«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Обучающая цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся по осмыслению и систематизации знаний о сущности процесса фотосинтеза, рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


по учебной дисциплине: Биология

Группа ________________ Дата проведения занятия_____________________


Тема: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Цель: формирование и расширение знаний обучающихся о механизме и значении процесса фотосинтеза.

Задачи:

Обучающая: организовать познавательную деятельность обучающихся по осмыслению и систематизации знаний о сущности процесса фотосинтеза, рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

Развивающая: обеспечить условия для развития умения извлекать информацию из текста и иллюстраций, внимательности, наблюдательности.

Воспитательная: обеспечение условий для воспитания любознательности, формирования познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

Тип занятия – усвоения знаний на основе имеющихся

Вид занятия – проблемная лекция

Технология обучения- ИКТ

Междисциплинарные связи: химия.

Методическое оснащение занятия:

Оборудование- компьютер, проектор, презентация, учебник Д.С. Беляев, Биология 10-11 кл.

Дидактическое сопровождение: таблица « Фотосинтез»

Методы: наглядные, практические, проблемного изложения, частично поисковый.


Ход занятия


I.Организационный момент: взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.


II. Этап подготовки обучающихся к изучению нового материала

В 1600 г. бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение 5 лет он поливал растение дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 гр. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений. Но, исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Тема  сегодняшнего занятия: «Фотосинтез».

Беседа по вопросам:

  • Какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза? (углекислый газ, вода, хлорофилл).

  • Какие вещества образуются в результате данного процесса? (углеводы -глюкоза, крахмал и кислород)

  • При каком условии протекает процесс фотосинтеза? (на свету)

  • Где в зеленом листе проходит процесс фотосинтеза ( в хлоропластах и включает 2 фазы: световую и темновую)

  • Что происходит во время световой фазы? (энергия солнца запасается в виде АТФ. В атмосферу выделяется кислород)

  • Что происходит в темновую фазу? (образование углеводов из углекислого газа и воды за счёт энергии, запасённой в световую фазу).

III. Изучение нового материала 

План

  1. Схема процесса фотосинтеза

  2. Световая фаза

  3. Темновая фаза 

  4. Итоговое уравнение фотосинтеза

  5. Значение фотосинтеза


Схема процесса фотосинтеза: растение – лист – фотосинтезирующая ткань (паренхима) – клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды (плоские мембранные мешочки, уложенные в стопки -граны), содержащие пигмент хлорофилл.

Хлорофилл обладает особой химической структурой, которая позволяет ему улавливать кванты света.

Механизм процесса фотосинтеза: 

а) Световая фаза-это стадия, для протекания реакций которой требуется поглощение кванта солнечной энергии. Во время световой фазы фотосинтеза происходит:

  • процесс разложения воды под действием энергии солнечного света, т.е. фотолиз воды (2Н2О → 4Н+ + 4е- + О2 ↑)

  • выделение в окружающую среду побочного продукта фотосинтеза – кислорода;

  • преобразование энергии света в химическую энергию АТФ и НАДФ•Н.

б) Темновая фаза -самостоятельная работа с учебником (с. 47-48), анализ прочитанного материала. Табл. «Фотосинтез».

Если световая фаза может протекать только при освещении растения, то реакции темновой фазы протекают независимо от света. Эти реакции осуществляются в строме хлоропластов, куда из тилакоидов поступают богатые энергией вещества: НАДФ • Н и АТФ. Источник углерода — СО2 — растение получает из воздуха через устьица. В реакциях темновой фазы СО2 восстанавливается до глюкозы (цикла Кальвина, по имени его открывателя).

Итоговое уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2 ↑.

Значение фотосинтеза.

Значение фотосинтеза (анализ высказываний учёных, самостоятельная работа с учебником с последующей беседой).

  1. Ежегодно на планете образуется 150 млн тонн органического вещества.

  2. В атмосферу ежегодно выделяется 200 млн тонн кислорода, который необходим для всех живых организмов.

  3. Из кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который защищает всё живое на Земле от губительного действия УФ-лучей.

  4. Фотосинтез регулирует содержание углекислого газа в атмосфере.

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний

Вопросы:

1.Почему фотосинтез возможен только у зеленых растений?

2.Каковы условия осуществления фотосинтеза?

3.В каких структурах клетки протекает фотосинтез?

4.Что происходит в световую фазу фотосинтеза?

5.Каким образом можно усилить фотосинтез?

6.В чем проявляется космическая роль зеленых растений?


(Эта роль заключается в улавливании и усвоении энергии солнечных лучей хлорофиллом зеленых растений, благодаря чему в процессе фотосинтеза из неорганических соединений образуются органические . Человек использует и те лучи, которые падали на землю десятки миллионов лет назад. Это консервированная энергия бывших растений, а ныне ископаемого топлива - угля, торфа, нефти)

VI. Этап подведения итогов занятия

VII. Этап рефлексии

Оцените свою работу на занятии, закончив следующие предложения: (на слайде)

Больше всего мне понравилось........

Теперь я буду знать.........

Сегодня я понял (а), что ...........

Дом. задание: 1-§11-13, конспект.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее