Обновление содержания образования
Среди событий 2016 года важным является создание Министерством образования и науки Российского родительского университета, который должен заработать в сентябре текущего года. Создается сеть центров, оказывающих профессиональную помощь родителям в воспитании детей.
Большое значение в воспитании детей должно иметь и Российское движение школьников, созданное по указу Президента РФ Владимира Путина 29 октября 2015 года «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения». Официально движение начало свою работу 19 мая 2016 г. Это стало итогом первого съезда организации. В ходе собрания учредителей был выбран глава движения. Им стал космонавт, Герой России и отец четверых детей Сергей Рязанский. Каждый ребенок талантлив, и крайне важно создать все условия и возможности для его развития. «Задача Российского движения школьников именно в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны». Определены следующие направления деятельности движения:
«Личностное развитие»
«Гражданский активизм»
«Военно-патриотическое направление»;
«Информационно-медийное направление».
Выбрана символика Российского движения школьников и проведены выборы членов координационного и попечительского советов.
В 2016 году планируется открыть новые школьные музеи не менее чем в 10 тыс. школ, а уровень участия детей и молодежи в возрасте от 14 до 23 лет в гражданско-патриотических мероприятиях должен достигнуть 75%.
Отдельно необходимо обозначить проблему особых детей, проблемы развития инклюзивного образования.
В профстандарте в разделе «Развивающая деятельность педагога» закреплено трудовое действие «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью».
Сегодня в системе образования многое делается для решения проблемы особых детей, она продолжает оставаться актуальной. В декабре 2014 года были утверждены ФГОСы общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вступят в силу с сентября этого года, в 24 регионах России уже проведена их апробация. 50 процентов детей с ОВЗ в стране в настоящее время учатся в обычных школах, но должна сохраниться значительная часть специализированных школ и подразделений.
Одна из новаций прошедшего учебного года - электронные учебники. У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия. С 1 сентября 2015 года мы могли использовать как бумажные учебники, так и электронные. Можно одновременно и те, и другие. Всероссийский опрос школьников и их родителей, какую форму учебника они предпочитают, показал, что большинство не собирается отказываться от бумажного учебника, готово использовать и традиционный, и электронный формат.
Началась реализация масштабного проекта Российская электронная школа, которая должна иметь большое значение в повышении качества образования. К концу 2016 года будет сформирована платформа, на которой будут размещены уроки по определенным предметам, и школьники будут ими пользоваться, ресурс будет бесплатным. Полностью этот проект будет реализован примерно через три-четыре года. В Российской электронной школе ученики смогут получать общее образование дистанционно - частично или на все 100%. По словам министра образованиям и науки на первом этапе идет подготовка курсов с 5 по 9 класс. Всего будет записано 12 тысяч уроков с 1 по 11 классы. К созданию проекта привлечены лучшие учителя страны, а еще выдающиеся личности, признанные мастера собственных профессий, которые помогут сделать подачу материала проекта яркой и захватывающей. Эти уроки смогут послушать все желающие. Министр пояснил, что человек может, например, один учебный год там учиться, либо освоить какой-то отдельный учебный предмет, либо полную программу с 1 по 11 классы, и получить потом такой же аттестат, как любой ребенок, который ходил в обычную школу. Но приоритет останется все же за обычными, массовыми школами. Электронное учебное заведение будет их дополнять. В такой школе смогут учиться дети из отдаленных районов, школьники с особенностями развития, одаренные ученики, которые занимаются по индивидуальным планам. «При условии идентификации личности можно будет не просто пройти, но и сдать соответствующий экзамен, написать контрольную и получить документ».
Очень важно, что в последние годы поднимается проблема доступности не только общего, но и дополнительного образования. Утвержденная Правительством Концепция развития дополнительного образования детей реализуется через различные территориальные модели. К 2020 году число детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должно достичь 70-75 процентов в общей численности детей этого возраста.
Как бы не усовершенствовали УМК и образовательные программы, ключевую роль в повышении качества образования играет учитель. Повышение нашего профессионального уровня под пристальным вниманием в нашей стране:
- в 2014 г Правительством была принята Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников;
- будет разработана национальная система учительского роста, предназначенная для повышения уровня профессиональной квалификации;
- утвержден профессиональный стандарт педагога, срок внедрения которого перенесен на 1 января 2017 года.
Обновление содержания общего образования , его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени.
Магистральное направление этого обновления очевидно. И указано оно еще К. Д. Ушинским: «подвергнуть генеральному смотру все науки и все сведения, в них полагаемые», с тем, чтобы решить главный в содержании образования вопрос - что «заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей».
«Мы валим в детскую голову, - писал Ушинский в "Педагогической антропологии", - всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать и за незнание чего они часто расплачиваются дорогой ценой... Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым, а между тем отнимает много часов из короткого драгоценного периода жизни и заграждает память, также имеющую свои пределы».
Это магистральное направление было положено в основу модернизации российского образования, главной задачей которой является повышение его
доступности, качества и эффективности.
3