ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Мама.
Цель:
Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства.
Учить внимательно слушать рассказ педагога. Познакомить с литературным жанром «рассказ».
Учить составлять небольшие рассказы о своих мамах. Передавать интонацией речь мам в определенных ситуациях.
Учить сочинять и исполнять колыбельные песни из репертуара своих мам.
Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.
Внимательно рассматривать портретное изображение матери. Материалы:
Кукла Карандашкин, рассказ Ю.Яковлева «Мама», Ф.Шуберт «Ave Maria». Ход занятия:
Карандашкин здоровается с детьми.
Карандашкин: Как вы думаете, о ком мы сегодня с Вами поговорим в «Зале знакомств», с кем познакомимся поближе? Отгадайте-ка загадку: Кто вас, дети, крепко любит? Кто жалеет, кто целует? Кто заботится, ласкает, Нежно на руках качает? Песни добрые поет, Утром в Центр вас ведет? Педагог: Мама! Мама — главный человек, мама дает жизнь своему ребенку, мама всегда хочет, чтобы ее дети выросли здоровыми, умными, добрыми. А какая она заботливая, трудолюбивая. Целыми днями старается, все должна успеть сделать.
Вопросы для общения: - Рассмотрите рисунки и расскажите, что делает мама?
-— Трудно ли быть мамой? Нужны ли ей помощники? Чем вы маме помогаете?
Какая мама у вас? Расскажите, какой у нее характер?
Что вам нравится больше всего в ваших мамах?
Что больше всего любят делать ваши мамы?
Какую колыбельную песню вы сочинили и спели бы для своей мамы? (Дети предлагают свои варианты.)
Задачи:
Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ Ю.Яковлева «Мама».
Мама. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить. Мама прочла тебе первую книжку.
От мамы ты узнал имена птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть имя — ромашка, василек, иван-да-марья. На улице шел снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и увидел чудо. Ты думал, что снежинка — крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звездочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звездочку, дыхнул на нее и звездочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. Мама всегда была рядом с тобой. И все, что ты видел, все, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос, и сам отвечаю на него: Родина начинается с мамы!
Педагог: Писатель, создавая рассказ, думал о своей маме, а мы слушали и представляли своих дорогих мам. Вопросы для общения:
Какие ваши мамы (добрые или строгие, веселые или задумчивые)? -— Мамы часто с вами беседуют? О чем?
Вы от мамы узнали названия птиц, цветов, или от кого-то другого?
Какие руки у ваших мам? (Добрые, заботливые, ласковые.) -— Вы рассматриваете с мамой снежинки?
Карандашкин: О маме можно рассказать не только словами. Многие художники писали портреты своих мам.
Педагог: Некоторые художники так точно передают образы людей, что кажется, будто перед нами фотография, но это не фотография — перед нами картина, созданная художником. Художник А.М.Шилов написал «Портрет матери».
Вопросы для общения:
Какою изобразил художник свою маму? (Доброй, ласковой, спокойной.) Почему вы так думаете?
Опиши одежду мамы художника. Она нарядная или обычная, повседневная? (На каждый день.)
Какими движениями тебя гладит мама: округлыми, плавными или резкими, угловатыми? Покажи. Каких линий больше на портрете: плавных или угловатых?
Педагог: Обведите в воздухе контур воротника. Обведите контур платка. Обведите контур руки. Обведите контур фигуры. Все линии округлые, как пуговка у мамы на пальто. Вопросы для общения:
Какие цвета, яркие или приглушенные, использовал художник? (Неяркие, серые, белые; художник изобразил свою маму в том, что она носит; художник как бы говорит, что его мама носит такую одежду, какую часто можно встретить у женщин ее возраста.)
Какие цвета использовали бы вы, рисуя портрет своей мамы? (Ответы детей.)
Выразительна ли эта картина? Что она выражает: добро или зло? Почему?
Какой характер у мамы художника? Похож ли он на характер ваших мам? Чем?
Педагог: Каждый художник по-своему изображает образ матери в своих произведениях. О мамах пишут картины, сочиняют стихи, музыку. Среди музыкальных произведений есть такие, которые композиторы посвятили всем мамам на свете, этой музыкой они хотели показать и передать свою любовь, свое уважение, свою благодарность, женщине-матери, дающей жизнь человеку.
Педагог предлагает детям внимательно послушать музыкальное произведение Ф.Шуберта «Ave Maria» (это произведение — молитва, посвященная всем матерям). Вопросы для общения:
Какая музыка звучала: светлая или мрачная?
Как такую музыку нужно слушать: с закрытыми глазами, сидя, стоя, в тишине, внимательно или находясь в движении? Напомнить детям выражение: «Затаив дыхание».
Итог занятия.
Карандашкин: Через произведение искусства мы с вами по-новому взглянули на своих мам. Узнали, как можно через слово, через цвет, через звук рассказать о материнской любви. Надо любить и беречь своих мам, радовать их добрыми делами. Когда придете сегодня домой, обнимите свою маму, поцелуйте ее и скажите ей добрые, нежные слова. Не забывайте, что маму нужно чаще радовать. Это мамам очень приятно! Задание на дом:
Нарисуйте свою маму в тетрадях (пробный портрет). Дополнительная работа:
В группе проводится вечер встречи с мамами, где организуется детская выставка портретов «Моя любимая мамочка» с авторским представлением и рассказами о своей маме (мероприятие может проходить в канун Дня матери).