«Зимний фестиваль знаний 2025»

Обобщающий урок по опере Эрика Сапаева "Акпатыр"

Обобщающий урок по опере марийского композитора Эрика Сапаева "Акпатыр".

Первая национальная опера Республики Марий Эл. Премьера первой постановки оперы состоялась 5 апреля 1963 года.

Действие происходит в дни восстания под предводительством Пугачева. Клятву верности делу борьбы приносит марийский богатырь Акпатыр. Но повстанцы отступают, народ в замешательстве. Акпатыр умирает от предательского выстрела в спину. Умирая, Акпатыр призывает присоединиться к русскому народу.

Самая сильная сторона оперы – это ее легендарное, эпико-романтическое начало. Это народные хоры, ожидание и встреча Акпатыра народом, клятвы верности родному краю, красочное воплощение народных обрядов в сцене свадьбы, тема народной песни.https://www.operaballet.net/show/opera/202/

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Повторительно - обобщающий урок по опере «Акпатыр» Э.Сапаева.


Цель: Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров»


Задачи: 1. Обобщить знания учащихся по опере Э Сапаева «Акпатыр».

2. Вспомнить понятия: опера, клятва.

3. Вспомнить и исполнить музыкальные темы опер, научиться по ним давать характеристику героям.

4. Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, народу, национальным традициям, обычаям, фольклору.


Оснощение: ТСО (магнитофон с кассетой, видеомагнитофон с кассетой), рисунки, сочинения учащихся, хрестоматия, О. Егорова «Национальные традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр», Э.М.Кочергина «Творческое погружение в народную культуру».


  1. Вход в класс.

  2. Приветствие на мелодию темы «Ой ли цветики…» (в характере гимна)

У: «Добрый день ребятушки мои, добрый день! Добрый день гости дорогие!»

Д: «Добрый день учитель наш, добрый день, добрый день гости дорогие!»

У: Сегодня, ребята, у нас обобщающий урок по опере «Акпатыр» Эрика Сапаева (слайд 1)

У: Называю задачи урока (слайд 2)

- Скажите мне, кто написал эту оперу?

У: Я искала тему, которая бы нас провела по всей опере!

Правильно я выбрала тему? С нее начинается опера и заканчивается?

Д: Да. В разных картинах проходит и звучит эта тема.

У: Звучит она одинаково или по-разному во всех проявлениях?

Д: По разному.

У: Чья эта тема? Кто ее поет?

Д: Девушки, Акпатыр, повстанцы, звучит она, как символ памяти.

У: В первой картине кто поет эту тему?

Д: Девушки- батрачки.

(Девочки исполняют вышивая.)

С какими героями мы еще знакомились в первой картине?

Д: Эвай, Сави, Марфа, Эвика, русский офицер.

У: Вы сказали - Эвика, кто она такая? (слайд 3)

Д: Молодая девушка, батрачка, красивая любит Эвая.

Докажите, что Эвика тоже батрачка и живется ей не лучше девушек –батрачек.

Д: Ее заставляют работать больше всех (читаю «Сиди и вышивай мне! Взойдет луна, заснут все люди, не дам я спать тебе. Ты молотить тогда пойдешь!»)

- А в музыке слышно это родство?

Д: Музыка Эвики интонационно схожа с музыкой девушек – плавная и певучая такая же.

Пропевают, можно сделать диалог с девушками.

У: Вот Эвика осталась одна, в новой ее теме сохраняется родство с хором девушек?

Может, она притворялась, или она была искренна?

Д: Музыка второй песни не меняется, обе песни родственны по настроению и интонации.

Исполняют « Зачем, зачем напрасно ждать?»

Вам будет интересно узнать, что мелодия, положенная в основу песни Эвики, была записана композитором от эго матери. Это редкостный по красоте и своеобразию образец народного творчества мари.

Играю тему Эвая и Эвики «На душе светлее стало» (стр. 15)

У: Кто еще пел эту тему?

Д: Эвай.

У: Кто такой Эвай? (слайд 4)

Д: Молодой юноша, тоже служит у богатого хозяина Сави, любит Эвику.

У: Играю тему гусляра (вступление гусли) или ставлю кассету.

Эта мелодия с кем нас знакомит? (слайд 5)

Д: С гусляром. Он же Акпатыр – главный герой этой оперы.

У: Я давала вам задание, найти и прочитать легенду об Акпатыре. Кто хотел бы ее рассказать?

У: А как появляется гусляр? Неожиданно, резко звучит его музыка по сравнению с хором девушек или плавно вписывается его звучание в общую музыкальную ткань?

Д: Плавно

У: Мы понимаем, что гусляр пришел с добром, не чужой этим людям.

Исполняем « Ой вы гусли»

У: А Марфа, Сави, царский офицер, чем отличается их музыкальная речь?

Д: Речитатив, резкость, не пропеваются их партии.

У: Кто еще появляется в первой картине?

Д: Батраки.

У: Песня батраков близка хору девушек, гусляра, Эвики или к музыкальной характеристике Сави, Марфы, царского офицера. Ведь они батраки Сави, значит и музыка должна быть близка к его интонациям?

Д: Близка к темам гусляра, Эвики, девушек

Исполняем «День и ночь в ярме ходить» (Исполняем в характере, они бедные, уставшие).

У: Меняется ли образ батраков на протяжении всего хора?

Д: Да меняется, в конце больше маршевости, возмущение растет.

У: Чувствуется сила, возмущение в народе.( Исполняем этот хор с нарастанием)

У: В опере образ народа имеет особенно большое значение. Каким показан народ в опере «Акпатыр»? Он в бесправном, угнетенном положении.

Чувствуется в нем сила, способность к сопротивлению?

Д: Да

(Физкультминутка)

У: С какой темы начался урок?

Пропеваем.

У: Куда дальше приводит эта тема?

Д: К клятве Акпатыра.

У: Что такое клятва?

Д: Клятва – это торжественное обещание, уверение.

У: Смысл этой клятвы? Кому клянется Акпатыр?

Д: Своему народу в верности. (слайд 6)

У: Докажите, что эта клятва имеет интонационное родство с народом.

Поем : « Лучше смерть, чем отступить в бою с врагом».

У: Когда дает Акпатыр клятву, после каких событий?

Д: Приезжает Носков – посланец Пугачева и объявил, что Пугачев назначает Акпатыра предводителем марийских повстанцев.

У: Кто такой Емельян Пугачев? (слайд 7)

Д: Предводитель крестьянского восстания.

В это время и русские люди поднялись на восстание, интересы двух народов совпали. Акпатыр клянется в дружбе с русским народом.

Давайте это докажем музыкально.

Поем тему Носкова и первую часть клятвы Акпатыра ( мальчики)

Звучит фонограмма появления Акпатыра с повстанцами на свадьбу к Сави.

У: Какую сцену мы услышали, какой фрагмент?

Д: Свадьба у Сави.

У: Что такое происходит? Услышали знакомую тему с нашего урока? Тема делит эту сцену на две части: До появления повстанцев и после. С этой темой появляются незваные гости. Хозяева рады им? Происходит перелом действия: ждали царские войска – друзей, а появились недруги.

У: Какая музыка звучала до появления Акпатыра? Или с чего началась свадьба?

Д: « Это не гром в небе гремит!» - пропеваем. (слайд 8)

У: А после прихода Акпатыра никто не танцует?

Д: Танцует Сави. Смысл этого танца – унижение, наказание жадного Сави.

У: Каким он был до этого момента?

Д: жадный, важный.

У: Этот танец показывает бессилие этого человека, его уже никто не боится.

А раньше как он говорил: « Здесь я, Сави, ваш царь и бог!»

Смотрим видеозапись этого фрагмента.

Звучит фонограмма боя

У: Какая сцена прозвучала? Услышали вы здесь нашу знакомую тему? Все ли живы после боя? Как Акпатыр реагирует на гибель своего повстанца?

Д: Прощается с повстанцем.

Пропеваем « Нет забыть нельзя нам никогда»

У: Тема памяти павших.

У: Ребята, а как заканчивается опера «Акпатыр»? Кто исполняет в конце последний этот хор?

У: Акпатыр исполняет?

Д: Нет, эго убивают, а запевает Эвай и народ. Они подхватывают дело Акпатыра и в конце звучит первая тема клятвы, но клянутся Эвай с народом. (слайд 9)

Слушаем (стоя).

У: И так, ребята, мы очень подробно вспомнили оперу «Акпатыр» Эрика Сапаева, вы владеете содержанием, умеете слушать и понимать музыку. Особенно ярко вы выразили свое отношение к героям оперы в ваших сочинениях.

Д: Зачитывают сочинения.

У: А еще вы нарисовали рисунки своих любимых героев.

У: Какой эпизод из этой оперы больше всех вам понравился? (отвечают).

6



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее