Цель: Углубление и развитие знаний и умений учащихся, связанных с первоначальными приёмами обработки бумаги (разметкой) с помощью шаблона, резанием бумаги ножницами; совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги, развивать мелкую моторику рук. Закрепить знания по технике безопасности и приёмы работы ножницами. Воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к природе.
Объект труда: Ёлочка.
Инструменты и приспособления: шаблоны веточек (рука), ножницы, карандаш, клей.
Материалы: плотная цветная бумага зелёного цвета разных оттенков.
Технические сведения: шаблон и его назначение; правила разметки по шаблону; ровное и плавное вырезание, аккуратность.
Оборудование: макет ёлки (Рисунок1), музыка диск П.И.Чайковский «Времена года», изображение белки (Рисунок 2), ёлка (Рисунок3), компьютерная презентация «Зима» (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент
Весело звенит звонок,
Начинается урок.
Учитель: Давайте проверим, всё ли мы подготовили к работе.
Сегодня нам понадобится:
цветная бумага зелёного цвета,
простой карандаш,
ножницы,
клей.
II. Сообщение темы урока
Вступительная беседа
Учитель: Ребята, скоро Новый год и Рождество. Эти праздники мы не можем себе представить без лесной красавицы . А что это за красавица? Отгадайте загадку.
Загадка
Что же это за девица?
Вся под снегом серебрится
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
И в иголках круглый год
К нам на Новый год придёт!
Учитель: Молодцы! Конечно, это Ёлочка!
Посмотрите, какой красивый зимний лес и какие в нём растут ёлки.
(Смотрят презентацию)
Жалко рубить в лесу таких красавиц. Но Новый год не может быть без ёлки.
Как же нам быть?
Дети: Мы сделаем ёлку из бумаги.
(Открывается доска) На доске макет будущей ёлки, (Рисунок 1), а рядом с макетом удивлённая белочка (Рисунок2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Учитель: Как вы думаете, чему так удивляется белочка?
Дети: Белочка не может понять, что это перед ней? Она не видела таких ёлочек в своём лесу.
Учитель: А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы эта ёлочка превратилась в настоящую лесную красавицу?
Дети: Её надо украсить! Сделать ветви!
Учитель: Да у нашей ёлочки нет веточек и она такая несчастная, замёрзшая. А мы с вами теплом своих рук постараемся согреть её и порадовать. Ветки для нашей ёлочки, мы будем делать при помощи наших ладошек. Ладошки – это наш шаблон! Давайте, вспомним, как пользоваться шаблоном, как накладывать на лист.
Дети: аккуратно, необходимо прижать шаблон к бумаге. Экономно использовать бумагу, накладывать шаблон близко к краю.
III. Беседа по технике безопасности
Учитель: Но работу нельзя начинать, не вспомнив «Правила рабочего человека».
(Рассказывают правила. Особое внимание уделить работе с ножницами)
IV. Выполнение работы
1. Берём лист зелёной бумаги, накладываем на него левую ладошку, прижимаем и обводим простым карандашом. Прижали ладошку, подарили тепло нашей ёлочке. Тоже повторяем и с правой ладошкой.
(После того, как ладони обведены можно провести минутку отдыха)
Учитель: Ребята, давайте отдохнём вместе с белочкой.
V. Физкультминутка
Сидит белка на тележке (Плавное покачивание вытянутых рук перед собой ладошкой вверх)
Продаёт она орешки (Плавное покачивание вытянутых рук перед собой ладошкой вниз)
Лисичке — сестричке, (Перечисляя, загибать пальцы)
Воробью, синичке,
Мишке — косолапому,
Заиньке усатому.
VI. Продолжение работы
Учитель: Продолжаем нашу работу.
2. Аккуратно ножницами вырезаем «веточку — ладошку».
3. Приклеиваем веточку на макет ёлочки. Начинать снизу, располагать детали близко к друг другу. На фоне музыки. П. И. Чайковский «Декабрь»
Ребята по мере вырезания подходят к макету, который закреплён на доске и приклеивают «ветки — ладошки» на ёлочку. Можно чередовать оттенки зелёного, тогда ветки у ёлки будут смотреться красочно.
Ёлка готова. (Рисунок 3)
Рисунок 3
VI. Итог урока
Учитель:
Ступайте, смолистые,
Нарядные, душистые.
Несите детям радость
Да всякую сладость.
Учитель: Ребята, какая красивая у нас получилась ёлка! Посмотрите на неё и подарите ей добрые, тёплые слова.
Дети: Красивая, пушистая, весёлая, радостная, и т.д.
Учитель: Как же мы сделали такую красивую ёлку? Что нам помогло в нашей работе?
Дети: Мы делали её вместе. Помогла нам дружба.
Учитель: Вот такую чудесную ёлку мы все вместе сделали! Очень важно, что мы своим трудом сохранили, спасли от вырубки настоящую лесную красавицу. На нашей ёлке нет игрушек. Их мы сделаем на следующем уроке.
Учитель: Все молодцы! Урок окончен!