«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Опытно-поисковая работа преподавателя по классу скрипки

В настоящее время опытно-поисковая работа преподавателей МБУ ДО Детской школы искусств № 8 была сосредоточена на создании особых образовательных программ – краткосрочных, которые реализуются в рамках Летней и Зимней академий искусств. Академии искусств проводятся в каникулярное время и принимают всех желающих независимо от возраста.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

В настоящее время опытно-поисковая работа преподавателей МБУ ДО Детской школы искусств № 8 была сосредоточена на создании особых образовательных программ – краткосрочных, которые реализуются в рамках Летней и Зимней академий искусств. Академии искусств проводятся в каникулярное время и принимают всех желающих независимо от возраста.

Разработаны следующие краткосрочные программы: «Краткий курс фортепиано (баяна, аккордеона, домры, гитары) для детей и взрослых», «Краткий курс эстрадного вокала для детей и взрослых», «Краткий курс по декоративно-прикладному искусству для дошкольников и детей школьного возраста», «Краткий курс по изобразительному искусству для взрослых», «Музыкальная литература для участников Академии искусств».

По своему направлению программы носят развивающий характер и предназначены для организации досуга детского и взрослого населения Нового города Заволжского района. Актуальность программ заключается в их общедоступности и в том, что они предусмотрены для детей и взрослых с любыми творческими данными.

Педагогическая целесообразность программ состоит в том, что краткосрочный курс обучения позволит повысить мотивацию к овладению в будущем тем или иным видом искусства и познакомит с содержанием образовательного процесса. Реализация программ позволит расширить художественный кругозор, заложить основы художественного вкуса и желание постигать азы выбранного вида искусства.

Отличительной особенностью всех перечисленных программ является сочетание краткого художественного, теоретического и практического материала и возможность участника Академии искусств выбрать понравившееся направление. Основные дидактические принципы – доступность и посильность обучения, наглядность и индивидуальный подход.

Срок реализации программ – 5 уроков.

Участники Академий, в основном, не будут иметь в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства, поэтому им надо предоставить возможность максимально плодотворно использовать отведённое для них время и заложить мотивацию для дальнейшего увлечения творчеством, посещения филармонических концертов и художественных выставок. Приобретенные умения, навыки и знания постараться закрепить на доступном и понятном практическом материале.

В краткосрочных программах подробно разработаны планы-конспекты всех пяти уроков с содержанием и видами работ. Так же представлен примерный список нотной, вокальной, художественной литературы и прописано методическое обеспечение программы.

Я вижу огромный плюс в использовании наших краткосрочных программ в следующем: поисковый режим позволяет выбрать интересный вид творчества, а, главное, выбранный вид деятельности не успевает надоесть, а некоторые смогут увлечься им на долгие годы. За непродолжительный период учащиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Большим интересом пользуется заключительное (итоговое) мероприятие, где участники Академии искусств демонстрируют свои достижения. Дальше я представляю свою краткосрочную программу «Краткий курс фортепиано для детей и взрослых».

Пояснительная записка

Рабочая программа «Краткий курс фортепиано для детей и взрослых» рассчитана на недельный краткосрочный курс ознакомления с музыкальным инструментом.

Актуальность программы заключается в её общедоступности и предусмотрена для детей и взрослых с любыми музыкальными данными.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что краткосрочный курс обучения позволит повысить мотивацию к овладению инструментом и познакомиться с содержанием образовательного процесса. Кроме того, краткосрочный курс позволит познакомить участников программы с историей развития фортепиано и основными фортепианными жанрами. Реализация программы позволит расширить музыкальный кругозор, заложить основы художественного вкуса и желание постигать азы фортепианной техники.

Отличительной особенностью данной программы является сочетание краткого музыковедческого, теоретического и исполнительского материала.

Цель программы:

  • заложить интерес к обучению на фортепиано;

  • дать первоначальные навыки владения инструментом.

Задачи программы:

  • показать элементарные навыки игры на фортепиано;

  • познакомить с основными теоретическими понятиями;

  • развить мотивацию к дальнейшему обучению.

Срок реализации программы

Программа «Фортепиано для детей и взрослых» реализуется в течение 5 уроков.

Форма и режим проведения занятий

Основная форма проведение занятий – индивидуальный урок. Также может быть использована форма ансамбля с преподавателем. Время проведения урока – 40 минут.

Ожидаемые результаты

Отличительной особенностью данной программы является сочетание краткого музыковедческого, теоретического и исполнительского материала.

Методы обучения

При работе с обучающимися преподаватель использует следующие методы:

– словесные (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

– практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями).

Учебно-тематический план

Номер урока

Содержание и виды работы

1урок

Беседа о музыке, истории развития фортепиано прослушивание музыки в исполнении педагога, знакомство с нотной грамотой, формирование творческих навыков.

2урок

Организация игрового аппарата, изучение клавиатуры, подбор по слуху музыкальных попевок

3урок

Изучение нотной грамоты, клавиатуры, подбор по слуху, игра упражнений на постановку игрового аппарата.

4урок

Нотная запись как фиксация слуховых представлений, игра в ансамбле с преподавателем без знания нотной грамоты, знакомство с инструментальными жанрами, пение под аккомпанемент преподавателя.

5урок

Слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта. Творческие задания, игра на инструменте простейших одноголосных мелодий по нотам и в ансамбле с педагогом.

Подведение итогов в форме прослушивания выученных и подобранных по слуху простейших мелодий.


Условия реализации программы

Кабинет с фортепиано, стул, репертуарные сборники.

Содержание программы

Участники Летней академии, в основном, не будут иметь в дальнейшем перспективы профессионального исполнительства на фортепиано, поэтому им надо предоставить возможность максимально плодотворно использовать отведённое для них время и заложить мотивацию для дальнейшего увлечения музыкой, посещения филармонических концертов и домашнего музицирования. Приобретенные умения, навыки и знания постараться закрепить на доступном и понятном музыкальном материале. Для этого следует основное время уделить изучению нотной грамоты, подбору по слуху знакомых мелодий, транспонированию этих мелодий на секунду вверх или вниз, умению петь под аккомпанемент и понимать нотную запись.

План-конспект урока №1

Знакомство с инструментом: клавиатура, клавиши. Пюпитр – подставка для нот. Педали – «душа» фортепиано. Струны, колки, молоточки, подушечки. Пианино и рояль. Сравнить.

Знакомим основными жанрами фортепианной музыки, с нотной грамотой, работаем над формированием творческих навыков, упражнениями для развития координации на инструменте.

План-конспект урока №2

Посадка за инструментом: существуют общие правила, обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуть разведенные в сторону локти находились над уровнем клавиш. Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы, при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Большое значение имеет положение ног. Они должны располагаться у педалей (на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость. Далее занимаемся организацией игрового аппарата, изучением клавиатуры, подбираем на слух музыкальные попевки, транспонируем. Отдельно останавливаемся на гимнастике для корпуса и рук: расслабление плечевого пояса, расслабление мышц корпуса, развитие подвижности суставов и отдельных групп мышц.

План-конспект урока №3

Продолжение изучения нотной грамоты, клавиатуры, подбор по слуху, досочинение, игра упражнений на постановку игрового аппарата.

План-конспект урока №4

Работа в нотной тетради, игра в ансамбле с преподавателем без знания нотной грамоты, пение под аккомпанемент преподавателя. Гимнастика для пальчиков. Выполняя упражнения, желательно объяснить участникам академии для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно при выполнении упражнений для пальцев. Опыт работы показал, что многие были удивлены, узнав о том, что в пальцах и ладонях есть мышцы, которые надо тренировать.

План-конспект урока №5

Творческие задания с использованием приёма досочинения, подбор на слух, транспонирование, игра на инструменте простейших одноголосных мелодий по нотам и в ансамбле с педагогом. Подведение итогов в форме прослушивания выученных и подобранных по слуху простейших мелодий.

Методическое обеспечение программы

1.Л.В.Горбунов. Композиция. Творческое музицирование, Пермь, 2005 год.

2. Т.Г.Печенёва. Подбор по слуху, Санкт-Петербург, 2006 год.

3.Н.М.Романова. Чтение с листа, Санкт-Петербург, 2006 год.

«Литература»:

1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70733280/

2. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е изд. М.: Наука, 1918.

3.Проект «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] - URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst-programma.pdf

4.Тенденции развития современной системы образования// Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. С.453. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyera.ru/tendencii-razvitiya-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-195.htm


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее