Анализ проведения недели начальных классов
Согласно плану методической работы с 28.12 по 5.03 в школе проводилась неделя начальных классов «Путешествие в страну знаний». Принцип проведения предметной недели - каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Для успешной реализации поставленных задач был разработан и утвержден план методической недели:
• Заседание методического совета. Принятие решения о проведении «Методической недели учителей начальных классов». Создание творческой группы.
•Обсуждение плана мероприятий.
•Оперативное совещание по открытию методической недели.
•Проведение открытых уроков и мероприятий с последующим самоанализом и анализом деятельности учителя и учащихся с точки зрения эффективности.
•Круглый стол по итогам проведения «Методической недели».
•Заседание методического совета по вопросам: Эффективность использования современных образовательных технологий с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса.
•Наглядное оформление материалов методической недели.
В составлении плана приняли участие все учителя начальных классов. План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов.
План недели включал в себя открытые уроки, творческие мастерские, викторины.
Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию.
Анализ плана проведения недели показал, что педагогами были выбраны формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач предметной недели.
На протяжении многих лет в нашей школе проводится неделя начальных классов. В ней принимают участие учителя и учащиеся начальных классов. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют дети в различных мероприятиях в рамках проведения недели. С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, используя различные формы и методы проведения их: викторины, игры, путешествия, конкурсы.
Проводимые мероприятия отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации. Учителя стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия - это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Целью недели начальных классов является - повышение интереса обучающихся к школьным предметам; совершенствование воспитательной работы в начальных классах в соответствии с требованиями ФГОС, направленной на формирование и развитие духовно- нравственных качеств личности.
Задачи недели начальных классов:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность обучающихся, содействуя воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств;
- содействовать развитию творческих способностей;
- воспитывать нравственно - этические отношения к миру; привлечь родителей к сотрудничеству.
Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану:
План проведения недели начальных классов и д/с « Путешествие в страну знаний»
№ п\п | День недели | Мероприятие | Ответственные |
1 | Понедельник | Открытие предметной недели (линейка) Оформление информационного стенда Содержание мероприятия (маршруты, конкурсы) День литературного чтения. Девиз дня: "Читай, думай, рассказывай!" Открытое занятие в 3 кл «Наш Есенин» Викторина «В гостях у сказки» (подготовила Туманова Т.И.) Задания по классам «Отгадай название сказки» Конкурс рисунков по теме: «Я рисую сказку» Задания литературной викторины (загадки, назови правильный ответ, кому принадлежат сказочные вещи) | Павлова С.В.
|
2 | Вторник | «День математики» Девиз дня "Считай, смекай, отгадывай!" Задания по классам «Занимательная математика» Открытое занятие в 1 классе «Лучшая тетрадь по математике» Конкурс на лучшую сюжетную аппликацию из геометрических фигур | Легенькая Л.А. |
3 | Среда | «День творчества» Девиз дня "Талантливый ребенок - талантлив во всем" Рисунки, поделки своими руками («Оригинальная закладка») Открытое занятие в д/с Творческая мастерская малышей | Тюлякова Д.А. |
4 | Четверг | «День русского языка» Девиз дня: "Думай, проверяй, пиши" Конкурс каллиграфии - «Король и королева письма» Задания по классам «Лучший знаток русского языка» | Жердева Е.Н. |
5 | Пятница | «Окружающий мир природы» Девиз дня: «Люби, береги, охраняй!» Открытое занятие во 2 кл «Среда обитания» Задания по классам «Окружающий мир природы» Фото – выставка/рисунки «Друзья наши меньшие». Викторина «Эти забавные животные» Защита исследовательской работы «Деревья и кустарники села Пивань» (подготовили Пискунов А., Гендрих И.Е.) | Григорьева И.Н. |
6 | Суббота | День сюрпризов. Подведение итогов Закрытие общешкольной предметной недели (линейка) Награждение победителей конкурсных мероприятий. | Павлова С.В. Григорьева И.Н. Жердева Е.Н. Легенькая Л.А. |
В этом учебном году мероприятия предметной недели начальных классов были обобщены единой темой «Путешествие в страну знаний». Каждый день был связан с предметами, изучаемыми в начальной школе.
В рамках недели были рассмотрены основные типы уроков в формате ФГОС. Учителя на практике познакомились с различными формами проведения современных уроков и внеклассных мероприятий в начальной школе. Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы, и именно это свое умение они продемонстрировали на открытых уроках и внеклассных мероприятиях в рамках методической недели начальной школы.
Понедельник, 28 февраля - День литературного чтения. Девиз дня: "Читай, думай, рассказывай!" В этот день была проведена организационная линейка для 1-4 классов, на которой учащиеся познакомились с планом проведения предметной недели начальных классов. В течение дня приняли участие в литературной викторине. Учащиеся 3 класса (учитель Павлова С.В.) показали свои умения на открытом интегрированном уроке «Наш Есенин». Урок начинался с этапа мотивации к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для активизации мышления Светлана Владимировна использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации. На этапе изучения новой темы были применены задания, в которых учащиеся пытались найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстраций) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. При постановке вопросов и определении заданий на уроке Светлана Владимировна учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Поставленной цели урок достиг. Учащиеся показали хорошие знания учебного материала, способность мыслить критически, оценивать свою работу – а значит готовность к реализации ФГОС.
Вторник, 1 марта - День математики. Девиз дня "Считай, смекай, отгадывай!"
Учащиеся 1-4 класса приняли участие в творческих конкурсах. Учащиеся 1 класса показали свои знания под руководством учителя Легенькой Л.А. на открытом занятии. Введение в урок информационных технологий, познавательных игр позволило облегчить процесс систематизации знаний учащихся.
На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частной сменой деятельности. После каждого этапа урока проводился различный способ контроля.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока, к вопросу на который надо найти ответ.
В целях обеспечения мотивации и реализациии учебно-познавательных задач, Любовь Андреевна использовала посильные занимательные задания, создавала ситуацию успеха, ставила перед детьми проблемные задачи, опираясь на предыдущий опыт и знания детей.
Среда, 2 марта - «День творчества» Девиз дня "Талантливый ребенок - талантлив во всем". В этот день была открыта творческая мастерская для учащихся и воспитанников д/с под руководством педагога Тюляковой Д.А. У детского творчества масса преимуществ. Прежде всего, они заключаются в развитие художественного вкуса ребенка и становление его, как личности. Разновидностей творчества масса: это лепка, рисование и вырезание различных фигурок.
Целую неделю работали выставки совместных творческих работ наших учащихся «Я не волшебник, я только учусь».
Несмотря на компьютерное обучение и новейшие технологии, старые добрые поделки вряд ли скоро выйдут из моды, ведь это один из самых развивающих видов деятельности для детей. Занимаясь творчеством, дети не по книжкам, а лично знакомятся с природой и ее многообразием, что немаловажно для формирования экологического сознания. Кроме того, поделки развивают творческое воображение, а в процессе их создания у детей укрепляется, приобретает гибкость и ловкость рука, и вместе с разработкой мелкой мускулатуры рук идет бурное развитие мозга. Также очень важно развивать творческую фантазию детей, чтоб в листке или семечке ребенок мог увидеть материал для своей будущей поделки. Работы, разные по размеру, изготовленные из разных материалов и в разной технике, объединяет то, что все они сделаны с душой и любовью, чтобы порадовать других своим мастерством и поделиться творческими идеями.
Четверг, 3 марта - «День русского языка» Девиз дня: "Думай, проверяй, пиши". Использование разнообразных средств обучения позволило создать эмоциональный настрой у детей. На уроках в начальной школе ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.
Пятница, 4 марта - «Окружающий мир природы» Девиз дня: «Люби, береги, охраняй!» В этот день Пискунов А. представил результаты исследовательской работы «Деревья и кустарники села Пивань», а ребята 2 класса (учитель Григорьева И.Н.) показали знания по теме «Среда обитания». Уроки окружающего мира особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить бережному отношению к природе.
Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.
На уроке была создана проблемная ситуация, выдвинуты предположения. Дети самостоятельно искали доказательства, формулировали выводы, сопоставляли результаты с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. На уроке Ирина Николаевна учитывала индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ребята демонстрировали существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. До урока ребята вспомнили все, что они знают о почве. В конце урока была проведена рефлексия, в которой ребята показали степень усвоения изучаемого материала. Урок соответствует требованиям стандарта.
Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами; использовались методы: эвристической беседы; творческих заданий. Урок способствовал формированию творческих способностей, развитию интереса к окружающему миру, воспитанию патриотизма и любви к родной природе села и края.
В субботу, 5 марта состоялось награждение участников недели начальных классов. Подведены итоги.
По окончании недели было проведено заседание МО и подведены итоги. За время проведения методической недели начальных классов педагоги имели возможность не только видеть уровень проведенных уроков, состояние учебно-воспитательного процесса и методической работы, но и могли сравнивать, анализировать и делать определенные выводы, озвученные на заседании кафедры учителей начальных классов. Например, если несколько лет назад учителями не использовалась компьютерная технология, то в нынешнем году, практически каждый учитель использовал на уроках не только электронную наглядность, но и слайд - фильмы, слайд – презентации, разнообразные компьютерные программы, в том числе и обучающие. Каждый урок соответствовал методической цели, связанной с темой самообразования учителя, темой методического объединения учителей начальных классов. Каждый педагог смог показать и поделиться со своими коллегами новыми формами и приемами в обучении.
Педагоги уверены в том, что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения. Сделаны выводы о том, что учителям необходимо активнее внедрять в свою деятельность разнообразные формы проведения уроков, спроектированных в формате ФГОС.
По результатам проведения недели начальных классов можно сделать следующие выводы:
Можно с уверенностью сказать, что «Неделя начальной школы» прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы начальных классов.
В ходе проведения «Недели начальной школы» каждый ученик нашёл нишу для самовыражения.
Каждый ученик мог на протяжении всей недели сравнивать свои работы с лучшими работами своих одноклассников, оценить свои работы, выбрать лучшие. Учащиеся на внеклассных мероприятиях показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.
Учителя применяли на уроках элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: проблемного обучения, интерактивные, групповые, методы работы, разнообразные творческие методы.
Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
Все учителя в ходе предметной недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.
Итогом предметной методической недели учителей начальных классов стали:
методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий и др.); обобщение коллективного опыта; обобщение индивидуального опыта; публикации авторских материалов в методической копилке сайта школ и на мини-сайтах учителей.
Решение:
Наградить грамотой учащихся, принявших наиболее активное участие в неделе начальных классов.
Вовлекать родителей во внеклассную и исследовательскую деятельность учеников начальных классов.
Руководитель МО начальных классов Павлова С.В.