Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока
«Окружающего мира (раздел Обществознание)»
студентки 3 «А» группы
Гусейнова Алинат Абдулгамидовна
Тема: «О веретене, прялке и ткацком станке»
Класс 3 «В» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Допуск к проведению урока:
Студентка: Гусейнова А.А.
____________________(Подпись)
Учитель: Елисеева Н.Р.
____________________(Подпись)
Методист: Ванюшина Е.Е.
____________________(Подпись)
Оценка за урок_______________
Астрахань, 2023
Предмет: | Окружающий мир (раздел Обществознание)» |
Класс: | 3 «В» |
Учебник: | УМК «Начальная школа 21 века» |
Тема урока | «О веретене, прялке и ткацком станке» |
Цель | Создание условий для расширения знаний учащихся о веретене, прялке и ткацком станке, сформировать представления учащихся о значении прядения и ткачества в хозяйственной жизни человека |
Задачи | Образовательные: познакомить детей с тем, как возникло и развивалось прядение в России, объяснить, что такое веретено, прялка, ткацкий станок, раскрыть роль и значение труда ткача. Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи; развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные; поддерживать интерес к истории, любознательность, воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.
|
Планируемые образовательные результаты учащихся | Предметные: формирование представлений о веретене, прялке и ткацком станке Личностные: -формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; - формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - формировать положительное отношение к уроку; - формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека; - формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу; - проявление самостоятельности в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий, вносить соответствующие коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -уметь высказывать своё предположение; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог; - фиксировать индивидуального затруднения в пробном действии; -уметь соотносить свои знания и определять проблему; - уметь оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: - уметь аргументировать своё мнение; - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - уметь взаимодействовать с соседом по парте, уметь вступать в диалог. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ; - уметь использовать полученную информацию |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Форма проведения | Объяснительно-наглядная, фронтальная, работа в парах |
Учебное оборудование , материалы для учащихся | Учебник, раздаточный материал |
Учебное оборудование и материалы для учителя | Презентация, учебник, ТК урока, раздаточный материал. |
Используемые учителем литература | Учебник окружающего мира 3 класс, Интернет-ресурсы |
Средства ИКТ | Компьютер, проектор, экран |
Дата проведения | 09.03.2023 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Алинат Абдулгамидовна , сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Постарайтесь все понять, Не зевать, не унывать И прошу мне помогать.
- А какими вы сегодня хотите быть на уроке? (Какие качества вам потребуются?) -Отлично, ребята, начинаем наш урок -Итак, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? -Кто такой гончар?
-Какой материал использовали в гончарном ремесле? -Что такое гончарный круг?
-Назовите изделия, которые изготавливали гончары.
-Как и для чего их украшали? -Назовите самую известную художественную роспись?
| Приветствуют учителя
- Внимательными, послушными, умными, собранными….
- О гончарном ремесле
- Гончар – это мастер, изготавливающий посуду из глины, керамики и т.д. - Глина
- Это специальный станок для формовки глиняной посуды. - Миски, тарелки, кувшины, чашки, кружки.
| Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладеть умением прогнозировать; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Актуализация знаний. Определение темы
| -Ребята, а как вы понимаете слово исследовать? - А как вы понимаете слово свойство? - А для того, чтобы мы могли найти отличия, нужно ли использовать ранее полученные знания, жизненный опыт. - Чтобы найти у предметов отличительные особенности что мы должны сделать? - Как вы понимаете слово сравнить? -Молодцы, ребята, сравнить, значит исследовать. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, постараемся хорошо изучить новую тему - Сегодня на уроке вам надо будет представить, что исследователи, юные ученые, которые хотят узнать много нового. -Ребята обратите внимание на слайд, знакомо ли вам что-то из предметов, изображенных на слайде ( вывожу на слайд картинки веретена , прялки и ткацкого станка) -А хотели бы узнать, что это такое? -Отлично -Сейчас вы должны отгадать одну загадку - В узкий глазок вдета тонкая нитка, И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко, А называют кораблик… -А скажите мне, для чего людям нужна иголка? -Ребята, тема нашего сегодняшнего урока называется так « О веретене, прялке и ткацком станке» -Как вы думаете, какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
-Правильно, ребята. -Сейчас мы с вами узнаем, как создавалось полотно в древности
| Исследовать – значит осмотреть и выявить свойства. Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность.
Чтобы найти отличительную особенность нужно сравнить предметы Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить.
Иголка
Шить одежду из ткани
Узнать, что такое веретено , прялка и ткацкий станок ; для чего они служили людям | Познавательные: ориентироваться в учебнике: Определять умения ,которые будут сформированы на основе данного изучения данного раздела ; Представлять информацию в виде текста |
Объяснение нового материала | Первая одежда была сделана из листьев, шкур животных. Такая одежда была удобной? (Нет. Листья засыхали, рвались. А в шкуре летом жарко, она тяжёлая). Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется «прясть». (просмотр слайдов презентации) Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка. Прядение на веретене –это, можно сказать, подготовка самих нитей, которые в дальнейшем применялись в ручном ткачестве и при работе на ткацком станке, но все по порядку. Пряли на веретене и на прялках (самопряхах). Веретена делались в виде круглой деревянной палочки, заостренной с двух концов, с небольшим утолщением внизу (просмотр слайдов презентации) Деревянные прядильные и ткацкие станки появились на Руси в 9- 10 веках. С их помощью можно было прясть и ткать довольно большие полотна. (просмотр слайдов презентации)
| | |
Физкультминутка | Эти брюки для Илюши (по два раза топнуть сначала правой, потом левой ногой) Сшила бабушка из плюша. (показать, как бабушка шила брюки) Ходит в них гулять Илья, (пройти по кругу, взявшись за руки) Он большой, как ты и я. (поднять руки вверх, подтянуться на носочках)
| Повторяют за учителем | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли. |
Работа по теме | -Открываем учебник на стр. 119 -Обратим внимание , что тут нам тоже представлены изображения веретена , прялки и ткацкого станка -Перед вами представлен текст -Сейчас ребята вы будете читать по одному абзацу -Так как первый абзац на стр. 119 у нас маленький , то первые два абзаца начинай читать (спрашиваю одного ученика) -Все остальные слушают внимательно Беседа по прочитанному: -Кто занимался прядением нитей, изготовлением ткани, окраской и шитьем? -В какое время года выполняли эту работу? Как вы думаете, почему именно осенью и зимой? (заканчивались работы в поле, было больше свободного времени)
- В каком веке в каждом доме на Руси появились прялки? -А когда появились деревянные ткацкие станки? - Ребята, а вы знаете, как называют человека, который работает за ткацким станком? -А когда появилась такая профессия «ткач»? -Чтобы ответить на этот вопрос. начинаем читать третий абзац (спрашиваю одного ученика) -Когда появляются мастерские по изготовлению тканей? -Как вы представляете себе такую мастерскую, опишите -Кто работал в этих мастерских ?
-И читаем последний абзац на стр. 120 (спрашиваю одного ученика) - В каком веке стали открываться большие ткацкие фабрики ? -Когда таких фабрик в России стало очень много? -А как продолжали изготавливать ткани в деревне?
Отлично, ребята, вы внимательно слушали текст, поэтому ответили на все мои вопросы -А теперь представим, что мы находимся в картинной галерее, увидели картину Маковского «Свидание» (вывожу картину на слайд) (дети могут рассматривать репродукцию в учебнике на стр. 120) -А теперь объясните мне, как вы понимаете название картины ? -Внимательно рассмотрите картину -Хорошо, все ваши ответы были очень интересны , но сейчас я вам скажу свое предположение Я думаю, что название картины «Свидание» говорит нам о том, что ребёнок не живёт вместе со своей мамой. Они встретились на короткое время и скоро опять расстанутся. Судя по тёплой одежде, именно мать пришла в гости к сыну, который, видимо, в силу нужды, не может находиться вместе со своей семьёй. Свидание происходит в простой комнате. Пол и стены в ней деревянные, коричневые. В углу стоит большая бочка с водой, она накрыта. Сверху стоит глиняный кувшин. Напиться воды - это все, что могут себе позволить те, кто живут здесь.
Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба.
- Ребята, откройте учебник на странице 121, давайте прочитаем 2 задание. Нам нужно составить словесные портреты этих героев, используя приведенные слова. Кто хочет попробовать? - Дети, сегодня вы узнали много новых слов. Сейчас мы с вами приступим к следующему заданию. Вам нужно будет объяснить значение этих слов, используя эти карточки. ( Карточки расположены вразброс на доске, учащиеся соединяют карточку и определение) Волокно (клетка животной или растительной ткани) Веретено (утолщенный стержень для прядения) Прялка (приспособление для ручного прядения) Ткач (мастер, который ткет из нитей ткань)
|
Всеми этими делами занимались женщины
Эту работу выполняли осенью и зимой
В 10-11 веках
В 9-10 веках
-Ткач
Зачитывает ответ из учебника
13 веке (1216г.) Небольшое помещение
Работали несколько ткачей и прях
В 17 веке
В 19-20 веках
Там продолжали ткать ткани по старинке –вручную
Предполагаемые ответы детей | Коммуникативные: Применяют полученные умения правильно употреблять нормы речевого этикета в устной речи в нестандартной ситуации. |
Первичное закрепление | -А сделаем задание в парах, на ваших партах лежат листочки, на этих листочках дан небольшой текст, но обратите внимание в нем отсутствуют слова вам в парах надо сделать так чтобы выстроить логический текст (лежат на партах листочки с заданием) Прядение …, изготовление …, их окраска, шитье одежды было … Эту работу выполняли … Уже в X-XI веках в каждом доме были …-специальные деревянные приспособления для изготовления … А деревянные ткацкие станки появились на Руси в … На них можно было ткать довольно большие … Слова для вставки: сенью и зимой, прялки, нитей, IX-Xвеках, женским делом, тканей, полотна, пряжи. (Проверка по слайду) | Прядение нитей, изготовление тканей, их окраска, шитье одежды было женским делом. Эту работу выполняли осенью и зимой. Уже в X-XI веках в каждом доме были прялки -специальные деревянные приспособления для изготовления пряжи. А деревянные ткацкие станки появились на Руси в IX-X веках. На них можно было ткать довольно большие полотна.
| |
Итоги урока
| -Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока. -Что вы узнали на уроке?
-Что было интересного?
-Какие цели мы ставили на урок? -Достигли мы их? Как вы считаете? | Ответы детей | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
Домашнее задание | Учебник, стр. 119- 122 читать и пересказывать. | | |
Рефлексия
| - Продолжи предложение
-Ребята, если вам было всё понятно и интересно на уроке встаньте. Если было что-то не понятно, поднимите руку. Если ничего не понятно и неинтересно, то пальчик вниз. | | |