«Зимний фестиваль знаний 2025»

Окрытое занятие

открытое занятие тема "мама"

Цель:

Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства.

1. Учить внимательно слушать рассказ педагога. Познакомить с литературным жанром «рассказ».

2. Учить составлять небольшие рассказы о своих мамах. Передавать интонацией речь мам в определенных ситуациях.

3. Учить сочинять и исполнять колыбельные песни из репертуара своих мам.

4. Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.

Внимательно рассматривать портретное изображение матери

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ



Тема: Мама.

Цель:

Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства.

  1. Учить внимательно слушать рассказ педагога. Познакомить с литературным жанром «рассказ».

  2. Учить составлять небольшие рассказы о своих мамах. Передавать интонацией речь мам в определенных ситуациях.

  3. Учить сочинять и исполнять колыбельные песни из репертуара своих мам.

  4. Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.

  5. Внимательно рассматривать портретное изображение матери. Материалы:

Кукла Карандашкин, рассказ Ю.Яковлева «Мама», Ф.Шуберт «Ave Maria». Ход занятия:

Карандашкин здоровается с детьми.

Карандашкин: Как вы думаете, о ком мы сегодня с Вами поговорим в «Зале знакомств», с кем познакомимся поближе? Отгадайте-ка загадку: Кто вас, дети, крепко любит? Кто жалеет, кто целует? Кто заботится, ласкает, Нежно на руках качает? Песни добрые поет, Утром в Центр вас ведет? Педагог: Мама! Мама — главный человек, мама дает жизнь своему ребенку, мама всегда хочет, чтобы ее дети выросли здоровыми, умными, добрыми. А какая она заботливая, трудолюбивая. Целыми днями старается, все должна успеть сделать.

Вопросы для общения: - Рассмотрите рисунки и расскажите, что делает мама?

-— Трудно ли быть мамой? Нужны ли ей помощники? Чем вы маме помогаете?

  • Какая мама у вас? Расскажите, какой у нее характер?

  • Что вам нравится больше всего в ваших мамах?

  • Что больше всего любят делать ваши мамы?

  • Какую колыбельную песню вы сочинили и спели бы для своей мамы? (Дети предлагают свои варианты.)

Задачи:

Педагог: Мама — какое красивое доброе слово! О мамах поэты сочиняют стихи, пишут рассказы. Что такое рассказ? Это — литературное произведение. В рассказе описываются различные случаи, события, истории, которые происходят с людьми, с животными, с предметами. Писатели этиистории записывают, чтобы люди смогли прочитать их, узнать много нового, интересного, чтобы стали внимательнее, добрее, лучше. Рассказ может быть посвящен одному человеку, например, маме.

Педагог предлагает детям внимательно послушать рассказ Ю.Яковлева «Мама».

Мама. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить. Мама прочла тебе первую книжку.

От мамы ты узнал имена птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть имя — ромашка, василек, иван-да-марья. На улице шел снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и увидел чудо. Ты думал, что снежинка — крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звездочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звездочку, дыхнул на нее и звездочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. Мама всегда была рядом с тобой. И все, что ты видел, все, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос, и сам отвечаю на него: Родина начинается с мамы!

Педагог: Писатель, создавая рассказ, думал о своей маме, а мы слушали и представляли своих дорогих мам. Вопросы для общения:

  • Какие ваши мамы (добрые или строгие, веселые или задумчивые)? -— Мамы часто с вами беседуют? О чем?

  • Вы от мамы узнали названия птиц, цветов, или от кого-то другого?

  • Какие руки у ваших мам? (Добрые, заботливые, ласковые.) -— Вы рассматриваете с мамой снежинки?

Карандашкин: О маме можно рассказать не только словами. Многие художники писали портреты своих мам.

Педагог: Некоторые художники так точно передают образы людей, что кажется, будто перед нами фотография, но это не фотография — перед нами картина, созданная художником. Художник А.М.Шилов написал «Портрет матери».

Вопросы для общения:

  • Какою изобразил художник свою маму? (Доброй, ласковой, спокойной.) Почему вы так думаете?

Опиши одежду мамы художника. Она нарядная или обычная, повседневная? (На каждый день.)

  • Какими движениями тебя гладит мама: округлыми, плавными или резкими, угловатыми? Покажи. Каких линий больше на портрете: плавных или угловатых?

Педагог: Обведите в воздухе контур воротника. Обведите контур платка. Обведите контур руки. Обведите контур фигуры. Все линии округлые, как пуговка у мамы на пальто. Вопросы для общения:

  • Какие цвета, яркие или приглушенные, использовал художник? (Неяркие, серые, белые; художник изобразил свою маму в том, что она носит; художник как бы говорит, что его мама носит такую одежду, какую часто можно встретить у женщин ее возраста.)

  • Какие цвета использовали бы вы, рисуя портрет своей мамы? (Ответы детей.)

  • Выразительна ли эта картина? Что она выражает: добро или зло? Почему?

  • Какой характер у мамы художника? Похож ли он на характер ваших мам? Чем?

Педагог: Каждый художник по-своему изображает образ матери в своих произведениях. О мамах пишут картины, сочиняют стихи, музыку. Среди музыкальных произведений есть такие, которые композиторы посвятили всем мамам на свете, этой музыкой они хотели показать и передать свою любовь, свое уважение, свою благодарность, женщине-матери, дающей жизнь человеку.

Педагог предлагает детям внимательно послушать музыкальное произведение Ф.Шуберта «Ave Maria» (это произведение — молитва, посвященная всем матерям). Вопросы для общения:

  • Какая музыка звучала: светлая или мрачная?

  • Как такую музыку нужно слушать: с закрытыми глазами, сидя, стоя, в тишине, внимательно или находясь в движении? Напомнить детям выражение: «Затаив дыхание».

Итог занятия.

Карандашкин: Через произведение искусства мы с вами по-новому взглянули на своих мам. Узнали, как можно через слово, через цвет, через звук рассказать о материнской любви. Надо любить и беречь своих мам, радовать их добрыми делами. Когда придете сегодня домой, обнимите свою маму, поцелуйте ее и скажите ей добрые, нежные слова. Не забывайте, что маму нужно чаще радовать. Это мамам очень приятно! Задание на дом:

Нарисуйте свою маму в тетрадях (пробный портрет). Дополнительная работа:

В группе проводится вечер встречи с мамами, где организуется детская выставка портретов «Моя любимая мамочка» с авторским представлением и рассказами о своей маме (мероприятие может проходить в канун Дня матери).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее