«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Обобщение знаний об имени прилагательном.»

Целью разработки данного урока было развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Геджухская средняя общеобразовательная школа







Конспект урока

по русскому языку 4 класс


Тема:

«Обобщение знаний об

имени прилагательном.»






Учитель: Шахбанова Д.Н.








2019 г.

















Тема: обобщение знаний об имени прилагательном

Класс: 4 класс

Предмет: русский язык

Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний

Форма учебного занятия : урок-путешествие по родному краю.

Принципы: коммуникативности, наглядности, сознательности, доступности, прочности, индивидуализации.

Формы обучения: • Коллективная • Индивидуальная • Парная • Групповая
Методы обучения : наглядный, практический
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки.

Цели: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма.

Ход урока



I. Организационный момент

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.



  1. Постановка темы и цели урока.
    — С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
    (С веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным)
    Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное)
    — Почему оно так называется? (Это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
    - Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке?

(Тема нашего урока – имя прилагательное)

Учитель: Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

(Слайд 4


Запись числа в тетрадь

Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.

Например: чистое поле, чисто поле.

Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.

Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу косу, шелкова трава.



) Имя прилагательное – необыкновенная часть речи.

Полные прилагательные в предложении, обычно, 

 о п р е д е л е н и я м и:  Красивый деревянный домик стоял на берегу реки. 

Краткие обычно, являются в предложении  

с к а з у е м ы м и:  Ветерок свеж и душист.

УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или сказуемым.







Учитель:

— Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, закрепим лексико – грамматические признаки прилагательных.

Прилагательные чаще всего образуются 

суффиксальным способом: светло — светленький. (тепло-тёпленький)

Также могут образовываться приставочным: неаккуратный, превысокий, сверхмощный.

Приставочно-суффиксальным способом: подводный, наполный.дообеденный.

Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно-розовый, трёхлетний.

д) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный.

Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие.

Например: вкусный – вкусно.

Стихотворение З.Александровой «Родина» (Читает ученик)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


Учитель: А как называется страна, где мы живем?

На уроках окружающего мира мы изучали природные зоны нашей необъятной страны.


Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь
над её территорией, то можно увидеть белоснежную Арктику.

Учитель:

А теперь вспомните и назовите словосочетания имя прилагательное + существительное, которые вы прочитали на увиденных слайдах) (белоснежная Арктика, холодная тундра, зеленые леса,

вольные степи, огромные поля, знойные пустыни, высокие горы, могучие реки, великолепные храмы.

А как называется наша республика?

Стихотворение «Дагестан» (Читает ученик)

Дагестан — край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!
Дагестан — земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть «Лезгинка» удалая,
Радость в жизни нам дает.


lll.Первичное закрепление

Словарная работа.
— Я предлагаю найти этимологию слова Родина. Этимология – это происхождение.

  1. Этимология слова Родина.
    Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.


2. Работа над словарным словом.
(Дифференцированное задание)
1 уровень:
Запишите однокоренные слова к слову Родина. (родной, родители, род, родичи, родственники) 1 балл
2 уровень: Запишите синонимы к слову Родина
(Отечество, Отчизна, мать-земля, родной край, родная страна) 2 балла

Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, нужно вспомнить какие слова называются однокоренными?

Что такое синонимы?
-Найдите среди этих слов имена прилагательные. Докажите.

Проверка задания

Работа с листом самооценки.

lV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание №1

— Что является символом нашей Родины? (береза)

— Подберите и запишите в тетради прилагательные к слову береза?
Береза (какая?) …. (белоствольная, стройная, белая, белокурая, цветущая, кудрявая, белесая, красивая…) работают индивидуально (за 1 записанное прилагательное – 1 балл)


Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных»

V. Работа с текстом. (Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на проекционном экране на доске.)

Незабудки.

На самом берегу ручья у … … болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти … … цветы. В … их лепестках как бы отразилась голубизна … неба.

Приятно смотреть на … … ковер разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется … ручеёк. А высоко – высоко в … … небе, над неподвижными макушками … леса тихо плывут … … облака.

  • Прочитайте текст И. Соколова- Микитова про себя. В тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст, подбирая подходящие по смыслу прилагательные.

(Ученики читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных.)

Хорошо. Автор подобрал к существительному болотце прилагательные: зеленое, лесное. (Часто ответы детей совпадают со словами автора.)

Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания. (Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные: зелёного, лесного, маленькие, голубые, крошечных, летнего, чистый, голубой, лесной, голубом, летнем, высокого, белые, летние.)

Запишите первое предложение.

(Учитель показывает фотографию незабудок на экране.)

Прочитайте получившийся текст вслух.

Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.

Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.

Работа в группах. Правила работы в группах. Выбор консультантов.

Какое умение оцениваем?

в лесной зоне - ед.ч., ж.р., П.п.

европейской части- ед.ч, ж.р., П.п.

непростым условия - мн. ч., Д.п.

сильных морозов – мн.ч., Р.п.

на российской земле - ед.ч., ж.р.,П.п.

великую радость - ед.ч., ж.р., В.п.



Учитель: «Слово о родном языке»

- Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.

Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.

Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.


(Составить пословицы, которые разрезаны на част. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.

Человек без родины – соловей без песни.

Физминутка.

Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.

Весёлый, стройная, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.

Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.

V. Включение в систему знаний и повторения

Работа в группах. Задание №3

Учитель:

Работа с недописанным текстом.

- У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)



– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.

И. Соколов-Микитов

Озаглавьте данный текст.

— Чему учит этот текст?
-Какова основная мысль текста?

Работа в группах. Задания для групп


1 группа – называет орфограммы

2группа - называет окончания имен прилагательных

3 группа – озвучивает род имен прилагательных

4 группа – озвучивает число имен прилагательных

5 группа – озвучивает падеж имен прилагательных



Работа с предложением.

Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.

(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.

1 группа – дает характеристику предложения

2 группа- называет грамматическую основу предложения

3 группа – называет части речи

4 группа – называет словосочетания из данного предложения

5 группа – представьте, что после слова ветерок стоит запятая и вам нужно продолжить предложение

Задание 4. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)

1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...

а) предмет

б) признак

в) действие

2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

а) медленный, вареное, синий

б) верность, желтый, белый.

В) медлительность, верный, белизна

3.Как изменяется имя прилагательное ?

а) по лицам

б) по числам

в) по падежам

4.У прилагательного нет следующего признака...

а) рода

б) времени

в) числа

5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

а) домашн... животное

б) домашняя работа

в) домашн... режим



Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)

Сейчас я предлагаю вам составить кластер: «Имя прилагательное» (Учащиеся работают в группах)

Взаимопроверка между группами.

Рефлексия.

- У вас на парте лежат листы с вопросами. (Кого из одноклассников тебе было интереснее всего слушать? Какие твои качества помогли в выполнении заданий? Какие твои качества мешали в выполнении заданий?Что в работе одноклассников вызывает у тебя гордость? )



- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.

- На этой нотке мы и заканчиваем наш урок.

- Вернемся к схеме: Обобщили мы свои знания об имени прилагательном?
Покажите свое настроение в конце урока?
Я рада, что у вас хорошее настроение.

Учитель: Какое главное для каждого из нас слово, очень часто звучало на уроке? (Родина)

Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание придумать и записать синквейн со словами относящимися к теме Родина.





VIl. Рефлексия

Vll. Домашнее задание

-написать мини-сочинение на тему: «Моя улица». Что вам в ней дорого, на что обращаете внимание каждый день.

Опорные слова: улица, дом, родное село.

Учитель:

- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.





























































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее