План проведения мастер-класса
«Определение когнитивных и личностных качеств педагогов-руководителей проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся».
Ведущий мастер - класса: Салова Чулпан Фиркатовна, учитель МБОУ «Гимназия №34» г. Ульяновска.
Целевая группа: педагоги средних общеобразовательных школ.
Цель: Определить, какие качества являются ведущими для успешного руководства учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся.
Задачи мастер - класса:
а) актуализировать знания участников о личностных и когнитивных качествах педагога;
б) организовать взаимодействие участников в группах, имеющих разный опыт руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью;
в) создать условия для выявления качеств педагога, которые являются ведущими для успешного руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью учащихся;
г) подвести к выводу о том, какие качества являются ведущими
Этапы мастер-класса:
1) ориентировочно-мотивационный;
2) актуализация субъектного опыта участников;
3) целеполагание;
4)промежуточная рефлексия
5)групповое взаимодействие
6) подведение итогов
7) итоговая рефлексия
Прогнозируемый результат
Предполагается, что участники мастер-класса:
подтвердят интерес к профессии учителя;
актуализируют и расширят знания о когнитивных способностях;
повысят информационную компетенцию педагога — способность искать и извлекать информацию из различных источников, анализировать и использовать ее в своей деятельности.
повысят коммуникативную компетенцию – способность работать в группе, эффективно сотрудничать
повысят регулятивную компетенцию – способность к тайм-менеджменту
придут к пониманию, какие качества педагога являются ведущими для успешного руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Список использованных источников:
1) Маркова А.К. «Психология труда учителя», М.: Просвещение, 1993.
2) Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
3) https://econet.ru
4) https://naked-science.ru/article/top/17-07-2013-219
5) https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Ход мастер-класса
Этапы | Содержание этапа | Деятельность учителя-мастера | Деятельность участников |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Ориентировочно-мотивационный | Приветствие, мотивация участников на совместную деятельность, организация работы в группах | Организует знакомство с участниками и мотивирует на предстоящую деятельность. | Включаются в диалог, проявляют активную позицию |
2. Актуализация субъектного опыта | Понятие когнитивные способности и личностные качества педагога, упражнения на определение и развитие когнитивных способностей. | Предлагает определить, что можно отнести к когнитивным способностям и личностным качествам. Предлагает упражнения на определение и развитие когнитивных способностей. Таблица Шульте и тест включенных фигур Готшильда (см. приложение 1)
| Предлагают варианты ответов. Выполняют предложенные задания за отведенное время. |
3. Целеполагание | Выстраивание алгоритма совместной деятельности в соответствии с темой мастер-класса. Определение цели занятия | Задает проблемный вопрос, побуждая участников к совместной деятельности | Высказывают предположения, определяют цель мастер-класса
|
4. Промежуточная рефлексия | Деление на три группы в зависимости от опыта руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью. | Предлагает проанализировать свою деятельность по руководству проектной и учебно-исследовательской деятельностью и отнести себя к одной из трех групп: Педагоги, не имеющие опыта руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью. Педагоги, имеющие такой опыт, не достигшие высоких результатов. Педагоги, имеющие опыт руководства проектной и учебно-исследовательской деятельностью, достигшие высоких результатов на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. | На основе рефлексии относят себя к одной из групп. Делятся на три группы. |
Групповое взаимодействие. | Методика «Мозговой штурм» | Предлагает выполнить задание по заполнению таблицы (см. приложение 2) С помощью звукового сигнала регулирует хронометраж, отведённый на заполнение каждой колонки (30секунд) После заполнения колонок таблицы дается 1 минута на формулировку темы исследования (проекта) | Обсуждают предложенное задание, заполняют таблицу, соблюдая отведенное на каждую колонку время. |
Подведение итогов | Контроль и оценка деятельности групп. Формулировка ответа на проблемный вопрос. | Подсчитывают правильные ответы каждой группы, выстраивают рейтинг групп, оглашают результаты. | Знакомятся с оценкой своей деятельности, делают вывод на основе полученных данных. |
Итоговая рефлексия | Определение значимости полученной информации, оценка собственной деятельности. | Предлагает продолжить высказывания: Мне показалось интересным… Я испытывал затруднения при… Работая в группе я исполнял роль…. Я сделал вывод о том, что…
| Анализируют и оценивают полученную информацию, свою деятельность, деятельность группы |