Обобщение опыта работы учителя математики
Семеновой Татьяны Викторовны
по теме «Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации»
Государственная итоговая аттестация по математике - первое серьёзное испытание в жизни каждого девятиклассника. Существенная особенность ГИА по математике - он является обязательным для всех учащихся 9 классов. Основная цель введения ГИА - независимая экспертиза качества знаний выпускного экзамена.
В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее ее провести? Экзамен по алгебре - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
Задачи по подготовке детей к ГИА:
Начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;
Создавать учебный материал (по типу ГИА) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;
Учить школьников «технике сдачи теста»;
Психологическая подготовка к ГИА;
Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Первый этап - «информационный». Для учащихся и их родителей провожу совместное родительское собрание, где знакомлю с организацией и проведением ГИА по алгебре в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
На одном из собраний родители знакомятся с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, структурой теста, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для получения положительной оценки необходимо решить от 8 до 15 заданий). Каждому родителю раздаются памятки по подготовке к экзаменам, таблицы с системой оценивания, инструкции по выполнению Кимов, по заполнению бланков. Родительские собрания проводились 1 раз в четверть (всего таких собраний с учителями математики и русского языка было 4). На одном из собраний познакомила с адресами сайтов и показала как пользоваться ими. На каждом родительском собрании знакомила родителей с успехами и теми проблемами, которые возникли у ребят во время учебы и подготовки к ГИА. Со многими родителями совместно с детьми приходилось встречаться и работать в индивидуальном порядке.
Второй этап начинается намного раньше первого. Это этап «подготовки». Он осуществляется еще с 5 класса, введя тестовые задания в работы учащихся. Работая в среднем звене школы, принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, перед каждым учителем встает задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учёбой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Поэтому детей уместно разделить на три группы: группа обязательного минимума, группа возрастной нормы и группа максимума. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабление учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. Скорее, выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приёмы решения задач в усложнённых и новых ситуациях.
ГМин ГВН ГМакс группа обязательного минимума группа возрастной нормы группа максимума знаний учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». 8-15 заданий на ГИА. учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями т.е. применять ЗУН в измененной ситуации. 16-19 заданий на ГИА. Учащиеся, которые умеют решать задания самой высокой сложности т.е. применять ЗУН в новой ситуации.
ГМин ГВН ГМакс должны выучить всю теорию; научиться решать все типы заданий базового уровня; на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать. должны выучить всю теорию; научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; уметь объяснять, почему так решаешь; уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии. должны выучить всю теорию; научиться решать все типы заданий любой темы разными способами; уметь объяснять, почему так решаешь; уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии; знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами. прорешивать д/з и тесты; если получишь «2», то отработать(но не более 2 раз) прорешивать д/з и тесты; если получишь «2» или «3», то отработать(но не более 1 раза) прорешивать д/з и тесты; если получишь «3» или «4», то отработать (но не более 1 раза); посещать элективные курсы; прорешивать все дополнительные задания.
Для каждой группы постаралась поставить задачи индивидуально.
В начале каждого учебного года в 5-9 классах провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу. Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты. В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и отрицательными числами, в 7 классе хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 классе решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать. В 5-7 классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке изучения нового. Ребята имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образец выполнения задания. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма очень часто провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами или объясняю ещё раз, вызывая к доске. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие - только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке.
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная. Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) - необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.
Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она является целесообразной. Система алгоритмов - программ позволяет в определённой мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создаёт широкие возможности для активной самостоятельной работы учащихся.
В конце 7-го класса учащихся я знакомлю со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Этот сборник предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации по алгебре в новой форме, который состоит из двух основных разделов .
Задания в первой части располагаются группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся. Как и в предыдущие годы, в работе были представлены следующие блоки содержания: числа; буквенные выражения; преобразования алгебраических выражений; уравнения и системы уравнений; неравенства; последовательности и прогрессии; функции и их графики, элементы статистики и теории вероятности. Каждое задание соотносится также с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение применить знания для решения математической задачи; применение знаний в практической ситуации.
Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, владение различными эквивалентными представлениями (например, числа), умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту. При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний, умение пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.
Задания части 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Её назначение- дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки ,выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Эта часть содержит 5 заданий повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов курса математики (2 задания по геометрии, 3 задания по алгебре). Все задания требуют полной записи решений и ответа.
Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно. На каждом уроке нужно решать и разбирать задания не только из учебника но и задания, соответствующие теме урока из Кимов. Так же очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить для этого надо учить ученика работать по плану:
Смотрим сколько заданий в тесте.
Мы знаем, что достаточно выполнить половину. Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.
Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.
Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.
Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы, пользуясь интуицией.
Не мало важным является и то, что в контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач. Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
Кроме всего этого, теоретический материал составлен в виде карточек в которых в доступной форме изложены основные темы математики, основные формулы, приведены образцы решения заданий (карточки-помощники). Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе. Такой справочный материал имеет много плюсов:
кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 7-8 классов;
для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.
Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняли и использовали на уроках и дома карточку с формулами. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.
В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.
Преимущества тематического теста:
в нём собраны разные задания по одной теме;
на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
по такому тесту удобно проводить повторение;
осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.
Для этого из заданий открытого банка задач составила задания по прототипам (тематические тесты). С помощью родительского комитета организовали распечатки заданий по темам для каждого ученика и подготовили для каждого ученика папки с заданиями, в которые постепенно добавились все тренировочные тесты и демонстрационные варианты, работы пробного экзамена, которые писали ребята. Это позволило на уроках и дополнительных занятиях иметь под рукой тот материал, который необходим.
Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.
В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
Интернет-сообщество учителей
Сеть творческих учителей
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Информационно-методический сайт
Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые с геометрическим материалом).
Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.
Можно использовать презентации, сделанные другими учителями. Но не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет - сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие.
Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:
компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,
поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,
богато иллюстрировать материал,
трудные для понимания моменты показать в динамике,
повторить то, что вызвало затруднения,
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,
быстро повторить теоретический материал.
Особенно эти презентации помогли при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.
1 часть работы содержит 4 геометрических задания. Особенно трудно давались задания типа 15, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогали наглядно увидеть ответы на вопросы. По данным исследований в памяти человека остаётся четверть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
С 4 четверти систематически проводилась работа по заполнению бланков. На дополнительных занятиях разбирали все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ и пробного экзамена. Обращала внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д. ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.
Для того чтобы увидеть уровень подготовленности выпускников к сдаче экзамена, ежегодно дважды проводим пробное ГИА в январе и апреле. Технология проведения пробного ГИА максимально приближена к условиям проведения экзамена.
По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и во внеурочное время на специально организованных дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для разных учащихся разное. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации дает хорошие результаты.