ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине: Биология
Группа ________________ Дата проведения занятия_____________________
Тема: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Цель: формирование и расширение знаний обучающихся о механизме и значении процесса фотосинтеза.
Задачи:
Обучающая: организовать познавательную деятельность обучающихся по осмыслению и систематизации знаний о сущности процесса фотосинтеза, рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
Развивающая: обеспечить условия для развития умения извлекать информацию из текста и иллюстраций, внимательности, наблюдательности.
Воспитательная: обеспечение условий для воспитания любознательности, формирования познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
Тип занятия – усвоения знаний на основе имеющихся
Вид занятия – проблемная лекция
Технология обучения- ИКТ
Междисциплинарные связи: химия.
Методическое оснащение занятия:
Оборудование- компьютер, проектор, презентация, учебник Д.С. Беляев, Биология 10-11 кл.
Дидактическое сопровождение: таблица « Фотосинтез»
Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый.
Ход занятия
I.Организационный момент: взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.
II. Этап подготовки обучающихся к изучению нового материала
В 1600 г. бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение 5 лет он поливал растение дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 гр. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Но, исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Тема сегодняшнего занятия: «Фотосинтез».
Беседа по вопросам:
Какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза? (углекислый газ, вода, хлорофилл).
Какие вещества образуются в результате данного процесса? (углеводы -глюкоза, крахмал и кислород)
При каком условии протекает процесс фотосинтеза? (на свету)
Где в зеленом листе проходит процесс фотосинтеза ( в хлоропластах и включает 2 фазы: световую и темновую)
Что происходит во время световой фазы? (энергия солнца запасается в виде АТФ. В атмосферу выделяется кислород)
Что происходит в темновую фазу? (образование углеводов из углекислого газа и воды за счёт энергии, запасённой в световую фазу).
III. Изучение нового материала
План
Схема процесса фотосинтеза
Световая фаза
Темновая фаза
Итоговое уравнение фотосинтеза
Значение фотосинтеза
Схема процесса фотосинтеза: растение – лист – фотосинтезирующая ткань (паренхима) – клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды (плоские мембранные мешочки, уложенные в стопки -граны), содержащие пигмент хлорофилл.
Хлорофилл обладает особой химической структурой, которая позволяет ему улавливать кванты света.
Механизм процесса фотосинтеза:
а) Световая фаза-это стадия, для протекания реакций которой требуется поглощение кванта солнечной энергии. Во время световой фазы фотосинтеза происходит:
процесс разложения воды под действием энергии солнечного света, т.е. фотолиз воды (2Н2О → 4Н+ + 4е- + О2 ↑)
выделение в окружающую среду побочного продукта фотосинтеза – кислорода;
преобразование энергии света в химическую энергию АТФ и НАДФ•Н.
б) Темновая фаза -самостоятельная работа с учебником (с. 47-48), анализ прочитанного материала. Табл. «Фотосинтез».
Если световая фаза может протекать только при освещении растения, то реакции темновой фазы протекают независимо от света. Эти реакции осуществляются в строме хлоропластов, куда из тилакоидов поступают богатые энергией вещества: НАДФ • Н и АТФ. Источник углерода — СО2 — растение получает из воздуха через устьица. В реакциях темновой фазы СО2 восстанавливается до глюкозы (цикла Кальвина, по имени его открывателя).
Итоговое уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2 ↑.
Значение фотосинтеза.
Значение фотосинтеза (анализ высказываний учёных, самостоятельная работа с учебником с последующей беседой).
Ежегодно на планете образуется 150 млн тонн органического вещества.
В атмосферу ежегодно выделяется 200 млн тонн кислорода, который необходим для всех живых организмов.
Из кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который защищает всё живое на Земле от губительного действия УФ-лучей.
Фотосинтез регулирует содержание углекислого газа в атмосфере.
IV. Этап проверки первичного усвоения знаний
Вопросы:
1.Почему фотосинтез возможен только у зеленых растений?
2.Каковы условия осуществления фотосинтеза?
3.В каких структурах клетки протекает фотосинтез?
4.Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
5.Каким образом можно усилить фотосинтез?
6.В чем проявляется космическая роль зеленых растений?
(Эта роль заключается в улавливании и усвоении энергии солнечных лучей хлорофиллом зеленых растений, благодаря чему в процессе фотосинтеза из неорганических соединений образуются органические . Человек использует и те лучи, которые падали на землю десятки миллионов лет назад. Это консервированная энергия бывших растений, а ныне ископаемого топлива - угля, торфа, нефти)
VI. Этап подведения итогов занятия
VII. Этап рефлексии
Оцените свою работу на занятии, закончив следующие предложения: (на слайде)
Больше всего мне понравилось........
Теперь я буду знать.........
Сегодня я понял (а), что ...........
Дом. задание: 1-§11-13, конспект.