МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Тихонова»
«Опыт организации уроков музыки
в начальной школе
в условиях дистанционного обучения»
УЧИТЕЛЬ: Прокина
Нина Николаевна
2021 г.
Дистанционное обучение школьников стало реальностью нашего времени. Передо мной, как и перед многими учителями, стал вопрос, как интересно и доступно организовать дистанционное обучение. Богатый выбор различного материала для каждого занятия – важная часть его подготовки.
Тот опыт, который мы приобрели во время дистанционного обучения, может пригодиться и в будущем. Хочу поделиться тем, как проходила подготовка и формирование заданий для обучающихся в этот период, какие были использованы их виды и формы, какие ресурсы оказались наиболее полезными и послужили хорошим подспорьем в работе, а также как осуществлялась обратная связь.
Образовательная платформа РЭШ стала одним из основных ресурсов в моей работе. Во-первых, наличие богатого материала. Во-вторых, материал дан для использования на всех этапах урока. Кроме того можно пользоваться и при очной форме обучения, в обычном режиме. Темы на сайте не связаны с определённой программой по музыке, поэтому их можно использовать для разных программ. Но недостатком считаю то, что сайт очень неповоротливый, особенно при наличии слабой техники и медленного интернета.
Конечно, в интернете существуют различные образовательные сайты, где можно найти материал как для знакомства с темой, так и для проверки её усвоения. Например, я использовала тесты, вопросы и задания в формате презентаций. Очень полезным в условиях дистанта оказался для меня сайт «Инфоурок». В одном из разделов по предмету размещена коллекция обучающих видеороликов по программе Критской Е.Д. для 1-2 классов практически по всем темам. По продолжительности ролики небольшие, 5-7 минут. Красочные иллюстрации по теме, анимация, доступное объяснение материала, схемы, тексты песен, небольшие задания. Видеоролики также можно использовать на обычных уроках. Но к ним отдельно нужно загружать аудиофайлы с произведениями композиторов. Просмотреть ролик можно, загрузив его или перейдя по ссылке в зависимости от наличия техники и программного обеспечения у родителей. Также хороший материал можно найти на Ютуб-канале.
В процессе знакомства с темой использовала разные задания. Например, найти информацию о композиторе, написать реферат или сообщение. В тексте задания кроме формулировки заданий и вопросов по теме урока, важно было прописать рекомендации по его выполнению, памятки, сроки выполнения, а также объём.
Давая задания, старалась, чтобы они были разнообразными. Кроме тестов и ответов на вопросы, это такие задания как прослушать произведение, разучить песню, нарисовать музыкальный инструмент, схему элементов музыкальной выразительности и др. Подробней с моими заданиями можно ознакомиться в приложении. Там же можно найти ссылки на разные видео, аудио, которые я давала в домашних заданиях.
Конечно, большую помощь в процессе выполнения заданий оказывали родители. Также им приходилось делать записи и отправлять (например, аудио и видеофайлы с исполнением песен), фотографировать и отсылать работы детей.
Выполнение заданий и обратная связь осуществлялась через электронный журнал и образовательную платформу РЭШ. Тем, у кого возникали трудности с выполнением и отправкой домашних заданий, приходилось переходить на социальные сети, месенжеры, и даже общение по телефону. В школе больше трёхсот человек и потому комментировать оценки каждому не представляется возможности. Но при необходимости такое общение с родителями проходило через электронный журнал.
Очень помогала в работе система хранения. Задания к урокам старалась классифицировать по параллелям и датам. А работы присланные от детей, для удобства раскладывались также по папкам: параллели – классы – ученики.
И, конечно, приходилось дифференцированно подходить к формированию заданий во время дистанционного обучения в зависимости от наличия компьютера, телефона, технических возможностей, скорости интернета.
Опыт, накопленный во время карантина, можно использовать при длительном отсутствии обучающихся по болезни, из-за отъезда и других причин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример заданий по музыке по программе Е. Д. Критской
для дистанционного обучения
Класс | № | Тема | Домашнее задания |
1 | 1 | 2.10 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент (1-й из 1 ч.) | Прочитайте текст в прикреплённом файле. Подробности в комментариях. Отправьте фотоотчёт о вашей работе (ребёнок в процессе работы). |
| 2 | 2.11 Музыкальные инструменты (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте «Инфоурок» за 1 класс по теме «Музыкальные инструменты» по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1857 Подробности в комментариях |
| 3 | 2.12 «Чудесная лютня». Звучащие картины (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте «Инфоурок» за 1 класс по теме «Музыка в цирке» по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1859 (Вкладка «Видеоуроки») Расскажите родителям, что нового вы узнали. Отправьте фотоотчёт (ребёнок в процессе работы). |
| 4 | 2.13 Музыка в цирке (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте «Инфоурок» за 1 класс по теме «Дом, который звучит» по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1861 (Вкладка «Видеоуроки») Расскажите родителям, что нового вы узнали. Отправьте фотоотчёт (ребёнок в процессе работы). |
| 5 | 2.14 Дом, который звучит (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте «Инфоурок» за 1 класс по теме «Опера-сказка» по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1862 (Вкладка «Видеоуроки») Расскажите родителям, что нового вы узнали. Отправьте фотоотчёт (ребёнок в процессе работы). |
| 6 | 2.15 Опера-сказка. Путешествие в оперный театр (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте «Инфоурок» за 1 класс по теме «Ничего на свете лучше нету» по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1863 (Вкладка «Видеоуроки») Расскажите родителям, что нового вы узнали. Отправьте фотоотчёт (ребёнок в процессе работы). |
2 | 1 | 6.4 Творчество И.С. Баха (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок на сайте "Инфоурок" по теме "Балет" по ссылке https://infourok.ru/videouroki/1881 и ответьте на вопросы теста в прикреплённом файле. Подробности в комментариях |
| 2 | 6.5 Все в движении. Г. Свиридов (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видеоурок «2 класс. Тема: Волшебный цветик-семицветик» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jz7dIupGaTU Подробности в комментариях |
| 3 | 7.1 Волшебный цветик-семицветик (1-й из 1 ч.) | Повторить песню "День победы". Какое настроение передаёт музыка? |
| 4 | 7.2 Два лада: мажор, минор (1-й из 1 ч.) | Исполнение любимой песни (любимых песен) военных лет или о войне. |
| 5 | 7.3 Музыка учит людей понимать друг друга (1-й из 1 ч.) | Послушайте песню Д.Б. Кабалевского «Чудо-музыка» и ответьте, почему музыка - это чудо (как она может изменять настроение человека). Песню можно послушать по ссылке https://thismusic.ru/download/PTAb350IH-E/chudo-muzika-muz-d-kabalevskogo-sl-z-aleksandrovoy/ или открыть в прикреплённом файле (в комментариях). Пойте песню одновременно с её звучанием. По желанию можете выучить или записать слова. |
| 6 | 7.4 Мир композитора | Выполните задание в прикреплённом файле. |
| 7 | 7.5 Международные конкурсы (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео «ПЕРВЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ ЧАЙКОВСКОГО» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=lahw2j2kCJo Задание в описании |
3 | 1 | 6.4 Мир образов Л.В. Бетховена (1-й из 1 ч.) | Написать реферат-сообщение. Подробности в комментариях |
| 2 | 6.5 Л.В. Бетховен. «К Элизе» (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео «Урок музыки 4 класс призыв к мужеству Героическая симфония» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=TpmB2S3ao0U Ответьте на вопросы, которые вы увидите в комментариях. |
| 3 | 6.6 Л.В. Бетховен. «Героическая симфония № 3» (1-й из 1 ч.) | Повторить песню "День победы". Какое настроение передаёт музыка? |
| 4 | 7.1 Джаз – музыка XX века (1-й из 1 ч.) | Исполнение любимой песни (любимых песен) военных лет или о войне. |
| 5 | 7.2 Особенности элементов музыкальной речи (1-й из 1 ч.) | При наличии компьютера и возможности доступа в интернет посмотрите видео и ответьте коротко, одним предложением, что сближает музыку П.И. Чайковского и Эдварда Грига. При отсутствии технической возможности расскажите о своих любимых детских песнях (или песне) и спойте их родителям. Запишите название песни (или песен). Ссылки на видео в комментариях. |
| 6 | 7.3 Образы Э. Грига и П.И. Чайковского (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео «Урок музыки 3 класс Творчество русского композитора Свиридова» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=S22EdZlhCmE Ответьте на вопросы. Задание в описании. |
| 7 | 7.4 Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео «Прославим радость на земле. Урок музыки. 3 класс» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=XbO776hluQE Задание к уроку в описании. |
4 | 1 | 6.3 И. Стравинский «Петрушка» (1-й из 1 ч.) | Выполнить задание на сайте РЭШ (ссылка к уроку № 15 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4610/start/63336/). Подробности в комментариях |
| 2 | 6.4 Русский Восток (1-й из 1 ч.) | Написать реферат-сообщение. Подробности в комментариях |
| 3 | 6.5 Театральная музыкальная комедия. Оперетта (1-й из 1 ч.) | Повторить песню "День победы". Какое настроение передаёт музыка? |
| 4 | 6.6 Мюзикл (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео "ИСПОВЕДЬ ДУШИ" 4 класс по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=VhWsDeyQGJE Запишите имена композиторов и произведения, которые прозвучали во время урока. |
| 5 | 7.1 Исповедь души (1-й из 1 ч.) | Посмотрите видео "Светлый праздник" по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ZCw58ruCUIM Какое музыкальное произведение посвящено этому празднику? |