Общеразвивающая образовательная программа
детского объединения
«Металлообработка на металлорежущих станках»
Срок реализации -4 г.
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Никитин Владимир Анатольевич
Самара 2017г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность 3
1.2. Цель и задачи 4
1.3. Особенности программы 5
1.4. Условия реализации программы 5
1.5. Прогнозируемые результаты образовательного процесса 5
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10
2.1. Первый год обучения 10
2.2. Второй год обучения 12
2.3. Третий год обучения 15
2.4. Четвертый год обучения 17
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 21
3.1. Первый год обучения 21
3.2. Второй год обучения 25
3.3. Третий год обучения 30
3.4. Четвертый год обучения 34
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 40
4.1. Особенности тематического построения программы 40
4.2. Воспитательная работа 41
4.3. Материально-техническое оборудование 41
V. ЛИТЕРАТУРА 43
Календарно-тематический план 44
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
В настоящее время в обществе существуют такие проблемы как организация свободного времени молодежи, их предпрофессиональная ориентация. Очень важно повысить уровень мотивированности обучающихся на получение профессионального образования в формировании предпрофессиональных компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения;
- работать в команде.
Для решения этих проблем в условиях дополнительного образования сформировано объединение обучающихся, которое поможет молодым людям раскрыть их творческие способности, получая информацию о металле и его обработки на металлорежущих станках.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в ее содержании:
военно-патриотическое воспитание (при работе с металлообрабатывающим оборудованием, ребята изучают историю отечественного станкостроения, подвиги советских токарей, фрезеровщиков, станочников, слесарей в военное и мирное время);
- экологическое воспитание (раскрывается важность применения экологически чистых материалов и технологий, применяемых при работе на металлообрабатывающих станках).
Цель и задачи
Целью программы «Металлообработка на металлорежущих станках» являются: формирование социальной личности, ориентированной на развитие и углубление интереса к рабочим профессиям.
Задачи
предметные:
научиться работать и изготавливать детали на металлорежущих станках, используя современные IT-технологии, соблюдая дисциплину, технику безопасности;
работать на металлорежущем оборудовании с применением режущих и мерительных инструментов;
изготавливать детали на металлорежущих станках, согласно чертежу;
уметь использовать полученные умения и навыки в быту;
2. развивающие:
- развить способность к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
развить внимание в процессе изготовления деталей и эксплуатации оборудования;
3. воспитательные:
воспитать взаимоуважение и внимание к учащимся группы, умение работать в команде;
воспитать аккуратность, настойчивость, самодисциплину, трудолюбие, изобретательность.
Особенности программы
В результате освоения учебного курса, учащиеся приобретут следующие знания:
- техника безопасности и основы гигиены труда при работе;
- физические и химические свойства материалов специфика их применения, подготовка материалов к работе;
понятия о шаблонах, чертежах, масштабах увеличения и уменьшения чертежей, овладение техникой работы с шаблонами;
применение режущих и мерительных инструментов.
Условия реализации программы
Выбор технической направленности обучения учащихся не должен проводиться по гендерному признаку. В группе могут обучаться как мальчики, так и девочки.
Комплекс оборудования, необходимого для реализации программы, ограничен в связи с требованиями СанПИН. В связи с этим группа комплектуется из учащихся возраста 12-17 лет, проявивших интерес к предмету, относящихся к работе творчески.
Содержание программы рассчитано на 4 года обучения:
1 г.о. – 144 час (4 час в неделю)
2 г.о.- 4 г.о.– по 216 час в год (6 час в неделю)
Занятия групповые с использованием индивидуального подхода. Количество учащихся:
1 г.о. - 12 человек;
2-4 г.о –10 человек.
Прогнозируемые результаты образовательного процесса
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредментные результаты:
Коммуникативные
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Познавательные
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ но созданию изделий и продуктов, востребованных в быту;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и продуктов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
Регулятивные
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
Предметные результаты: 1 г.о. Учащийся знает:
историю развития станкостроения;
название, назначение и способы работ режущих инструментов (резцы, сверла, фрезы, плашки, метчики);
название, назначение и способы работ мерительных инструментов (штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы шероховатости);
виды и свойства черных и цветных металлов;
основные правила снятия простых размеров с детали (заготовки);
решение простых конструкторских и технологических задач;
правила организации рабочего места;
правила техники безопасности.
умеет:
работать с режущими инструментами (резцы, сверла, фрезы, плашки, метчики);
работать с мерительными инструментами (штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы шероховатости);
снимать показания с простых деталей (заготовок);
решать простые конструкторские и технологические задачи;
выполнять правила техники безопасности в процессе работ.
