстративный материал;
сценарии;
мастер-классы;
и другое, например: персональный сайт педагога- ДТО Теле-Кино
Делая вывод из всего сказанного можно утверждать, что весь этот многоликий кинопроцесс познакомит подростков с биографией знаменитых операторов, актеров, режиссеров, композиторов, на их примере дети убедятся, что видеоформат — очень богатое направление. Все рубрики хорошие их можно изучать и добавлять:
Можно сделать рубрику Видеоточки.
Какой-нибудь интересный сюжет о том, что они видят, что происходит со знаком препинания.
Например сюжет со знаком вопроса, если они сумели поднять вопрос.
Или сюжет-многоточие, если это размышление как у журналиста в статьях а подумать......
Сюжет с точкой, когда уверенное утверждение чего-то.
Восклицательный знак — что-то удивившее, поразившее их.
Запятая — это будет следующая серия.
Снимать события, города, школы, выставки. Например, дети решили снять видеоточку со знаком вопроса: Зачем нужен ум? И что они придумают, может быть 20 раз за 1–2 минуты в разных ситуациях зададут этот вопрос, или сделают смешной ролик. Ну это маленькая и неглубокая тема, первое, что в голову пришло
Можно обе рубрики Видеоточки и Знак вопроса на подъем острой темы или учебной.
Например акция Видеозагадки — задать вопрос из школьной программы или чуть дальше, но не просто прочитать вопрос-загадку в кадре, а обыграть. Разместить Видеозагадку в дежурке и призы за правильные ответы.
Можно видеозагадки на наши профессиональные темы видеосъемка, фотография, журналистика. И оценивать и видеозагадки и видеоотгадки.
Краткость — сестра… Мини документальный фильм по всем законам док. кино. Длительностью до 4 минут. Можно в течение учебного года менять темы, но направление документального фильма сохранять всегда.
Видеопортрет — за 1–2 минуты создать портрет интересного человека. Можно с фрагментами интервью или без, но так, чтобы раскрыть тему, чем человек интересен.
Тема профориентации для детей важна. Соответственно, съемка видео об определенной профессии. Для этого надо найти человека этой профессии, узнать про его дело, продумать и снять сюжет.
Назвать рубрику или Дело, которому служишь, Дело жизни: я б в строители пошел или по-другому. В идеале посетить учебное заведение, где получают эту профессию, или побывать на предприятии или учреждении, где работают люди этой профессии. А может, и без этого сумеют раскрыть профессию.
Секрет профессии— тоже интересная видеоточка.
Расширяя знания, снять сюжет на тему любимой книги. Трейлер. Не краткое содержание, не экранизация отдельных глав, а именно трейлер — динамичная или лиричная зарисовка, после которой хочется прочитать.
К году кино снять сюжет из школьной жизни, в школьном антураже, с собственным сюжетом, но с элементами и фразами, намекающими на какой-то фильм. Дополнительные очки первым угадавшим фильм. Тоже можно использовать как акцию.
Если дать задание в видеоформате снять фильм-исследование какого-то дома, здания. Результат — 10 совершенно разных фильмов с разными историями о зданиях в разных городах России.
Можно о своем доме, можно о необычном, о знаменитом, о странном, о новом, о старом. Обязательное условие — не выдуманная история, а глубина и информационная наполненность. Можно ведь попробовать использовать конкретизацию заданий?
Требования к видеоформату и оценка:
Интересный заголовок,
сюжет,
раскрытие темы,
качество съемки и звука.
Но конечно не стоит требовать обязательную съемку профессиональными камерами и монтаж в профессиональных программах. Далеко не у всех есть.
Монтировать для того, чтобы вставить заставку, титры в конце, им все равно придется, даже если сюжет без наложения музыки, голоса и не требует обрезки.
Если увлекутся и захотят пойти дальше, к профессиональной камере. И родители или образовательного учреждения найдут на это средства. А пока главное, видеть, снимать, думать, говорить. Так педагогу кажется.