Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Автор УМК: «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Учитель: Миронова Раиса Александровна
Тема урока: «Однокоренные слова»
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
1 Этап урока Мотивация к учебной деятельности | ||||||||||||||
Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? (Слайд1) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настой на урок. Обращает внимание на положение тетради и осанку обучающихся. | Высказывают своё мнение об оценке знаний.
Открывают тетради, подписывают число, классная работа. | - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познать новое.
- аккуратно и правильно оформлять записи в тетради | Приветствуют учителя, проверяют правильность посадки на рабочих местах. | - умения слушать и слышать. - умение соблюдать правила поведения на уроке | Проверяют свою готовность к уроку | - умение проверять и контролиро- вать свою готовность к уроку | |||||||
2 Этап урока Постановка учебных задач | ||||||||||||||
Словарно-орфографическая работа Написаны слова (Слайд 2) круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Создаёт погружение в проблему. Фронтально организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока.
Создаёт ситуацию разрыва | Дописывают на доске и записывают в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.
| - решать задачу известным способом, фиксировать проблему
- воспринимать на слух вопросы учителя, отвечать на них. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. | - умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. | |||||||
Минутка чистописания. (Слайд 3) Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? (Слайд 4) |
Указывает объект наблюдения.
Организует подводящий диалог.
Выдвигает проблему.
Выводит детей на тему урока.
Озвучивает тему и цели урока | Выполняют задание в тетради. Обосновывают выбор написания
Объединяют и записывают буквы в группу по существенному признаку
Формулируют тему и задачи урока | -умение осознанно строить речевое высказывание
- объединять объекты в группы по существенному признаку
- выделять и формулировать тему и учебные задачи урока | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. | - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | Сравнивают написание букв с образцом , оценивают их написание. | - умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
| |||||||
3 Этап урока Совместное исследование проблемы. | ||||||||||||||
Найдите в тексте родственные слова. (Слайд 5)
Белка, беленький, белить,
Где слова родные (однокоренные)
- Почему эти слова назвали однокоренными? (Эти слова близки по смыслу и имеют общую часть- корень)
| Организует учебное взаимодействие
Контролирует работу учащихся Подводит учащихся к выводу об однокоренных словах. Наводящим вопросом помогает выявить связь родственных и однокоренных слов Создаёт ситуацию успеха.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Осуществляют решение учебной задачи в парах. ( анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения)
Формулируют выводы наблюдений. | - вспомнить понятие родственные слова
-осознавать значения терминов: корень, однокоренные слова, - находить однокоренные слова, выделять в них корень
| Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Вычёркивают лишние слова и записывают родственные слова, выделяют общую часть слова.
| - умение исследовать условия учебной задачи, обсуждать предметные способы её решения
| |||||||
4 Этап урока Моделирование. | ||||||||||||||
(Слайд5)
(Белизна, водичка, лисий, лосиха, песчаный) | Организует учебное взаимодействие в паре и следующее обсуждение составленных моделей. | Читают и запоминают правило в учебнике, проговаривают его друг другу вслух. Добавляют свои слова. Предлагают создание модели правила | - умение работать с текстом правила и фиксировать его в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Работают в парах, разрабатывают модель правила | - знать и соблюдать основные моральные нормы работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности | Осуществляют само и взаимоконтроль,коррекцию своей работы. Принимают и сохраняют учебную задачу.
Объясняют написания слов, делают выводы. | - осуществлять само и взаимоконтроль, корректировать свою работу - принимать и сохранять учебную задачу.
-объяснять написания слов, делать выводы | |||||||
5 Этап урока Конструирование нового способа действия | ||||||||||||||
Групповое выполнение упражнения. Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково)
(Слайд 6) | Организует, регулирует работу групп, по мере необходимости оказывает помощь в групповом учебном исследовании для выделения понятия единообразное написание корня в однокоренных словах.
Организует подводящий диалог, уточняет правило, нацеливает учащихся на работу с моделью правила. Подводит детей к самостоятельно- му выводу. Дает образец короткого доказательства | Выполняют упражнение в тетради, пользуясь моделью правила и своим наблюдениям над словами.
Делают обобщающий вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. | - распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах.
- наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах | В группах-четвёрках кооперируют усилия по решению учебной задачи.
«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой. | - согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
- учитывать другие мнения
-строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий ( полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
-понимать на слух ответы обучающихся. | В ходе заслушивания выступлений одной из групп, другая контролирует ( с помощью сигнальных флажков) правильность и полноту анализа. По мере необходимости исправляют, дополняют,уточ-няют,оценивают. | -принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока -осуществлять само и взаимоконтроль ( с помощью сигнальных флажков) процесса выполнения задания
Адекватно воспринимать оценку учащихся и учителя. | |||||||
5 этап урока Физкультминутка | ||||||||||||||
Релаксация Психофизическая тренировка
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Гимнастика для глаз.
|
Организует психофизическую тренировку.
Организует выполнение гимнастики для глаз
|
|
| Выполняют упражнение для релаксации
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | - умение работать в паре, - слушать и вступать в диалог, - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
- снятие усталости с глаз
|
|
| |||||||
6 этап урока Переход к этапу решения частных задач | ||||||||||||||
Самостоятельная работа на листах Игра «Выбери пару». (Приложение 1) + ( индивидуальная работа на ноутбуке с использованием локальной сети)
| Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Проводит инструктаж работы на листах и ноутбуке. Организует контроль за выполнением каждой операции. Оценивает индивидуальную работу . | Соединяют слова парами. Один учащийся, работает на ноутбуке, Остальные учащиеся производят работу на листах. | - осуществлять работу по выполнению отдельных операций | Один учащийся, работающий на ноутбуке, показывает и объясняет выполнение задания. Остальные учащиеся производят взаимо и самопроверку | - учатся формулировать собственное мнение и позицию | Учащиеся планируют свою деятельность, производят само и взаимопроверку | - уметь действовать по плану и планировать свою деятельность; - уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстником. | |||||||
7 Этап урока Применение общего способа действия для решения частных задач | ||||||||||||||
Работа с учебником
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда!
| Проводит инструктаж работы в парах. Организует: практическую работу в парах, их выступление, обмен мнениями; коррекционную работу. | Исправляют допущенные ошибки (корректируют работу) | - отработка операций, в которых допущены ошибки | Осознанно строят рассуждения, понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при работе в парах | Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, используя пошаговый контроль, | - умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку, используя пошаговый контроль по результату | |||||||
8 Этап урока Контроль на этапе окончания учебной темы
| ||||||||||||||
Дифференцированная работа 1)Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
2)Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. ( Проверка работы с использованием презентации). (Слайд 7)
| Организует проведение дифференцированной коррекционной проверочной работы и контрольно-оценивающую деятельность.
Диагностическая работа на (выходе) для 1 группы
Диагностическая работа на (выходе) для 2 группы
Подводит итог результативности выполнения работы по «шкале успеха» | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
| - выполнять дифференцированную проверочную работу, -анализировать, контролировать и оценивать её результат | Рефлексия своих действий Один учащийся читает восстановленный текст
Рефлексия своих действий
| - полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий) -понимать на слух ответы обучающихся. | Осуществляют самопроверку и производят предварительную оценку работы по «шкале успеха» | - умение осуществлять пошаговый контроль по результату и производить самооценку работы
| |||||||
9 этап урока Информация о домашнем задании. Творческая работа | ||||||||||||||
(Слайд 8) Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? | Объясняет сущность домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания |
|
|
|
| Записывают домашнее задание в дневниках |
| |||||||
10 этап урока Подведение итога урока. Рефлексия. | ||||||||||||||
(Слайд 9)
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
Работа с листом самооценки работы на уроке и своего настроения.
| Акцентирует внимание на конечном результате деятельности на уроке, просит определить последовательность действий Задает вопросы
Спрашивает, какая задача останется
Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка
Отмечает степень вовлечённости учащихся на уроке | Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке | - уметь формулируют конечный результат своей деятельности на уроке
| Воспринимают на слух вопросы учителя и отвечают на них.
Получают позитивный настрой от урока
| - развитие умения общаться с учителем и одноклассниками
- получать позитивный настрой от урока | Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
| - развитие умения выделять и осознавать учащимися того, что усвоено
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач |