Повторительно - обобщающий урок по опере «Акпатыр» Э.Сапаева.
Цель: Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров»
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся по опере Э Сапаева «Акпатыр».
2. Вспомнить понятия: опера, клятва.
3. Вспомнить и исполнить музыкальные темы опер, научиться по ним давать характеристику героям.
4. Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, народу, национальным традициям, обычаям, фольклору.
Оснощение: ТСО (магнитофон с кассетой, видеомагнитофон с кассетой), рисунки, сочинения учащихся, хрестоматия, О. Егорова «Национальные традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр», Э.М.Кочергина «Творческое погружение в народную культуру».
Вход в класс.
Приветствие на мелодию темы «Ой ли цветики…» (в характере гимна)
У: «Добрый день ребятушки мои, добрый день! Добрый день гости дорогие!»
Д: «Добрый день учитель наш, добрый день, добрый день гости дорогие!»
У: Сегодня, ребята, у нас обобщающий урок по опере «Акпатыр» Эрика Сапаева (слайд 1)
У: Называю задачи урока (слайд 2)
- Скажите мне, кто написал эту оперу?
У: Я искала тему, которая бы нас провела по всей опере!
Правильно я выбрала тему? С нее начинается опера и заканчивается?
Д: Да. В разных картинах проходит и звучит эта тема.
У: Звучит она одинаково или по-разному во всех проявлениях?
Д: По разному.
У: Чья эта тема? Кто ее поет?
Д: Девушки, Акпатыр, повстанцы, звучит она, как символ памяти.
У: В первой картине кто поет эту тему?
Д: Девушки- батрачки.
(Девочки исполняют вышивая.)
С какими героями мы еще знакомились в первой картине?
Д: Эвай, Сави, Марфа, Эвика, русский офицер.
У: Вы сказали - Эвика, кто она такая? (слайд 3)
Д: Молодая девушка, батрачка, красивая любит Эвая.
Докажите, что Эвика тоже батрачка и живется ей не лучше девушек –батрачек.
Д: Ее заставляют работать больше всех (читаю «Сиди и вышивай мне! Взойдет луна, заснут все люди, не дам я спать тебе. Ты молотить тогда пойдешь!»)
- А в музыке слышно это родство?
Д: Музыка Эвики интонационно схожа с музыкой девушек – плавная и певучая такая же.
Пропевают, можно сделать диалог с девушками.
У: Вот Эвика осталась одна, в новой ее теме сохраняется родство с хором девушек?
Может, она притворялась, или она была искренна?
Д: Музыка второй песни не меняется, обе песни родственны по настроению и интонации.
Исполняют « Зачем, зачем напрасно ждать?»
Вам будет интересно узнать, что мелодия, положенная в основу песни Эвики, была записана композитором от эго матери. Это редкостный по красоте и своеобразию образец народного творчества мари.
Играю тему Эвая и Эвики «На душе светлее стало» (стр. 15)
У: Кто еще пел эту тему?
Д: Эвай.
У: Кто такой Эвай? (слайд 4)
Д: Молодой юноша, тоже служит у богатого хозяина Сави, любит Эвику.
У: Играю тему гусляра (вступление гусли) или ставлю кассету.
Эта мелодия с кем нас знакомит? (слайд 5)
Д: С гусляром. Он же Акпатыр – главный герой этой оперы.
У: Я давала вам задание, найти и прочитать легенду об Акпатыре. Кто хотел бы ее рассказать?
У: А как появляется гусляр? Неожиданно, резко звучит его музыка по сравнению с хором девушек или плавно вписывается его звучание в общую музыкальную ткань?
Д: Плавно
У: Мы понимаем, что гусляр пришел с добром, не чужой этим людям.
Исполняем « Ой вы гусли»
У: А Марфа, Сави, царский офицер, чем отличается их музыкальная речь?
Д: Речитатив, резкость, не пропеваются их партии.
У: Кто еще появляется в первой картине?
Д: Батраки.
У: Песня батраков близка хору девушек, гусляра, Эвики или к музыкальной характеристике Сави, Марфы, царского офицера. Ведь они батраки Сави, значит и музыка должна быть близка к его интонациям?
Д: Близка к темам гусляра, Эвики, девушек
Исполняем «День и ночь в ярме ходить» (Исполняем в характере, они бедные, уставшие).
У: Меняется ли образ батраков на протяжении всего хора?
Д: Да меняется, в конце больше маршевости, возмущение растет.
У: Чувствуется сила, возмущение в народе.( Исполняем этот хор с нарастанием)
У: В опере образ народа имеет особенно большое значение. Каким показан народ в опере «Акпатыр»? Он в бесправном, угнетенном положении.
Чувствуется в нем сила, способность к сопротивлению?
Д: Да
(Физкультминутка)
У: С какой темы начался урок?
Пропеваем.
У: Куда дальше приводит эта тема?
Д: К клятве Акпатыра.
У: Что такое клятва?
Д: Клятва – это торжественное обещание, уверение.
У: Смысл этой клятвы? Кому клянется Акпатыр?
Д: Своему народу в верности. (слайд 6)
У: Докажите, что эта клятва имеет интонационное родство с народом.
Поем : « Лучше смерть, чем отступить в бою с врагом».
У: Когда дает Акпатыр клятву, после каких событий?
Д: Приезжает Носков – посланец Пугачева и объявил, что Пугачев назначает Акпатыра предводителем марийских повстанцев.
У: Кто такой Емельян Пугачев? (слайд 7)
Д: Предводитель крестьянского восстания.
В это время и русские люди поднялись на восстание, интересы двух народов совпали. Акпатыр клянется в дружбе с русским народом.
Давайте это докажем музыкально.
Поем тему Носкова и первую часть клятвы Акпатыра ( мальчики)
Звучит фонограмма появления Акпатыра с повстанцами на свадьбу к Сави.
У: Какую сцену мы услышали, какой фрагмент?
Д: Свадьба у Сави.
У: Что такое происходит? Услышали знакомую тему с нашего урока? Тема делит эту сцену на две части: До появления повстанцев и после. С этой темой появляются незваные гости. Хозяева рады им? Происходит перелом действия: ждали царские войска – друзей, а появились недруги.
У: Какая музыка звучала до появления Акпатыра? Или с чего началась свадьба?
Д: « Это не гром в небе гремит!» - пропеваем. (слайд 8)
У: А после прихода Акпатыра никто не танцует?
Д: Танцует Сави. Смысл этого танца – унижение, наказание жадного Сави.
У: Каким он был до этого момента?
Д: жадный, важный.
У: Этот танец показывает бессилие этого человека, его уже никто не боится.
А раньше как он говорил: « Здесь я, Сави, ваш царь и бог!»
Смотрим видеозапись этого фрагмента.
Звучит фонограмма боя
У: Какая сцена прозвучала? Услышали вы здесь нашу знакомую тему? Все ли живы после боя? Как Акпатыр реагирует на гибель своего повстанца?
Д: Прощается с повстанцем.
Пропеваем « Нет забыть нельзя нам никогда»
У: Тема памяти павших.
У: Ребята, а как заканчивается опера «Акпатыр»? Кто исполняет в конце последний этот хор?
У: Акпатыр исполняет?
Д: Нет, эго убивают, а запевает Эвай и народ. Они подхватывают дело Акпатыра и в конце звучит первая тема клятвы, но клянутся Эвай с народом. (слайд 9)
Слушаем (стоя).
У: И так, ребята, мы очень подробно вспомнили оперу «Акпатыр» Эрика Сапаева, вы владеете содержанием, умеете слушать и понимать музыку. Особенно ярко вы выразили свое отношение к героям оперы в ваших сочинениях.
Д: Зачитывают сочинения.
У: А еще вы нарисовали рисунки своих любимых героев.
У: Какой эпизод из этой оперы больше всех вам понравился? (отвечают).
6