«Зимний фестиваль знаний 2025»

НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Ознакомление и закрепление лексического значения по теме : дикие животные зимой

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Комплексное логопедическое занятие

«В гости к Смешарикам»

(развитие лексико-грамматических категорий и звуковой культуры речи)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие было составлено и проведено с детьми подготовительной группы (6 – 7 лет), имеющими речевые нарушения (ОНР, III уровень речевого развития; ФФНР). Занятие является обобщающим, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного материала и показ того, чему ребята научились.

На занятии были использованы разнообразные приёмы: вопросы, речевые пояснения к действиям, оценка деятельности детей, поощрение. Кроме того, обучение опиралось на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр и упражнений.  При проведении занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий: артикуляционная и дыхательная гимнастика, самомассаж рук с использованием элементов су-Джок – терапии, упражнения на релаксацию, элементы логоритмики в физминутке.

Помимо принципа деятельностного подхода, учитывался и принцип психологической  комфортности (создание спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой ребенок чувствует себя психологически комфортно).

Полюбившиеся детям герои мультфильма на протяжении всего занятия поддерживали детский интерес и желание к совместной деятельности.  

Структура занятия полностью соответствует его целям и задачам. Время проведения занятия – зима. Рассчитано на подгруппу детей (6-8 человек).

Слайды в презентации и анимации выстроены по щелчку.







Цель: дифференциация домашних и диких животных и места их обитания

Задачи:


коррекционно-образовательные: закреплять знания детей о домашних и диких животных и месте их обитания; учить детей характеризовать звуки С, Ш с опорой на различные виды контроля и различать их;

коррекционно-развивающие: развивать у детей фонематический слух и восприятие; закреплять навыки составления звуковых схем слов; закреплять навыки употребления притяжательных прилагательных; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и уточнять словарь; развивать наглядно-образное мышление.
коррекционно-воспитательные: развивать у детей наблюдательность; прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь.

Материалы и оборудование: звуковое письмо в конверте; игрушка мишка, миска для животных; слова «мишка» и «миска»; материал для составления звуковых схем слов; разрезная картинка самолета; су-Джок по количеству детей; презентация Microsoft Power Point; стулья по количеству детей; стол; экран; проектор; колонки, ноутбук.



















Ход занятия

  1. Оргмомент

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними, и не будем отвлекаться! В этот чудесный зимний день, подарите друг другу улыбки. Улыбнитесь своим друзьям.

Присядьте на скамейку.

Сегодня утром, почтальон принес это письмо. Адресовано оно вам. От кого это письмо непонятно, очень неразборчиво написано. Давайте его откроем? (достаем диск). Похоже, что это не обычное письмо, а звуковое, которое можно послушать (включаем запись).

«Здравствуйте, ребята. Это Нюша! Надеюсь, вы узнали меня? Мы с друзьями хотели прилететь к вам в гости, но дорога лежит через лес, а там животные разные, и идти через этот лес мы боимся. Поэтому мы приглашаем вас в деревню Смешариков и надеемся на скорейшую встречу!»

Логопед: Ребята, а вы хотите отправиться в гости к Смешарикам? Какие животные живут в лесу? Как можно назвать их одним словом?

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Логопед: У меня есть друг - мишка, который тоже очень хочет побывать в деревне Смешариков и, может быть, остаться там жить. Поэтому мишка взял с собой миску и уже готов к путешествию.

Выставляем мишку и миску. На доску слова «миска» и «мишка».

Прочитайте, пожалуйста, слова на доске. (ответы детей). Давайте составим звуковые схемы этих слов. (Дети составляют схемы слов на доске). Чем отличаются эти слова? Какими звуками?





[ш] – губы слегка округлены, язык находится за верхними зубами, воздушная струя теплая.

[с] – губы слегка улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, воздушная струя холодная.

  1. Развитие наглядно-образного мышления

Логопед: Ну вот, ребята, все в сборе. Можно и в путь отправляться. А как вы думаете, на чем можно добраться в деревню Смешариков? (Дети перечисляют виды транспорта). На каком транспорте отправимся в путешествие мы с вами, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет. 
Человек им управляет, 
Что же это?- ... (Самолет)

Подойдите, пожалуйста, к столу, что вы видите? (пазлы) . Возьмите каждый по одной детали картинки, и попробуйте ее собрать.(Дети собирают из пазлов самолет – упражнение на развитие мелкой моторики).

  1. Развитие артикуляционной моторики

1 слайд

Логопед: Самолет готов, можем и в путь отправляться. Занимайте свои места, пристегивайте ремни. К полету готовы??? Тогда, полетели… (звук полета самолета). Покажите язычком, как летит самолет, как он поднимается вверх и опускается вниз, вверх и вниз (артикуляционное упражнение «качели»).







  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

2 слайд

Логопед: Вот ребята мы с вами и прилетели в страну Смешариков, а вот и лес. Кругом лежит белый пушистый снег. Тишина. (слайд с изображением леса, появляется Железная няня).

- Кто это появился? Наверное, она хочет нам, что-то сказать?

Железная няня: «Здравствуйте, ребята! Вы хотите попасть в деревню Смешариков? А вы знаете, что в лесу можно встретиться с опасными, хищными животными? Молодцы, будьте осторожны»

Логопед: Ребята, вы готовы отправиться в лес? Тогда продолжаем наше путешествие.

3 слайд

Логопед: Посмотрите, кто это там, на поляне? (лиса). Опишите, какая она? (рыжая, хитрая, умная, пушистая, быстрая, осторожная).

4 слайд

Вот посыпался с пышной елки снег. Кто это там скачет? (белка) – рыженькая, пугливая, прыгучая, красивая.

5 слайд

(медведь) – косолапый, неуклюжий, бурый, сильный.

А теперь тихо. Посмотрите, кто это там на поляне?

6 слайд

(волк) – серый, злой, хищный.

Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу?



7 слайд

(заяц) – белый, пушистый, трусливый.

Где живет заяц? (под кустиками, камнями, норку роет только в сильные морозы, и может проводить в них весь день и покидает лишь при опасности)

(По ходу выполнения заданий, даю оценку ответам детей, отмечаю, как много интересных определений они смогли сказать о животных).

8 слайд

Игра «Чей, чья, чьё?»

Логопед: Ребята, посмотрите, кто это спрятался за кустом?

-Чьи лапы? (медвежьи)

- Чья голова? (заячья)

- Чей хвост? (лисий)

Кто из встретившихся животных меняет на зиму цвет шубки?

(Даю оценку правильности ответов)

Логопед: Молодцы, ребята, посмотрите, какая тропинка, прогуляемся по ней?

9 – 16 слайд

  1. Физминутка: дети выполняют движения в соответствии с текстом

По тропинке мы пошли (обычная ходьба)

Шишку нашли, (остановиться)

Подняли, (наклон)

В корзину положили

Дальше пошли. (ходьба с высоким подниманием бедра – идем через сугробы)

Шли, шли, сушеные грибы нашли,

Подняли, (наклон)

Белке бросили в дупло, (имитация бросания предмета правой и левой рукой)

Опять пошли. (идем осторожно, мелкими шагами, чтобы никого не вспугнуть)

Шли, шли, шли, шли,

Заячьи следы нашли,

Присели, посмотрели (присели)

Дальше пошли. (обычная ходьба)

  1. Развитие лексико-грамматических категорий

17 слайд

Вот мы с вами и добрались в деревню Смешариков.

Пин: «Молодцы ребята, вы не испугались диких животных, вы так много о них знаете».

18 слайд

Посмотрим, как живут Смешарики. Это Карыч: «Ребята, пока Копатыч спит, я ухаживаю за его домашними животными. Угадайте, какие животные живут на ферме»

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Логопед: Голоса каких животных вы слышали: диких или домашних? Чем дикие животные отличаются от домашних?

  1. Дифференциация звуков С - Ш

Посмотрите Крош прыгает по крыше: «Ребята, правда хорошенькие швинки и лосадки живут на ферме у Карыча. Ой, опять я неправильно говорю. Ребята, объясните, почему у меня звуки путаются»

19 слайд

Логопед: Ребята, давайте расскажем Крошу, что он перепутал. (Здесь же на слайде рядом с Крошем выставляем схемы-обозначения звуков С и Ш). Дети дают характеристику звукам.



Крош: «Теперь понятно, надеюсь, что больше не буду путать эти звуки».

Поиграем вместе с Крошем?

20 слайд

Логопед: Ребята, определите в каких словах есть звук «С», а в каких «Ш»

С – Ш (собака – кошка – коза – лошадь – овца – свинья)

21 – 24 слайд

Дети самостоятельно придумывают слова с заданными звуками, а затем выделяют их в предложенных картинках.

С – санки, нос, колбаса,

Ш – малыш, шапка, кошка.

Молодцы ребята, надеюсь, что теперь Крош будет говорить правильно.

28 – 30 слайд

  1. Развитие мелкой моторики, Су-Джок - терапия

Появляется Ежик: «Ребята, вы, наверное, устали? Давайте разомнем наши ладошки» (дети подходят к столу, на котором в коробочке лежит су-Джок)

Ребята произносят слова и выполняют движения.

Ежик колет нам ладошки, (выполняем движение руками вверх и вниз)

Поиграем мы немножко. (круговые движения)

Ежик нам ладошки колет (сжимаем в ладошках ежика)

Ручки к школе нам готовит. (перекладываем из одной руки в другую)

31 слайд

Это ежик не простой, посмотрите, что находится внутри.

Дети достают колечки:

Мы колечки надеваем,

Каждый пальчик разминаем,

Чтобы пальчик не ленился

В школе хорошо учился.

Ежик: «Молодцы ребята, мы с вами так хорошо поиграли. А знаете, я подарю вам этих ежиков, чтобы вы смогли разминать свои ручки и дома, и хорошо подготовиться к школе».

Логопед: Спасибо Ёжик. Мы обязательно будем разминать свои пальчики.

32 слайд

Крош: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Я все запомнил, и теперь говорю правильно»

Мишка: «Мне очень понравилось в деревне Смешариков, и я хотел бы остаться со своими новыми друзьями».

33 слайд

  1. Релаксация

Ну что ж, ребята, пусть мишка погостит у Смешариков, а нам пора домой возвращаться. Занимайте место в самолете. Сядьте поудобнее на стульчики, расслабьтесь, дышите спокойно. Посмотрите в иллюминатор (окошко).

(На фоне слайдов логопед говорит тихим, спокойным голосом)

34 слайд

Хорош лес зимой. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

35 слайд

Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви елей,

36 слайд

и могучих сосен на краю обрыва.

37 слайд

Деревья, как будто спят.

38 слайд

На лесных полянах видны следы диких животных.

39 слайд

Но, наш полет подходит к концу. Вы узнаете родным места, смотрите вот и наш родной город Гуково. А вот и детский сад.



  1. Итог занятия.

«Ребята, куда мы сегодня летали? С какими животными мы встретились в лесу? Какие животные живут на ферме? Какие звуки путал Крош? Что вам понравилось?» Оценка деятельности каждого ребенка.

8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее