«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Обучение через опыт

Содержание статьи посвящено опыту работы по использованию современных методов обучения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Обучение через опыт


Преобразования, которые происходят в стране во всех сферах общественной жизни, предъявляют высокие требования к воспитанию и подготовке сознательных, высокообразованных людей, способных занять в обществе активную социальную позицию.

Фундамент формирования общественно активной личности закладывает школа. Существенными качествами такой личности является активность и самостоятельность в познании окружающего мира, потребность в приобретении знаний, умение применять их на практике в новых жизненных ситуациях, решать творческие задачи.

Наиболее эффективными средствами формирования такой личности, на мой взгляд, являются активные и интерактивные методы обучения при значительной доле самостоятельной работе учащихся, как в школе, так и во внеурочное время. По мере возможности, я стараюсь в своей работе опираться именно на эти средства обучения, но хочу остановиться на интерактивном обучении.

Интерактивное обучение – это «обучение через опыт», «обучение, погружённое в процесс общения», то есть основанное на взаимодействии ученика, как с другими учащимися, так и с педагогом. Методы интерактивного обучения способствуют вовлечению ученика в активные процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах, игровое моделирование, ролевые и деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.

Самостоятельно обсуждая и решая трудные проблемы, ученики выходят из привычной роли наблюдателя и потребителя. В результате создается потенциально более высокая возможность переноса приобретенных знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Полный цикл интерактивного обучения включает следующие стадии:

• формулирование замысла и планирование действий,

• переживание участниками конкретного опыта (это может

быть игра, упражнение, дискуссия),

• осмысление полученного опыта и его обобщение (рефлексия),

• применение освоенного опыта на практике.

Для каждой и этих стадий можно использовать самые разнообразные приемы, однако я остановлюсь на наиболее успешных с точки зрения их эффективности.

Например, во время работы с учениками III ступени по курсу «Экономика и право» практически любую тему можно начинать с технологии «Поле проблем». Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте.



Возможны два варианта применения технологии.

I.

1_й этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы (например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей)

2_й этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание: выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем.

II.

1_й этап. Класс делится на группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы (можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами).

2_й этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом — те, где нужна помощь государства. После чего, учащиеся обозначают перечень проблем, с которыми они должны встретиться при изучении темы, чтобы потом сопоставить правильность поставленных задач и сделать выводы относительно полученных результатов.

На стадии рефлексии, после изучения сложной, проблемной темы можно использовать прием «Шесть шляп мышления».

Ученики разделяются на шесть групп, у каждой из которых — особая задача и соответственно символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета (воображаемая или сделанная из картона, цветной бумаги).

Группам предлагаются задания:

• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.

• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.

• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.

• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.

• «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно.

• «Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).

Этот приём позволяет не только в игровой форме подвести итоги обучения по определённой теме. Но осмыслить результаты индивидуального продвижения каждого ученика от простого эмоционального осмысления материала до проявления аналитических, критических способностей, что и является целью нашего обучения.

Применение освоенного опыта на практике, с одновременной отработкой навыков общения, ведения дискуссии возможно при использовании такой технологии как «Вертушка общения».

В данном случае стулья для учеников расставляются в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга, во внешнем — лицом к нему. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого.

Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный: по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером. Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего — другой. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет включить в дискуссию каждого ученика. В ходе занятия несколько раз меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.

Для каждой из стадий интерактивного обучения учитель может выбрать другие разнообразные приёмы и методы обучения, вовлечения ученика в активную, мотивированную деятельность, которая принесёт ученику уверенность в своих силах, достойную самооценку и оценку окружающих. Главное, чтобы мы не забывали о том, что главным в обучении является развитие ребёнка. Организация индивидуального пути каждого ученика от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению» - вот то, что позволит сказать каждому учителю, что он выполнил свою задачу.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее