Обобщение опыта по теме «Развитие познавательного интереса учащихся 5-9 классов на уроках математики и во внеурочное время»
Семенова Т.В.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Условия возникновения и становления опыта.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение ими знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни. Вопросы, касающиеся повышения мотивации к обучению, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Основная идея обновления образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, личностно ориентированным. Возрастает спрос на мотивированного ученика, а это невозможно без существенных изменений педагогических средств, с помощью которых можно создавать и поддерживать учебную мотивацию школьника.
Чтобы чётко различить интерес от сходных понятий, нужно проанализировать его структуру. В ходе исследований выяснилось, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
положительной эмоцией по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. радостью познания;
наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься.
Какая же разница между интересом и познавательным интересом? Ведь всякий интерес познавателен; в нём присутствует радость познавания и познания. Без познавательного компонента интереса нет. Обычно познавательным интересом называют частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
О наличии у учащихся познавательного интереса можно судить по некоторым признакам, которые следует разделить на три группы.
Первую группу признаков интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, отсутствие отвлечений, сильная сосредоточенность на заинтересовавшем материале, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности. На интересном уроке учащиеся сидят, не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи – не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов в процессе учебной деятельности.
Вторая группа признаков интереса связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них интереса вне урока. После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задание для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями, читают дополнительную литературу.
Третья группа признаков интереса связана с изменением всего образа жизни учащихся, возникающим под влиянием интереса к той или иной деятельности. Учащиеся дома сами читают познавательную литературу, всё свободное время уделяют интересующему их предмету.
Интерес играет главную роль в учебной деятельности. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – это одно из сильных средств повышения эффективности обучения на уроке математике.
Основные формы и методы формирования познавательного интереса учащихся на уроках математики
Уровни развития познавательного интереса
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах. Эта стадия характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей. Указанные уровни познавательного интереса довольно обобщенно рисуют нам тенденции его развития.
Содержание учебного материала как источник стимуляции познавательного интереса
Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.
Содержание знаний заключает в себе и возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения от того, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательней.
Содержание знаний позволяет проникать в тайники науки от момента ее зарождения до современных научных достижений, открытий, переворачивающих весь арсенал научных знаний, добытый ранее. Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания.
Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике
Задачи прикладного содержания
Одним из способов повышения интереса к математике у учащихся является усиление практической направленности преподавания.
В.Г. Болтянский писал, что «задачи прикладного характера имеют в общеобразовательной школе важное значение для воспитания интереса к математике. На примере хорошо составленных задач прикладного содержания учащиеся убеждаются в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, в ее пользе и необходимости для практической работы, увидят широту возможных приложений математики, поймут ее роль в современной культуре.
Приведу пример задачи.
В распоряжении бригадира имеются два тракториста. Производительность труда первого тракториста равна 15 га/ч, второго – 20га/ч. Площадь поля равна 240 га. Через сколько часов после начала работы первого тракториста к нему должен присоединиться второй, чтобы поле было обработано за 8часов.
Творческие задания
Работая в сельской школе, нельзя строить урок на одних только сложных заданиях, которые оказываются обычно непосильными для большей половины класса. Обучение, вовлекающее в творческую работу весь класс, должно проходить на легком материале. Но этот материал должен быть подан разнообразно не столько в математическом, сколько в методическом плане. Под методическим разнообразием имеется в виду следующее: формулировка задачи должна содержать конфликт, который виден учащемуся сразу, без обращения к математической стороне вопроса. К задачам такого рода часто относят следующие:
• задачи, где предлагаются ошибочные рассуждения или нереальные конфигурации и требуется найти ошибку и исправить ее;
• задачи, в которых по предлагаемым данным нужно отыскать все, что возможно (т.е. учащиеся вынуждены сами формулировать цели своей работы);
Поисковые задания
Поисковые задания должны быть ориентированы на всех учащихся. Они должны быть доступны для каждого ученика и в то же время способны быть эффективным средством для развития творческих способностей. Поисковые задания, применяемые мною, тесно связаны с основным учебным материалом.
Дифференцированное обучение
Дифференцированный подход в обучении играет важную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Для учащихся разных способностей ставлю различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями должны добиться более высоких результатов.
В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня.
Дифференцированный подход я осуществляю на определенных этапах урока. На этапе введения нового понятия, свойства, алгоритма я работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того, как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся могут приступить к дифференцированной самостоятельной работе. Её особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задания, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи.
Нетрадиционные формы повторения
Работая в сельской школе, я убедилась, что без повторения нет учения, однако осуществлять повторение нужно не только на зачетах в конце темы, нои на каждом уроке. Именно ежедневные повторения закрепляют знания учащихся, и организовывать их нужно разными методами, не жалея на это ни сил, ни времени, ни творческой энергии. Например: математическая гармошка.
«Гармошкой» я называю обычную тетрадку-раскладушку, которые дети мастерят сами по моей просьбе. Такая гармошка должна быть у каждого ученика. В ней каждая полоса посвящена какой-либо одной теме. Например, на одной полосе записываются единицы измерения, на другой — формулы приведения, на третьей — формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника и т.д. Приведу пример такой гармошки.
Ребята любят свои гармошки, с удовольствием их мастерят, делают в них аккуратные записи, и такие гармошки действительно помогают им и задачи решить, и весь курс усвоить.
В середине урока, когда ребята уже немного устали, я часто им говорю: «Поиграем на гармошке», быстро задаю вопросы по изученному материалу:
«Как найти объем куба? Чему равна разность квадратов двух чисел? Вопросы идут в разбивку, не всякий быстро сориентируется даже с помощью гармошки, а я доказываю ребятам, что быстрее отвечает тот, кто хорошо помнит, что у него в гармошке записано, т.е. кто материал лучше знает, тот и на гармошке веселей играет.
Игровые формы урока
Для успешного усвоения знаний, их отработки, я применяю игровые формы уроков. Игра приносит удовольствие, наслаждение, радость от получения новых знаний, наслаждение от осознания ребенком того, что он стал умнее, радость от победы в интеллектуальной игре.
Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться , мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, поддерживает интерес детей к математике. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр по виду деятельности учащихся:
- игра – путешествие, которая отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное через преодолимое. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность;
- игра – поручение имеет те же структурные элементы, что и игра – путешествие, но по содержанию она проще и по продолжительности короче. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что – то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки
- игра – предположение: «Что было бы…?», «Что бы я сделал?» Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
- игра – загадка. Главной особенностью загадок является логическая задача. Решение такой задачи развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
- игра – беседа (игра – диалог), воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнить сказанное, высказать суждение.
При усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
На своих уроках я применяю следующие дидактические игры:
При организации устного счета «Математическая эстафета». Каждому ученику раздается карточка с одним звеном цепочки. Необходимо решить эту цепочку. Выигрывает тот, кто сделает быстро и правильно.
При организации устного счета «Кто быстрее зажжет печку». На доску выносится печка, по которой надо подняться до трубы и «зажечь ее». Для этого на каждом пороге печки дается пример. Из каждого ряда выходят к доске по одному ученику. Решивший один пример садиться на место. Дальше его сменяет другой ученик этого ряда (можно по командам). Устный счет ведется с нижней ступеньки.
Использование познавательного интереса на уроках математики имеет ряд преимуществ:
Ученики становятся более заинтересованными и вовлеченными в учебный процесс, что помогает им создать более глубокое понимание математических концепций.
Использование интерактивных методов обучения и реальных ситуаций позволяет ученикам лучше понимать, как математические концепции применяются в реальном мире, что делает уроки более практическими и интересными.
Более заинтересованные ученики могут активнее участвовать в классах, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и тем самым облегчать учителям работу.
Ученики, которые проявляют больше интереса к математике, обычно оказываются более мотивированными и успешными в изучении науки.
Создание интересных и необычных уроков помогает убрать стереотипы о бессмысленности и даже скучности изучения математики.
Несмотря на множество преимуществ использования познавательного интереса на уроках математики, можно выделить несколько недостатков:
Некоторые ученики могут столкнуться с затруднениями в понимании математических концепций, особенно если они проходят обучение в неподходящем для них темпе.
Из-за усиленной интенсивности уроков в направлении создания интереса учеников, легко возможно отвлечение от учебной программы и увлечение в сторону.
Привлечение интереса учеников к математике часто требует большего временного и энергетического затрат со стороны учителей, которые могут столкнуться с ограниченным количеством времени на практическое изучение материала.
Использование интерактивных методов на уроках математики может быть сложно в организации и управлении, особенно при работе со структурами больших классов.
В целом, как и любой подход к обучению, использование познавательного интереса на уроках математики имеет свои преимущества и недостатки. Важно, чтобы учитель смог найти подходящий баланс между стимулированием учебного интереса учеников и обеспечением практических знаний, которые им необходимы для успешного продвижения в математике.
Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
характером (многосторонними, широкими интересами, локальными – стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической
направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного
характера);
связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.


