«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Нравственно – патриотическое воспитание в начальной школе

В условиях многонациональности нашей стран в системе образования большое значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения, как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Нравственно – патриотическое воспитание в начальной школе


В условиях многонациональности нашей страны, а конкретно г.Краснодара в системе образования большое значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения, как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

В конце прошлого века произошло нивелирование патриотического воспитания в российском обществе в связи с массовыми публикациями в средствах массовой информации, раскрывающими новые и негативные, но при этом не всегда проверенные данные, о советских идеалах и лидерах, о многих исторических событиях, значение которых многие годы советской власти не подвергалось сомнению. Резкий переход российского общества от социалистических к рыночным условиям также способствовал обесцениванию имеющихся у народа ценностей, возникновению в обществе мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии.

На современном этапе развития российского образования национальный идеал воспитания гражданина России включает патриотизм как наиболее важное и приоритетное качество личности, формирование которого становится основной задачей современной школы. При этом обеспечение процесса формирования патриотизма в современной школе характеризуется отсутствием методической литературы, отвечающей современным требованиям системно-деятельностного подхода ФГОС. Я считаю, если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к вопросам систематизации теоретического и практического материала в направлении патриотического воспитания, то такая постановка решения вопроса позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, осмысливающих свою роль в судьбе своей Родины, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

Исходя из этого можно сделать вывод: если создать надлежащие условия в рамках школы, класса, то можно влиять на формирование нравственных ценностей ребенка.

Ценности, которым я уделяю особое внимание на всех уроках и во внеурочное время — это семья, все помнят стихотворение: с чего начинается Родина? Это духовное наследие, без духовности говорить о высоких моральных, этических качествах нет смысла... и природа.

Патриотизм (от греч. соотечественник, отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересы к собственным.

Под формированием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.

Формирование патриотизма имеет большое значение в духовном и социальном развитии личности школьников. Так как, именно в процессе формирования патриотических чувств и закрепляется любовь к родной стране, образуется чувство ответственности за её честь и свободу, за сбережение материальных и духовных ценностей.

Что значит любить свою Родину. Два высказывания знаменитых людей

Константина Паустовского и Виссариона Григорьевича Белинского.

На каких же уроках изучают Родину и учатся беречь ее? Конечно, на уроках познания окружающего мира. Сам предмет дает учителю неограниченные возможности. На уроках познания окружающего мира особое внимание уделяется воспитательным моментам через получение новых знаний. Чем больше дети узнают о своей стране, тем большее чувство гордости они испытывают.

На своих уроках я использую как традиционные средства наглядности, так и технические средства обучения, цифровые ресурсы.

Изучая природу, изучая деятельность человека, мы всегда возвращаемся к вопросу: как сберечь то, что имеем? Что можем сделать мы, школьники?

Оказалось, не так уж и мало. В первую очередь мы пропагандируем раздельный сбор мусора. В классе мы завели коробочку - «Ловушку для батареек», Все прекрасно знают, насколько губительна для природы даже одна выброшенная батарейка. Дети с гордостью рассказывают всем, что сдают батарейки на утилизацию, берегут природу.

С третьим классом мы работаем над созданием книги «Нам нужен чистый воздух». В этом проекте мы разбираемся в причинах загрязнения и пробуем найти способ сохранения чистого воздуха. Аэрозоли и распылители вредят озоновому слою нашей планеты. Мы с детьми нашли способ не использовать их, а сделали своими руками экологичные освежители воздуха на основе ароматических масел, цитрусовых корок итд.

Задача патриотического воспитания – становление в российском обществе высокой общественной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, владеющих положительными ценностями и качествами, способных выразить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления страны, обеспечение его жизненно важных интересов и стойкого развития

Именно решение этих задач я вам и продемонстрировала на предыдущих слайдах. Дети подходят к решению экологических проблем с точки зрения себя...что я могу сделать?

Формирование патриотизма – сложное педагогическое явление, связанное с передачей знаний от поколения к поколению., поэтому в своей работе я часто прошу детей узнать у старшего поколения (бабушки, дедушки, прадеды…) о том, как они жили, к чему стремились, чем гордились.

Человек без семьи — что дерево без корней. Дети изучают не только историю своего города, края и страны, но и проводят исследования истории своей фамилии, имени, составляют родословную. Так же очень интересным оказалось изучение традиций своей семьи. Дети выявили старые и новые традиции. Например, одна мама не замечала, что каждый год они слушают одни и те же песни, когда готовят новогодние блюда. Ребенок это подметил и записал в традиции. Так у них в семье родилась новая традиция. Это способствует сплочению семьи, более близким отношениям между детьми и родителями.

Изучение фамилии тоже принесло свои сюрпризы. И детям и родителям было интересно узнать о происхождении фамилии. Многие дети с гордостью рассказывали, что у них редкая фамилия, что она имеет древние корни.

Коротко остановлюсь на духовных ценностях.

Изучая родной край, мы сделали проект — книгу «Моя Кубань». В неё вошли детские рисунки, высказывания на тему: За что я люблю Кубань, Горжусь тобой, земля родная… Исследования истории одежды, быта кубанских казаков. В нее еще войдет сборник стихов, о Краснодаре, которые сочиняли сами дети. Вот одно из них:

Все в округе зеленеет,

птички песенки поют,

все мальчишки в шортах, майках

в январе гулять идут.

Может это просто рай?

Нет, это Краснодарский край.

Вместе с детьми мы посетили, и еще планируем посетить музей им Фелицина, интерактивный музей Россия — моя Родина.

Изучая историю и литературу, в честь памятной даты дуэли А.С.Пушкина мы провели Пушкинский бал, на котором дети почувствовали себя представителями той эпохи. Они рассказывали биографию поэта в стихах, танцевали минуэт, показывали отрывки из сказок великого поэта.

Все это позволяет детям стать непосредственными участниками сохранения природы родного края, почувствовать себя частью истории, создавая семейные книги

Это способствует возникновению чувства гордости достижениями и культурой родной Отчизны, у детей появляется желание сохранять ее характер и культурные особенности, беречь природу родного края.

Это и есть нравственно — патриотическое воспитание.


Автор: Егорова Маргарита Александровна


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее