"Неопределенная форма глагола".
Цель урока:
Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.
Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.
Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.
Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.
Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.
Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА ИНДИВИДУАЛДЬНЫЕ КАРТОЧКИ
II. Чистописание.
- Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь - инфинитив.
- Почему их написали?
Где они нам могут встретиться? ( в словах)
Что знаете о новом слове? (Предположения детей.) ПРОБЛЕМА
III. Актуализация знаний о глаголе.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)
- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)
- Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На «десятку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Как изменяется глагол? ( числам, временам)
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)
Выпишите глаголы и определите время и число .
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.
(Проверка по схеме.) В ПАРАХ
Настоящее время (сейчас): | что делаю? |
Прошедшее время (вчера): | что делал? |
Будущее время (завтра): | что буду делать? что сделаю? |
Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?
Д.: нет.
Уч.: В чем было затруднение?
Д.: Эти глаголы не изменяются по временам и числам.
1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)
Уч.: Назовите тему урока.
Д.: Неопределенная форма глагола.
- Чем похожи глаголы?
Д.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.
ПРАВИЛО с. 76
- Как по другому называется неопределенная форма глагола? ( начальная)
- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?
(мин. Чистописания)
КЛАСТЕР
. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
( ходить, косить, нести, носить, стричь, плести, везти, стеречь)
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)
ФИЗМИНУТКА
2. Игра «Будь внимателен!»
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Зарубить на носу. (Запомнить.)
Клевать носом. (Дремать.)
Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)
Вставлять палки в колёса. (Мешать.)
Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)
Держать язык за зубами. (Молчать.)
Игра «Найди синоним».
Ученики получают карточки с глаголами в неопределённой форме. Они должны к каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.
рыдать торопиться
хохотать бранить
бродить орать
караулить растолковать
рыть колотить
кушать мчаться
трудиться трусить
Синонимы: плакать, смеяться, ходить, охранять, копать, есть, работать, спешить, ругать, кричать, объяснить, бить, бежать, бояться.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
Хохотать бранить
Что определяем первым делом?
Что такое окончание?
Измените форму слова? ( окончания нет, значит тЬ – суффикс)
Так как ТЬ, ТИ, ЧЬ не образуют новое слово, а являются начальной формой – В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ
Учебник с. 77 № 4
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- БЕРЕЧЬ
VIII. Итог урока.
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).
- Как понимаете слово «инфинитив»?
IX. Рефлексия.
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
X. Домашнее задание.
С. 76 № 2
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
Прихожу домой с занятий,
На диване полежу,
Помечтаю о приятном,
Как я время провожу:
Хорошо бы покататься
На лихом велосипеде!
Хорошо бы покупаться-
В ванне попускать торпеды!
Хорошо бы побросать
Дротик в цели на стене!
Хорошо б повоевать
На компьютерной войне!
Хорошо бы всё уметь-
Космодром собрать из Лего,
Телевизор посмотреть
Про героев и стратегов…
Погулять, держа в кармане
Два огромных пистолета,
И, укрывшись за кустами,
Перебить врагов в котлеты…
Хорошо бы покричать
Мне про Карика иВалю!..
Хорошо бы помечтать,
Чтоб урок не задавали…Хватит без толку лежать!
Завтра снова в школу…
Всё! Подъём! Пора вставать!
И учить глаголы!