«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Некоторые вопросы методики преподавания ансамбля в классе фортепиано в ДШИ

Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости. Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки


В ансамбле темпоритм должен быть коллективным.  При всей строгости он должен быть естественным и органичным.  Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению.  Обычно это происходит при нарастании силы звучности − эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или  в стремительных пассажах,  когда неопытному пианисту начинает казаться,  что он скользит по наклонной плоскости; а также  в сложных для исполнения местах − технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный такт.

При объединении в дуэте двух пианистов  страдающих таким недостатком,  возникшее accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнёра к неизбежной катастрофе.  Если же этот недостаток присущ только одному из участников,  то второй оказывается верным помощником.

Таким образом,  в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности.

Динамика (изменение силы  громкости звучания) является одним из самых действенных выразительных средств.  Диапазон четырехручного исполнения шире, чем при сольной игре, т.к. наличие двух пианистов позволяет полней реализовать возможности клавиатуры, использовать для достижения динамического эффекта равномерное распределение сил двух человек. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки,  ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения.

Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что играет в этот момент второй участник ансамбля, каковы особенности изложения обеих партий. Здесь следует еще раз отметить организующую роль партии Secondo как основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастаниях. Forte ведущей партии, как правило, несколько более интенсивнее, чем forte сопровождения. При прозрачной фактуре forte звучит иначе, чем при плотной. Аналогичные высказывания можно отнести и по разнообразию нюансировки к исполнению piano.

  Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения.  Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости.  Внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку,  но и на композицию произведения в целом.  Несогласованное с партнером,  непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным.  Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее