НОД «В гости к хозяюшке » средний возраст.
Задачи: развивать интерес к познавательным развлечениям, традициям и обычаям русского народа; вызвать в душе детей эмоциональный отклик от воспоминаний о прошлом; закрепить название предметов обихода в русской избе; побуждать детей к общению, развивать речь; воспитывать уважение к истокам русского народа, его прошлому, сохраняя память о жизни наших предков.
Материал к занятию: русские народные костюмы для детей и взрослых, русская печь, деревянные ложки, глиняный горшок (в котором находится заранее приготовленное молоко), ухват, на полотенце каравай с солью
Зал оформлен под русскую избу, в которой стоит русская печь.
Воспитатель. Здравствуй, народ честной!
ай да, ко мне домой!
Будем петь, шутить, играть,
Много интересного узнавать.
Звучит русская народная музыка, в зал входят дети, одетые в русские народные костюмы.
Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. И все- то в избе было сделано из дерева и пол, и потолок, и мебель. А сколько народных умельцев было на Руси, из обыкновенной доски, например мастера могли сделать лопатку , половник, ложку, тарелку и многое другое.
А теперь отгадайте загадку: «Сама не ем, а всех кормлю».
Дети отгадывают загадку.
-Ребята, а какие у меня ложки?
-Да, ложки деревянные, красивые, расписные, их расписывали народные умельцы. А ложками можно не только кушать, но и играть на них.
Давайте и мы с вами сыграем на ложках и споем песню «Бай качи, качи, качи».
Есть еще у меня для вас загадка «На топчане был, на пожаре бал, домой пришел –семью кормил».
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает глиняный горшок.
- А кто из вас знает, кто изготавливает изделия из глины?
-Правильно, гончар, а кто из вас может рассказать о гончарах?
Дети рассказывают о гончарах.
Дети с воспитателем подходят к избе стучат, их встречает хозяюшка.
- Наша Хозяюшка в дому, что оладушек в меду
Она прибирает, она позывает
Одним – одна за всех отвечает.
Хозяюшка. Я в избе своей живу, в гости вас к себе зову, я иду, иду, иду горшочек с молоком в руках несу. Горшочек с молоком в руках несу, угостить всех вас хочу.
-Ребята, что это у меня в руках?
Хозяюшка. В старину люди ставили молоко в печь, чтобы оно еще было вкуснее, оно становилось красноватого или желтоватого цвета, сверху была коричневая пенка.
(Подходит к печке) Ой ты сударыня, помоги нам боярыня, ты свари, испеки, в дом богатство принеси. А что же мне еще нужно чтобы поставить горшочек в печь? Что в избе за коровьи рога?
Дети отвечают, хозяюшка ставит молоко в печь,
А пока молоко топится, мы с вами заведем хоровод и споем «Ой бежит ручьем вода».
Хозяюшка. Ребята, а для чего нужна русская печь в доме?
Хозяюшка. Правильно, все вы знаете, а почему говорят «Хлеб всему голова».
Хозяюшка. А вот чтобы хлеб был мягким, вкусным, пышным , муку нужно просеять, что для этого используют, отгадайте загадку:»Кругло и широко, дыр много, а пролезть нельзя».(дети отгадывают ).
Сито, с помощью которого просеивают муку, чтоб она придавала пышность, тесто лучше дышало, найдите в моей избе сито покажите всем.
А какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?
Дети рассказывают пословицы и поговорки.
Хозяюшка. Ребята я хочу рассказать вам еще о традиции русского народа (достает каравай с солью на полотенце). Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом солью, русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб соль торжественно несут на покрытом белом вышитом полотенцем подносе. Получивший этот дар целует, отламывает кусочек, макает его в соль и съедает. Когда вручают хлеб соль, все очень серьезные, лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Таковы старинные традиции русского народа, и мы с вами тоже вручим нашим гостям хлеб соль (ребенок приносит на подносе покрытым полотенцем каравай с солью, все угощаются)
Затем проводится игра « Яс веночком хожу»
Затем хозяйка достает из печи топленое молоко и тоже угощает всех детей и гостей.
Ребенок. Спасибо вам хозяюшка, наделил бы вас господь и добром и бытьем и здоровьицем.
Затем под музыку дети идут в группу.