Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Геджухская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока
по русскому языку 4 класс
Тема:
«Обобщение знаний об
имени прилагательном.»
Учитель: Шахбанова Д.Н.
2019 г.
Тема: обобщение знаний об имени прилагательном
Класс: 4 класс
Предмет: русский язык
Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний
Форма учебного занятия : урок-путешествие по родному краю.
Принципы: коммуникативности, наглядности, сознательности, доступности, прочности, индивидуализации.
Формы обучения: • Коллективная • Индивидуальная • Парная • Групповая
Методы обучения : наглядный, практический
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки.
Цели: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфически правильного письма.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
Постановка темы и цели урока.
— С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(С веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным)
Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное)
— Почему оно так называется? (Это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
- Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке?
(Тема нашего урока – имя прилагательное)
Учитель: Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
(Слайд 4
Запись числа в тетрадь
Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.
Например: чистое поле, чисто поле.
Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.
Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу косу, шелкова трава.
) Имя прилагательное – необыкновенная часть речи.
Полные прилагательные в предложении, обычно,
о п р е д е л е н и я м и: Красивый деревянный домик стоял на берегу реки.
Краткие обычно, являются в предложении
с к а з у е м ы м и: Ветерок свеж и душист.
УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или сказуемым.
Учитель:
— Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, закрепим лексико – грамматические признаки прилагательных.
Прилагательные чаще всего образуются
суффиксальным способом: светло — светленький. (тепло-тёпленький)
Также могут образовываться приставочным: неаккуратный, превысокий, сверхмощный.
Приставочно-суффиксальным способом: подводный, наполный.дообеденный.
Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно-розовый, трёхлетний.
д) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный.
Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие.
Например: вкусный – вкусно.
Стихотворение З.Александровой «Родина» (Читает ученик)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: А как называется страна, где мы живем?
На уроках окружающего мира мы изучали природные зоны нашей необъятной страны.
Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь
над её территорией, то можно увидеть белоснежную Арктику.
Учитель:
А теперь вспомните и назовите словосочетания имя прилагательное + существительное, которые вы прочитали на увиденных слайдах) (белоснежная Арктика, холодная тундра, зеленые леса,
вольные степи, огромные поля, знойные пустыни, высокие горы, могучие реки, великолепные храмы.
А как называется наша республика?
Стихотворение «Дагестан» (Читает ученик)
Дагестан — край древних гор,
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор,
Ценят дружбу и клинки!
Дагестан — земля родная,
Расцветай из года в год!
Пусть «Лезгинка» удалая,
Радость в жизни нам дает.
lll.Первичное закрепление
Словарная работа.
— Я предлагаю найти этимологию слова Родина. Этимология – это происхождение.
Этимология слова Родина.
Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.
2. Работа над словарным словом. (Дифференцированное задание)
1 уровень: Запишите однокоренные слова к слову Родина. (родной, родители, род, родичи, родственники) 1 балл
2 уровень: Запишите синонимы к слову Родина
(Отечество, Отчизна, мать-земля, родной край, родная страна) 2 балла
Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, нужно вспомнить какие слова называются однокоренными?
Что такое синонимы?
-Найдите среди этих слов имена прилагательные. Докажите.
Проверка задания
Работа с листом самооценки.
lV. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание №1
— Что является символом нашей Родины? (береза)
— Подберите и запишите в тетради прилагательные к слову береза?
Береза (какая?) …. (белоствольная, стройная, белая, белокурая, цветущая, кудрявая, белесая, красивая…) работают индивидуально (за 1 записанное прилагательное – 1 балл)
Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных»
V. Работа с текстом. (Текст с пропущенными словами набран на компьютере и отображён на проекционном экране на доске.)
Незабудки.
На самом берегу ручья у … … болотца густо цветут незабудки. Очень хороши и красивы эти … … цветы. В … их лепестках как бы отразилась голубизна … неба.
Приятно смотреть на … … ковер разросшихся у ручья незабудок. Тихо журчит и плещется … ручеёк. А высоко – высоко в … … небе, над неподвижными макушками … леса тихо плывут … … облака.
Прочитайте текст И. Соколова- Микитова про себя. В тексте пропущены имена прилагательные. Попробуем восстановить текст, подбирая подходящие по смыслу прилагательные.
(Ученики читают первое предложение и подбирают несколько подходящих по смыслу прилагательных.)
Хорошо. Автор подобрал к существительному болотце прилагательные: зеленое, лесное. (Часто ответы детей совпадают со словами автора.)
Прочитайте предложение с этими прилагательными, объясните падежные окончания. (Учитель ставит курсор на нужное место в тексте и вносит в текст пропущенные имена прилагательные: зелёного, лесного, маленькие, голубые, крошечных, летнего, чистый, голубой, лесной, голубом, летнем, высокого, белые, летние.)
Запишите первое предложение.
(Учитель показывает фотографию незабудок на экране.)
Прочитайте получившийся текст вслух.
Какие слова делают описание незабудок выразительным? Назовите их.
Попробуйте объяснить происхождение названия цветка.
Работа в группах. Правила работы в группах. Выбор консультантов.
Какое умение оцениваем?
в лесной зоне - ед.ч., ж.р., П.п.
европейской части- ед.ч, ж.р., П.п.
непростым условия - мн. ч., Д.п.
сильных морозов – мн.ч., Р.п.
на российской земле - ед.ч., ж.р.,П.п.
великую радость - ед.ч., ж.р., В.п.
Учитель: «Слово о родном языке»
- Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.
Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.
Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.
(Составить пословицы, которые разрезаны на част. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.
Человек без родины – соловей без песни.
Физминутка.
Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.
Весёлый, стройная, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.
Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.
V. Включение в систему знаний и повторения
Работа в группах. Задание №3
Учитель:
Работа с недописанным текстом.
- У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)
– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.
И. Соколов-Микитов
Озаглавьте данный текст.
— Чему учит этот текст?
-Какова основная мысль текста?
Работа в группах. Задания для групп
1 группа – называет орфограммы
2группа - называет окончания имен прилагательных
3 группа – озвучивает род имен прилагательных
4 группа – озвучивает число имен прилагательных
5 группа – озвучивает падеж имен прилагательных
Работа с предложением.
Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.
(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.
1 группа – дает характеристику предложения
2 группа- называет грамматическую основу предложения
3 группа – называет части речи
4 группа – называет словосочетания из данного предложения
5 группа – представьте, что после слова ветерок стоит запятая и вам нужно продолжить предложение
Задание 4. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...
а) предмет
б) признак
в) действие
2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
а) медленный, вареное, синий
б) верность, желтый, белый.
В) медлительность, верный, белизна
3.Как изменяется имя прилагательное ?
а) по лицам
б) по числам
в) по падежам
4.У прилагательного нет следующего признака...
а) рода
б) времени
в) числа
5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
а) домашн... животное
б) домашняя работа
в) домашн... режим
Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)
Сейчас я предлагаю вам составить кластер: «Имя прилагательное» (Учащиеся работают в группах)
Взаимопроверка между группами.
Рефлексия.
- У вас на парте лежат листы с вопросами. (Кого из одноклассников тебе было интереснее всего слушать? Какие твои качества помогли в выполнении заданий? Какие твои качества мешали в выполнении заданий?Что в работе одноклассников вызывает у тебя гордость? )
- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.
- На этой нотке мы и заканчиваем наш урок.
- Вернемся к схеме: Обобщили мы свои знания об имени прилагательном?
Покажите свое настроение в конце урока?
Я рада, что у вас хорошее настроение.
Учитель: Какое главное для каждого из нас слово, очень часто звучало на уроке? (Родина)
Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание придумать и записать синквейн со словами относящимися к теме Родина.
VIl. Рефлексия
Vll. Домашнее задание
-написать мини-сочинение на тему: «Моя улица». Что вам в ней дорого, на что обращаете внимание каждый день.
Опорные слова: улица, дом, родное село.
Учитель:
- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.