владеет:
навыком работы с мерительными инструментами.
навыком работы с режущими инструментами.
навыком работы с заточными станками.
- г.о.
Учащийся знает:
составление чертежей в программе Компас 3D.
правила техники безопасности при работе на металлорежущих станках.
правила техники пожарной безопасности с оборудованием и в помещении.
охрану труда.
правила гигиены (личная, оборудования, помещений).
составление технологического процесса при изготовлении детали.
правила эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
умеет:
изучать, читать и составлять чертежи в программе Компас 3D.
составлять технологический процесс при изготовлении детали.
выполнять наладку и подналадку металлорежущего оборудования.
устранять неисправности, возникающие во время эксплуатации.
работать с простыми чертежами и масштабами.
владеет
навыком снимать показания с простых деталей (заготовок).
навыком работы на сверлильном станке.
навыком работы на заточном круге.
навыком работы на токарном станке.
навыком работы метчиком.
навыком работы плашкой.
навыком работы на фрезерном станке.
- г.о.
Учащийся знает:
классификацию станков и металлорежущего оборудования. Правила проведения соревнований.
технику безопасности эксплуатации станков и оборудования.
технологию при изготовлении деталей.
свойства черных и цветных металлов.
технологию изготовления металлического уголка.
технологию изготовления навесов (петли).
технологию изготовления штуцера.
технологию изготовления болта.
технологию изготовления гайки.
умеет:
использовать металлорежущие станки и оборудование.
- подбирать необходимый мерительный и режущий инструмент.
- эксплуатировать металлорежущее оборудование.
- изготавливать металлический уголок.
- изготавливать навес (петли).
- изготавливать штуцер.
- изготавливать болт.
изготавливать гайку.
руководить действиями своих помощников при эксплуатации станков.
работать с простыми чертежами и масштабами.
владеет:
навыком работы мерительными и режущими инструментами.
навыком работы на компрессорном оборудовании.
- г.о.
Учащийся знает:
технику безопасности эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
технологию при изготовлении деталей.
процесс составления, создания и кодирование управляющих программ для ЧПУ оборудования.
процесс загрузки программ в ЧПУ станок.
принцип установки-снятия заготовки в ЧПУ станка.
дополнительное оборудование (приспособления) для работ на ЧПУ станках.
умеет:
выполнять наладку станка для обработки деталей.
выполнять подналадку станка (в т.ч. в процессе работы) для обработки деталей.
устанавливать-снимать дополнительное оборудование для ЧПУ станка.
создавать, загружать и редактировать программу для ЧПУ станка.
устанавливать-снимать деталь (заготовку) в ЧПУ станок.
руководить действиями своих помощников при эксплуатации оборудования.
владеет:
навыком чтения и составления чертежей в программе Компас 3D.
навыком составлять технологический процесс при изготовлении детали.
навыком работы со стойкой станка ЧПУ.
навыком работы с ЧПУ станком.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№№ | Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность | ||||||
Всего | Теор. | Прак. | |||||||
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 2 | 4 | Формирование групп. Анкетирование | ||||
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||
3. | Техника безопасности в процессе работ. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
4. | История развития отечественного станкостроения. | 2 | 2 | - | Опрос, викторина | ||||
5. | Виды и свойства черных и цветных металлов. | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
6. | Виды режущих инструментов для обработки металла. | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
7. | Штангенциркуль: назначение, устройство и способы измерения. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
8. | Микрометр: назначение, устройство и способы измерения. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
9. | Метчик: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | 8 | 1 | 7 | Опрос | ||||
10. | Защита проектов | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
11. | Плашка: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | 8 | 1 | 7 | Опрос | ||||
12. | Снятие простых размеров (длина, ширина, высота, глубина, толщина, ширина, шаг резьбы, наружные и внутренние диаметры) с детали (заготовки). | 10 | 2 | 8 | Проведение игр, соревнований | ||||
13. | Заточной круг (станок), устройство, принцип работы и назначение. | 4 | 1 | 3 | Опрос | ||||
14. | Виды токарных резцов, виды выполняемых операций. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
15. | Углы заточки резцов, способы установки в суппорт. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
16. | Виды сверл, основные операции, углы заточки. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
17. | Виды фрез, устройство, назначение и применение. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
18. | Способы установки фрез, принцип работы. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
19. | Виды калибров, устройство, способы применения и работ. | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||
20 | Образцы шероховатости: принцип устройства и назначения, правила пользования. | 6 | 1 | 5 | Опрос | ||||
21 | Правила организации рабочего места. | 4 | 1 | 3 | Проведение соревнований | ||||
22 | Решение простых конструкторских и технологических задач. | 6 | 2 | 4 | Проведение соревнований | ||||
23 | Заключительное занятие Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод | ||||
24 | Разработка учебных проектов Требования к разработке проектов. Их оформление. Защита проектов | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
Итого | 144 | 38 | 106 | - |
Второй год обучения
№№ | Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность | ||||||
Всего | Теор. | Прак. | |||||||
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина | ||||
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 2 | 1 | 1 | Опрос | ||||
3. | Техника безопасности и техника пожарной безопасности при работе на металлорежущих станках в помещениях. | 4 | 2 | 2 | Проведение игр, соревнований | ||||
4. | Охрана труда и её роль. Гигиена (личная, оборудования, помещений). | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина | ||||
5. | Работа с чертежами: чтение чертежей, основные обозначения (символы). | 10 | 4 | 6 | Проведение игр, соревнований | ||||
6. | Работа с чертежами: масштабы, виды линий, основная надпись. | 6 | 2 | 4 | Опрос, викторина | ||||
7. | Изучение программы Компас-3D. С чего начинаем работу... | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
8. | Работа с чертежами: создание чертежей в программе Компас-3D. | 10 | 2 | 8 | Проведение игр, соревнований | ||||
9. | Работа с чертежами: сохранение чертежей в программе Компас-3D, создание своих авторских прав, выбор качества изображения. | 4 | 1 | 3 | Опрос, викторина | ||||
10. | Сверлильный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований | ||||
11. | Сверлильный станок: установка режущего инструмента, установка детали, сверление сквозного и глухого отверстий. | 8 | 2 | 6 | Опрос, викторина | ||||
12. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
13. | Заточной станок (круг): основные элементы, принцип работы и назначение. | 2 | 1 | 1 | Проведение игр, соревнований | ||||
14. | Токарный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 4 | 2 | 2 | Проведение игр, соревнований | ||||
15. | Токарный станок: установка резцов, сверл. Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | 8 | 2 | 6 | Опрос | ||||
16. | Токарный станок: выполнение фасок, канавок, отрезание заготовок на необходимую длину. | 12 | 4 | 8 | Опрос | ||||
17. | Скорость резания, подача, винтовая линия, выбор оборотов шпинделя (формулы). | 6 | 2 | 4 | Проведение игр, соревнований | ||||
18. | Нарезание резьбы плашкой. | 12 | 2 | 10 | Опрос | ||||
19. | Нарезание резьбы метчиком. | 12 | 2 | 10 | Опрос | ||||
20. | Возможные неисправности и меры их устранения. | 10 | 4 | 6 | Проведение игр, соревнований | ||||
21. | Наладка и подналадка токарного станка (в процессе работ). | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина | ||||
22. | Фрезерный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 12 | 2 | 10 | Проведение игр, соревнований | ||||
23. | Фрезерный станок: установка режущего инструмента (фрезы).
| 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина | ||||
24. | Фрезерование верхней и нижней плоскости детали. | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
25. | Фрезерный станок: фрезерование торцов, канавок. | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
26. | Возможные неисправности и меры их устранения. Наладка и подналадка фрезерного станка (в процессе работ). | 10 | 4 | 6 | Опрос, викторина | ||||
27. | Составление технологического процесса при изготовлении детали. | 12 | 2 | 10 | Тестирование Анкетирование | ||||
28. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод | ||||
29. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
Итого | 216 | 57 | 159 |
|
Третий год обучения
№№ | Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность | ||||||
Всего | Теор. | Прак. | |||||||
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина | ||||
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
4. | Свойства черных и цветных металлов. | 4 | 1 | 3 | Опрос, викторина | ||||
5. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований | ||||
6. | Эксплуатация металлорежущего оборудования. | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина | ||||
7. | Эксплуатация мерительного и режущего инструмента. | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторинам | ||||
8. | Обслуживание металлорежущих станков. | 12 | 2 | 10 | Проведение соревнований | ||||
9. | Технология изготовления детали(ей). | 6 | 2 | 4 | Опрос | ||||
10. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
11. | Правила проведения соревнований World Skills, конкурсов профессионального мастерства. | 8 | 2 | 6 | Опрос, викторина | ||||
12. | Виды и классификация станков различных групп и типов. | 8 | 2 | 6 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод | ||||
13. | Изготовление детали типа "металлический уголок". | 12 | 2 | 10 | Проведение соревнований | ||||
14. | Компрессор: устройство и принцип работы. | 4 | 2 | 2 |
| ||||
15. | Изготовление детали типа "болт". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований | ||||
16. | Изготовление детали типа "гайка". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований | ||||
17. | Изготовление детали типа "навес". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований | ||||
18. | Изготовление детали типа "штуцер". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований | ||||
19. | Конкурс профессионального мастерства. | 10 | - | 10 | Проведение конкурса профессионального мастерства | ||||
20. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Выставки | ||||
21. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
Итого | 216 | 42 | 174 |
|
Четвертый год обучения
№№ | Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность | ||||||
Всего | Теор. | Прак. | |||||||
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина | ||||
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
4. | Работа со стойкой станка ЧПУ: включение, обнуление (HOME). | 6 | 2 | 4 | Опрос, викторина | ||||
5. | Установка режущего инструмента в станок, привязка инструмента (корректор). | 24 | 4 | 20 | Опрос, викторина | ||||
6. | Работа со стойкой станка ЧПУ: запуск программы с жесткого диска и съемного носителя. | 4 | - | 4 | Опрос, викторина | ||||
7. | Работа со стойкой станка ЧПУ: редактирование программы, сохранение и удаление программы. | 12 | 2 | 10 | Опрос | ||||
8. | Изучение программы для ЧПУ станка. Алгоритм написания. | 20 | 6 | 14 | Опрос, викторина | ||||
9. | Написание программы для ЧПУ станка (G, M, K, F, T, X, Z коды). | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина | ||||
10. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
11. | Написание программы со стоики станка ЧПУ (G, M, K, F, T, X, Z коды). | 24 | 4 | 20 | Опрос | ||||
12. | Привязка режущего инструмента к программе. | 12 | 2 | 10 | Опрос | ||||
13. | Привязка и ввод корректоров. | 12 | 2 | 10 | Опрос | ||||
14. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований | ||||
15. | Способы установки и закрепление заготовки в зону резания станка. | 6 | 1 | 5 | Опрос | ||||
16. | Правильное обслуживание ЧПУ станка, основные правила и требования. | 4 | 2 | 2 | Опрос | ||||
17. | Возможные дефекты в процессе работ, пути решения. | 4 | 1 | 3 | Проведение соревнований | ||||
18. | Установка - снятие дополнительного оборудования для ЧПУ станка. | 6 | 1 | 5 | Опрос | ||||
19. | Изготовление детали типа "молоток". | 24 | 2 | 22 | Проведение соревнований | ||||
20. | Изготовление детали типа "полка". | 8 | 2 | 6 |
| ||||
21. | Конкурс профессионального мастерства | 6 | 1 | 5 | Проведение конкурса профессионального мастерства | ||||
22. | Заключительное занятие Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод | ||||
23. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов | ||||
Итого | 216 | 43 | 173 |
|
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Первый год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность группы. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности в процессе работ. | Соблюдение дисциплины, гигиены, возможные причины несчастных случаев и меры их предотвращения. | Наглядная эксплуатация оборудования, верстака, инструмента. | Соблюдение техники безопасности. |
4. | История развития отечественного станкостроения. | История развития станкостроения, герои России. |
| Знать историю развития станкостроения. |
5. | Виды и свойства черных и цветных металлов. | Фильм: металлы и сплавах, их свойства. | Демонстрация черных и цветных металлов, их свойства. | Иметь представление о видах и свойствах металлов. |
6. | Виды режущих инструментов для обработки металла. | Видеоролик: виды режущих инструментов для обработки металла. | Демонстрация работ: токарные резцы, фрезы, сверла, зенкер. | Принцип устройства и работ. |
7. | Штангенциркуль: назначение, устройство и способы измерения. | Принцип работы и устройство штангенциркуля. | Правила использования, снятие простых размеров. | Умение пользоваться штангенциркулем. |
8. | Микрометр: назначение, устройство и способы измерения. | Принцип работы и устройство микрометра. | Правила использования, снятие простых размеров. | Умение пользоваться микрометром. |
9. | Метчик: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | Принцип работы и устройство метчика. | Нарезание резьбы метчиком. | Умение нарезать резьбу. |
10. | Защита проектов | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Плашка: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | Принцип работы и устройство плашки. | Нарезание резьбы плашкой. | Умение нарезать резьбу. |
12. | Снятие простых размеров (длина, ширина, высота, глубина, толщина, ширина, шаг резьбы, наружные и внутренние диаметры) с детали (заготовки). | Правила снятия размеров с деталей. | Снятие размеров с деталей, отклонения от нормы. | Умение снимать и записывать размеры с заготовки. |
13. | Заточной круг (станок), устройство, принцип работы и назначение. | Эксплуатация, устройство и требования. | Заточка сверл, резцов. | Уметь пользоваться заточным кругом. |
14. | Виды токарных резцов, виды выполняемых операций. | Токарный резец: виды, выполняемые операции, заточка. | Точение заготовки, торцевание, фаска, отрезание, расточка. | Умение работать резцами. |
15. | Углы заточки резцов, способы установки в суппорт. | Правильная заточка резцов, установка в суппорт. | Заточка резцов, установка в суппорт. | Умение эксплуатировать. |
16. | Виды сверл, основные операции, углы заточки. | Виды сверл и их заточка. | Заточка сверл, установка в патрон и в станок. | Знание углов заточки, умение затачивать сверла. |
17. | Виды фрез, устройство, назначение и применение. | Устройство и принцип работ. | Установка и фрезерование плоской поверхности. | Умение работать фрезами. |
18. | Способы установки фрез, принцип работы. | Правила использования, требования | Установка и фрезерование торцевых поверхностей. | Умение эксплуатировать. |
19. | Виды калибров, устройство, способы применения и работ. | Описание и правила использования. | Снятие размеров: проходной, непроходной. | Уметь калибровать. |
20. | Образцы шероховатости: принцип устройства и назначения, правила пользования. | Описание и правила использования. | Снятие параметров шероховатости поверхности. | Умение определять шероховатость. |
21. | Правила организации рабочего места. | Правила и требование к рабочему месту. | Уборка рабочего места, установка и снятие оборудования. | Парильное использование рабочего места. |
22. | Решение простых конструкторских и технологических задач. | Описание: конструкторские и технологические задачи. Требования. | Разработка технологического процесса, согласно конструкторской документации. | Умение разрабатывать и составлять технологический процесс |
23. | Заключительное занятие Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
24. | Защита проектов | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Второй год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности и техника пожарной безопасности при работе на металлорежущих станках в помещениях. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования. | Соблюдение техники безопасности, навыки действий при пожаре. |
4. | Охрана труда и её роль. Гигиена (личная, оборудования, помещений). | Роль охраны труда. Роль гигиены. | Уборка и очистка станков и инструментов. | Знание роли охраны труда, постоянное соблюдение гигиены. |
5. | Работа с чертежами: чтение чертежей, основные обозначения (символы). | Линии чертежа. Обозначения. | Выполнить чертеж (болт, гайка, вал) со всеми размерами. | Умение изготавливать простые чертежи. |
6. | Работа с чертежами: масштабы, виды линий, основная надпись. | Масштабы. Основная надпись. | Выполнить чертеж в разных масштабах. | Принцип масштабирования. |
7. | Изучение программы Компас-3D. С чего начинаем работу... | Рамка чертежа, основная надпись, обозначения. | Параллельные и перпендикулярные линии, копирование-вставка. | Умение пользоваться программой Компас 3D. |
8. | Работа с чертежами: создание чертежей в программе Компас-3D. | Правила создания и чтения чертежей. | Чтение чертежей, создание чертежей. | Умение читать и составлять чертежи. |
9. | Работа с чертежами: сохранение чертежей в программе Компас-3D, создание своих авторских прав, выбор качества изображения. | Принцип и основы сохранения чертежей. | Создание авторских прав, сохранение в формате jpg. | Умение сохранять и редактировать чертежи. |
10. | Сверлильный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Основные составные части, принцип работы. | Сверление сквозных и глухих отверстий. | Умение работать на сверлильном станке. |
11. | Сверлильный станок: установка режущего инструмента, установка детали, сверление сквозного и глухого отверстий. | Правила установки сверл и заготовок. | Сверление сквозных и глухих отверстий. | Умение работать на сверлильном станке. |
12. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
13. | Заточной станок (круг): основные элементы, принцип работы и назначение. | Основные составные части, принцип работы. | Заточка резцов, сверл. | Уметь пользоваться заточным кругом. |
14. | Токарный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Принцип работы и устройства токарного станка | Вкл./выкл. токарного станка, смена скоростей, оборотов, подач. | Умение эксплуатировать токарный станок. |
15. | Токарный станок: установка резцов, сверл. Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | Требования к резцам, сверлам при установки в станок. | Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | Изготовление колец. |
16. | Токарный станок: выполнение фасок, канавок, отрезание заготовок на необходимую длину. | Фасонные и отрезные резцы, принцип работы. | Изготовление фасок (канавок), отрезание заготовки. | Изготовление крючка для вешалки. |
17. | Скорость резания, подача, винтовая линия, выбор оборотов шпинделя (формулы). | Формулы: скорость резания, подача, обороты. | Наладка токарного станка на необходимый режим резания, скорость, подачу, обороты. | Подбор необходимых режимов (резания, скорость, подачу, обороты) при продольном точении. |
18. | Нарезание резьбы плашкой. | Плашка- устройство, описание, принцип работы. | Нарезание резьбы М8, М10. | Изготовление болта М8, М10. |
19. | Нарезание резьбы метчиком. | Метчик- устройство, описание, принцип работы. | Нарезание резьбы М8, М10. | Изготовление гайки М8, М10. |
20. | Возможные неисправности и меры их устранения. | Основные причины поломок, меры их устранения. | Смазка направляющих суппортов, станины; Чистка шпинделя от мусора. | Обслуживание токарного станка. |
21. | Наладка и подналадка токарного станка (в процессе работ). | Роль наладки и подналадки токарного станка. | Установка и снятие задней бабки, кулачков, замена ремней главного ременного привода. | Замена ременных приводов, шпинделя, кулачков. |
22. | Фрезерный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Принцип работы и устройства фрезерного станка | Вкл./выкл. фрезерного станка, смена скоростей, оборотов, подач. | Умение эксплуатировать фрезерный станок. |
23. | Фрезерный станок: установка режущего инструмента (фрезы).
| Требования к фрезам, сверлам при установки в станок. | Фрезерование призматической поверхности, торцевание заготовки, сверление. | Молоток 100 гр. |
24. | Фрезерование верхней и нижней плоскости детали. | Основные правила при перестановки заготовка (смена поверхности фрезерования). | Фрезерование торцов, верхних и нижних плоскостей, паза. | Молоток 200-250 гр. |
25. | Фрезерный станок: фрезерование торцов, канавок. | Торцы, канавки, способы фрезерования. | Фрезерование цилиндрической поверхности. | Изготовления 4-х гранника. |
26. | Возможные неисправности и меры их устранения. Наладка и подналадка фрезерного станка (в процессе работ). | Роль наладки и подналадки фрезерного станка. | Установка и снятие заготовки, тисков, фрез, направляющих. | Замена фрез, тисков, вала, заготовка. |
27. | Составление технологического процесса при изготовлении детали. | Роль технологического процесса, правила требования. | Составление технологического процесса изготовления детали типа: 4х-6 гранник, молоток, лопасть. | Изготовление 4х-6 гранника, молотка, лопасти. |
28. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
29. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Третий год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования. | Соблюдение техники безопасности, навыки действий при пожаре. |
4. | Свойства черных и цветных металлов. | Фильм: металлы и сплавах, их свойства. | Демонстрация черных и цветных металлов, их свойства. | Виды и свойства металлов. |
5. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | Просмотр фильма (микрометр, штангенциркуль, глубиномер). | Выбор и установка режущих инструментов в станок. | Выбор необходимого оборудования для изготовления детали. |
6. | Эксплуатация металлорежущего оборудования. | Просмотр фильма «Эксплуатация оборудования» | Уборка, чистка станка. | Соблюдение гигиены оборудования, места, личной. |
7. | Эксплуатация мерительного и режущего инструмента. | Правила хранения оборудования. | Изучение инструкций по применению. | Уметь пользоваться оборудованием. |
8. | Обслуживание металлорежущих станков. | Просмотр фильма «Обслуживание металлорежущих станков». | Чистка направляющих станка, чистка ходовых механизмов. | Уметь обслуживать оборудование. |
9. | Технология изготовления детали(ей). | Виды и правила технологий по изготовлению деталей. | Составление технологий и изготовление детали. | Изготовление детали типа Кольцо металлическое. |
10. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Правила проведения соревнований World Skills, конкурсов профессионального мастерства. | Правила проведения соревнований World Skills. | Проведение конкурса профессионального мастерства с элементами World Skills. | Изготовление детали, согласно требованиям World Skills. |
12. | Виды и классификация станков различных групп и типов. | Просмотр фильма «Виды токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных станков». | Работа на токарных, фрезерных, сверлильных станках. | Изготовление детали типа навес 16. |
13. | Изготовление детали типа "металлический уголок". | Технологическая карта, порядок изготовления. | Изготовление детали с использованием ручных и станочных инструментов. | Деталь типа "металлический уголок". |
14. | Компрессор: устройство и принцип работы. | Принцип работы и устройства компрессора. | Продувка и очистка станков с помощью компрессора. | Умение работать с компрессором. |
15. | Изготовление детали типа "болт". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "болт". | Точение заготовки на токарном станке; нарезание резьбы плашкой. | Деталь типа "болт". |
16. | Изготовление детали типа "гайка". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "гайка". | Точение заготовки на токарном станке, сверление, нарезание резьбы метчиком. | Деталь типа "гайка". |
17. | Изготовление детали типа "навес". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "навес". | Точение и изготовление заготовки на токарном станке. | Деталь типа "навес". |
18. | Изготовление детали типа "штуцер". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "штуцер". | Точение и изготовление заготовки на токарном станке. | Деталь типа "штуцер". |
19. | Конкурс профессионального мастерства. |
| Изготовление детали типа «Втулка» согласно чертежу. | Деталь типа "втулка". |
20. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
21. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Четвертый год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования, гигиена. | Соблюдение техники безопасности, действия при пожаре, соблюдение гигиены |
4. | Работа со стойкой станка ЧПУ: включение, обнуление (HOME). | Общие понятия о стойки станка, основные клавиши. | Правильное включение и выключение станка ЧПУ, работа с режимами обнуления. | Умение использовать стойку станка, обнулять станок. |
5. | Установка режущего инструмента в станок, привязка инструмента (корректор). | Правила установки инструмента в станок, понятие о корректорах и их роли. | Установка инструмента, обнуление станка, ввод корректоров (привязка). | Умение устанавливать режущий инструмент в ЧПУ станок, вводить корректор, обнулять. |
6. | Работа со стойкой станка ЧПУ: запуск программы с жесткого диска и съемного носителя. |
| Загрузка программы с флешки, с жесткого диска, редактирование и сохранение программы. | Умение использовать стойку станка с программой. |
7. | Работа со стойкой станка ЧПУ: редактирование программы, сохранение и удаление программы. | Принцип редактирования программ, удаление программы. | Загрузка программы в стойку станка, сохранение, редактирование, удаление, переброс данных. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
8. | Изучение программы для ЧПУ станка. Алгоритм написания. | Правила написания программ, G- коды, их роль в программе. | Написание программы со стойки станка, сохранение. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
9. | Написание программы для ЧПУ станка (G, M, K, F, T, X, Z коды). | Написание программы с использованием всех кодов. | Написание программы со стойки станка, сохранение. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
10. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Написание программы со стоики станка ЧПУ (G, M, K, F, T, X, Z коды). | Правила написания программы со стойки станка, основное меню. | Создание файла в памяти станка, ручной набор G- кодов. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
12. | Привязка режущего инструмента к программе. | Правила привязки инструмента. | Установка инструмента в станок, ввод корректора. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
13. | Привязка и ввод корректоров. | Привязка и ввод корректоров, основы программирования. | Ввод корректоров в стойку станка. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
14. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | Выбор необходимых мерительных и режущих инструментов. | Выбор резцов, сверл, фрез, микрометров, штангенциркулей, для выполнения работ. | Уметь выбирать согласно технологическому процессу инструменты. |
15. | Способы установки и закрепление заготовки в зону резания станка. | Правила и способы установки заготовок. | Установки заготовок в токарный, фрезерный, сверлильные станки, согласно выверенным плоскостям. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
16. | Правильное обслуживание ЧПУ станка, основные правила и требования. | Правила и требования обслуживания ЧПУ станка. | Долив СОЖ, смазка направляющих станин, уборка стружки. | Уметь обслуживать станок. |
17. | Возможные дефекты в процессе работ, пути решения. | Обсуждение возможных дефектов, пути решения. | Выпрямление прутков металлических, устранение брака детали. | Уметь решать различные проблемы в сфере машиностроения. |
18. | Установка - снятие дополнительного оборудования для ЧПУ станка. | Основные понятия о дополнительном оборудовании. | Установка/снятие задней бабки, люнет, тисков, кулачков, прижимов. | Уметь снимать/устанавливать дополнительное оборудование на ЧПУ станки. |
19. | Изготовление детали типа "молоток". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "молоток". | Фрезерование и изготовление детали на фрезерном станке. | Деталь типа "молоток". |
20. | Изготовление детали типа "полка". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "полка ". | Изготовление детали с помощью ручных и станочных приспособлений. | Деталь типа "полка". |
21. | Конкурс профессионального мастерства | Правила проведения конкурса, требования. | Изготовление детали типа «валик» согласно чертежу. | Деталь типа "валик". |
22. | Заключительное занятие Подведение итогов | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
23. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Особенности тематического построения программы
Необходимым условием организации образовательного процесса является внедрение различных приспособлений, разработка новой продукции (молоток, навес, гайка, болт, штуцер, металлический уголок, полка), участие в конкурсах технического творчества, профессионального мастерства.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется внимание учащихся на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
На первом году обучения программа предполагает: знакомство с основами мерительных и режущих инструментов; историей развития отечественного станкостроения; снятие простых размеров с деталей (заготовок); принцип и правила организации рабочего места; решают простейшие конструкторские и технологические задачи.
На первом году обучения особое внимание уделяется техники безопасности, пожарной безопасности, охране труда, личной гигиене, гигиене оборудования и помещения (мастерских).
На втором году обучения учащиеся получат:
учения и навыки в составлении (в программе Компас - 3D) и чтении чертежей, символов;
знания и начальные умения в составлении технологического процесса, необходимого при изготовлении детали;
На третьем году обучения акцентируется внимание обучающихся на область трудовой деятельности с использованием полученных программных знаний умений и навыков для дальнейшей их профессиональной ориентации в рабочих профессиях. Обучающиеся становятся конкурентоспособными на рынке труда.
Четвертый год обучения предполагает развитие у обучающихся потребности в творческий деятельности. Учебно-исследовательская деятельность направлена на изучение ЧПУ станков (написание программ, программирование станка со стойки и съёмного носителя, обслуживание и эксплуатация оборудования).
При организации учебно-воспитательного процесса учитывается: высокая утомляемость, смена настроения, эмоциональный спад. Для решения данных проблем используются здоровьесберегающие технологии основанные со сменой деятельности (проектная деятельность, работа на станках, теоретическое освоение материала, физкультминутки и т.п.).
Большая часть учебного времени отведена на практические занятия. В процессе работы, учащиеся овладевают приемами, техникой выполнения и навыками изготовления деталей, которые могут быть применены учащимися в быту. Изделия выполняются в короткий срок (2-22 учебных часа), что позволяет ученикам достаточно быстро видеть результаты своего труда.
Воспитательная работа
Учащиеся, занимающиеся техническим творчеством, лучше справляются с учебной нагрузкой, легче адаптируются к условиям школьной жизни. Занимаясь любимым делом, учащиеся приобретают такие качества, как: усидчивость, аккуратность, целеустремленность, любознательность, жизненный опыт в дальнейшей профессиональной деятельности и быту, что способствует лучшему усвоению школьной программы.
Работа с учащимися в течение года складывается из работы на металлорежущих станках, рабочих мерительных и режущих инструментах.
Ведется воспитательная работа, направленная на предпрофессиональную ориентацию, создание и развитие детского коллектива и творческого сотрудничества с другими коллективами.
Предпрофессиональная ориентация помогает учащимся понять, как важен рабочий труд, сущность и социальная значимость своей будущей профессии.
В воспитательной работе играет главную роль - посещение выставок, тематические экскурсий, конкурсы. Эта работа способствует созданию психологического комфорта ребенка, желание видеть и общаться с друзьями, заниматься любимым делом. Это достигается с использованием средств и приемов методики коллективной, творческой, организаторской деятельности.
Материально-техническое оборудование
В работе объединения используются различные инструменты, оборудования, наглядные пособия.
Наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО), требуемые для организации образовательного процесса:
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска;
- локальная сеть (аппаратные средства);
- ПК - рабочее место педагога;
- ПК - рабочее место учащегося;
- принтер лазерный;
- источник бесперебойного питания;
- комплект сетевого оборудования;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;
- клавиатура и мышь;
- сканер;
- устройства ввода/вывода звуковой информации;
- микрофон, колонки и наушники;
- заготовки деталей;
- режущие и мерительные инструменты.
Программные средства:
- операционная система Windows;
- пакет офисных приложений Microsoft Office;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор 7zip.
ЛИТЕРАТУРА
Технология: программы начального и основного общего образования / [В.Д.Симоненко, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Технология. Технический труд: 5 класс: методические рекомендации к проведению уроков / А.Т.Тищенко. – М. :Вентана-Граф, 2011.
Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2012.
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные технологии», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные технологии», учебник для обучающихся 6 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд. ,дораб. –М.: Вента-Граф, 2014.
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд.,дораб. –М.: Вента-Граф, 2014.
Электронное сопровождение:
- http://schol-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://www.ict.edu.ru - портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
- http://school-club.ru - «Школьный клуб», электронные уроки, энциклопедии, игры учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы, сетевые профессиональные сообщества.
0