«Зимний фестиваль знаний 2025»

«обучение пересказу детей дошкольного возраста»

Статья "Обучение пересказу детей дошкольного возраста"

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

СТАТЬЯ: «ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются, ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается речевое развитие ребенка.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше ребёнок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. 
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

• Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка, договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

• В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно, применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

• Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

• В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

• Игровые приемы (н-рпересказ, сидя у макета телевизора).

Требования к пересказам детей таковы:
• Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
• Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
• Последовательность и связность пересказа.
• Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
• Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

Типичная структура занятий по пересказу:
1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети.

Таким образом, пересказ, как вид монологического высказывания, занимает важное место в системе речевой работы в детском саду.

При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако, эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.


Список литературы:

1.      Бородич А. М.  Методика развития речи детей, М., 1981 г.

2.      Глухов В.П.  Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

3.      Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: «ГНОМ и Д», 2003 – 48 с.

4. Короткова Э.П.  Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «Просвещение», 1982 – 128 с.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее