«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Однокоренные слова

Тема урока: Однокоренные слова

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Класс: 2 класс

Данный урок соответствует требованиям ФГОС.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Автор УМК: «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель: Миронова Раиса Александровна

Тема урока: «Однокоренные слова»

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Этап урока Мотивация к учебной деятельности

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

(Слайд1)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создаёт эмоциональный настой на урок.

Обращает внимание на положение тетради и осанку обучающихся.

Высказывают своё мнение об оценке знаний.







Открывают тетради, подписывают число, классная работа.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое.




- аккуратно и правильно оформлять записи в тетради

Приветствуют учителя, проверяют правильность посадки на рабочих местах.

- умения слушать и слышать.

- умение соблюдать правила поведения на уроке

Проверяют свою готовность к уроку

- умение проверять и контролиро-

вать свою готовность к уроку

2 Этап урока Постановка учебных задач

Словарно-орфографическая работа

Написаны слова (Слайд 2)

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.)

Создаёт погружение в проблему.

Фронтально организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока.
 




Создаёт ситуацию разрыва

 Дописывают  на доске и записывают в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.


- решать задачу известным способом, фиксировать проблему






- воспринимать на слух вопросы учителя, отвечать на них.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

- умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Минутка чистописания.

(Слайд 3)
 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. (Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

Какое отношение имеет

слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
- О чем  будем говорить сегодня на уроке?
(Что такое корень слова) 

(Слайд 4)


Указывает объект наблюдения.


Организует подводящий диалог.











Выдвигает проблему.



Выводит детей на тему урока.


Озвучивает тему и цели урока

Выполняют задание в тетради. Обосновывают выбор написания



Объединяют и записывают буквы в группу по существенному признаку












Формулируют тему и задачи урока

-умение осознанно строить речевое высказывание




- объединять объекты в группы по существенному признаку













- выделять и формулировать тему и учебные задачи урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Сравнивают написание букв с образцом , оценивают их написание.

- умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


3 Этап урока Совместное исследование проблемы.

Найдите в тексте родственные слова. (Слайд 5)


Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.


Где слова родные (однокоренные)






- Почему эти слова назвали однокоренными? (Эти слова близки по смыслу и имеют общую часть- корень)



Организует учебное взаимодействие


Контролирует работу учащихся

Подводит учащихся к выводу об однокоренных словах.

Наводящим вопросом помогает выявить связь родственных и однокоренных слов

Создаёт ситуацию успеха.


Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Осуществляют решение учебной задачи в парах.

( анализируют,

доказывают,

аргументируют свою точку зрения)











Формулируют выводы наблюдений.

- вспомнить понятие родственные слова







-осознавать значения терминов: корень, однокоренные слова,

- находить однокоренные слова, выделять в них корень









Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Вычёркивают лишние слова и записывают родственные слова, выделяют общую часть слова.



- умение исследовать условия учебной задачи, обсуждать предметные способы её решения








4 Этап урока Моделирование.

(Слайд5)





(Белизна, водичка, лисий, лосиха, песчаный)

Организует учебное взаимодействие в паре и следующее обсуждение составленных моделей.

Читают и запоминают правило в учебнике, проговаривают его друг другу вслух. Добавляют свои слова.

Предлагают создание модели правила

- умение работать с текстом правила и фиксировать его в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Работают в парах, разрабатывают модель правила

- знать и соблюдать основные моральные нормы работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности

Осуществляют само и взаимоконтроль,коррекцию своей работы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Объясняют написания слов, делают выводы.

- осуществлять само и взаимоконтроль, корректировать свою работу

- принимать и сохранять учебную задачу.


-объяснять написания слов, делать выводы

5 Этап урока Конструирование нового способа действия

 Групповое выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 


(Слайд 6)

Организует, регулирует работу групп, по мере необходимости оказывает помощь в групповом учебном исследовании для выделения понятия единообразное написание корня в однокоренных словах.





Организует подводящий диалог, уточняет правило, нацеливает учащихся на работу с моделью правила.

Подводит детей к самостоятельно-

му выводу.

Дает образец короткого доказательства

Выполняют упражнение в тетради, пользуясь моделью правила и своим наблюдениям над словами.






















Делают обобщающий вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах.

- распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах.












- наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах

В группах-четвёрках кооперируют усилия по решению учебной задачи.











«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой.

- согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности


- учитывать другие мнения





-строить высказывания, понятные для партнёров.

Рефлексия своих действий ( полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


-понимать на слух ответы обучающихся.

В ходе заслушивания выступлений одной из групп, другая контролирует ( с помощью сигнальных флажков) правильность и полноту анализа.

По мере необходимости исправляют, дополняют,уточ-няют,оценивают.

-принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

-осуществлять само и взаимоконтроль

( с помощью сигнальных флажков) процесса выполнения задания















Адекватно воспринимать оценку учащихся и учителя.

5 этап урока Физкультминутка

Релаксация

Психофизическая тренировка


Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Гимнастика для глаз.

 



Организует психофизическую тренировку.










Организует выполнение гимнастики для глаз





Выполняют упражнение для релаксации











Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

- умение работать в паре,

- слушать и вступать в диалог,

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками




- снятие усталости с глаз




6 этап урока Переход к этапу решения частных задач

Самостоятельная работа на листах   

 Игра  «Выбери пару».

 (Приложение 1)
Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова?

+ ( индивидуальная работа на ноутбуке с использованием локальной сети)


Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Проводит инструктаж работы на листах и ноутбуке.

Организует контроль за выполнением каждой операции. Оценивает индивидуальную

работу .

Соединяют слова парами.

Один учащийся, работает на ноутбуке, Остальные учащиеся производят работу на листах.

- осуществлять работу по выполнению отдельных операций

Один учащийся, работающий на ноутбуке, показывает и объясняет выполнение задания.

Остальные учащиеся производят взаимо и самопроверку

- учатся формулировать собственное мнение и позицию

Учащиеся планируют свою деятельность, производят само и взаимопроверку

- уметь действовать по плану и планировать свою деятельность;

- уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстником.

7 Этап урока Применение общего способа действия для решения частных задач

Работа с учебником


 Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!



Проводит инструктаж работы в парах. Организует: практическую работу в парах, их выступление, обмен мнениями;

коррекционную работу.

Исправляют допущенные ошибки (корректируют работу)

- отработка операций, в которых допущены ошибки

Осознанно строят рассуждения, понятные для собеседника.

Используют речь для регуляции своего действия

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при работе в парах

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, используя пошаговый контроль,

- умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку, используя пошаговый контроль по результату

8 Этап урока Контроль на этапе окончания учебной темы


Дифференцированная работа

1)Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.


2)Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

( Проверка работы с использованием презентации). (Слайд 7)



Организует проведение дифференцированной коррекционной

проверочной работы

и контрольно-оценивающую деятельность.


Диагностическая работа на (выходе) для 1 группы



Диагностическая работа на (выходе)

для 2 группы


Подводит итог результативности выполнения работы по «шкале успеха»

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.












- выполнять дифференцированную проверочную работу,

-анализировать, контролировать и оценивать её результат

Рефлексия своих действий

Один учащийся читает восстановленный текст











Рефлексия своих действий



- полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий)

-понимать на слух ответы обучающихся.

Осуществляют самопроверку и

производят предварительную оценку работы по «шкале успеха»

- умение осуществлять пошаговый контроль по результату и производить самооценку работы


9 этап урока Информация о домашнем задании. Творческая работа

(Слайд 8)

Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Л…ска, л…сонька, л…са!

Ты в каких живешь лесах?

Л…сий хвост замел следы.

Где л…сичка? Видел ты?

Объясняет сущность домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания





Записывают домашнее задание в дневниках


10 этап урока Подведение итога урока. Рефлексия.

(Слайд 9)







Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!





Работа с листом самооценки работы на уроке и своего настроения.


Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий

Задает вопросы 
о задачах урока.


Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки.


Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка


Отмечает степень вовлечённости учащихся на уроке

Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке

- уметь формулируют конечный результат своей деятельности на уроке




Воспринимают на слух вопросы учителя и отвечают на них.
















Получают позитивный настрой от урока



- развитие умения общаться с учителем и одноклассниками













- получать позитивный настрой от урока

Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.


- развитие умения выделять и осознавать учащимися того, что усвоено






- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее