«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

На что похожа наша планета?

В разработке предоставлена информация о форме планеты Земля.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: "На что похожа наша планета?»

Слайд (Окруж мир)

Цели урока:

познакомить с формой и движением Земли, с глобусом;

- научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли, объяснять особенности движения Земли.

 Оборудование:  мультимедийная презентация, глобус, пластилин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд (Мы все знаем)

-Сегодня на уроке мы будем продолжать добывать знания. Но сначала улыбнёмся нашим гостям. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать на уроке, слушать друг друга, размышлять.

- Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!»

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

2. Актуализация знаний, определение темы урока и самоопределение деятельности. 

- Начнём урок с небольшой разминки.

-Помните, что вы можете получить подарочки за работу в классе.

- Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (Что вокруг нас может быть опасным?)

- С какими опасностями мы можем встретиться дома?

Слайд (опасности дома)

- Опишите каждую ситуацию

- А какие опасности могут поджидать нас на улице?

Слайд (опасности на улице)

Слайд (все правила)

- Опишите каждую ситуацию

-Вы правильно переходите дорогу?

-Что обозначают цвета светофора?

-А у нас в городе есть светофоры?

- Как называется город, в котором мы живем?

- В каком крае мы живём?

- Как называется страна?

- Как называется наша планета?

3. Мотивация учащихся и постановка проблемы.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о планете Земля)

- Вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька- главный герой сказки «Старик Хоттабыч».

Учитель читает отрывок из повести.

«Купаясь в реке перед экзаменом, Волька вытащил глиняный кувшин. В нем находился заколдованный джин -Хоттабыч. В благодарность за освобождение джин обещал помочь мальчику подсказкой на экзамене, правда, Волька не сообразил, что знания старика устарели. Вот что из этого получилось. Учитель задал вопрос

-«Правда ли ,что Земля имеет форму шара?»

-«Ты изволишь шутить над твоим преданнейшим учеником, если бы она была шаром, то все воды стекали бы с неё вниз,а люди умерли бы от жажды»-, ответил Волька по подсказке Хоттабыча.

-«Земля имела и имеет форму диска и омывается со всех сторон величественной рекой, которая называется океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница»

После чтения отрывка проводится беседа с последующей формулировкой проблемы.

- Какой вопрос возник на экзамене? О чем спорил Волька с учительницей? (о форме нашей планеты)

- Мы с вами сегодня будем искать ответ на вопрос «Какой формы наша планета?» (проблема)

4. Введение в тему.

-Когда мы стоим на открытой местности , Земля кажется нам плоской, как это блюдо Слайд (Блюдо)

Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.  Слайд (Жизнь на шаре)

-В древние времена люди представляли Землю так.

Считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных - китов. 

Слайд (Киты)

Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе.

Слайд (Слоны)

Но потом некоторые стали сомневаться, так ли это. А вот моряк-путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели что Земля – шар.

Слайд (Магеллан)

Физминутка

5.Проблемная ситуация

-Но что тогда получается,  если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…

-Почему же они не падают, и вода из морей не выливается?

Какой же самый надежный способ определить форму Земли? Как вы думаете?

Вывод: посмотреть на планету со стороны.

6.Открытие нового знания

Первым увидел Землю из космоса Юрий Алексеевич Гагарин.

Слайд (Гагарин)

С тех пор сделано много снимков Земли из космоса.

Работа с учебником.

Вывод:

- Итак, какую форму имеет Земля?

Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик.

Планета Земля, находится на идеальном расстоянии от Солнца, движется вокруг своей оси, движется вокруг Солнца....

Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.

Слайд (Вокруг оси)

6.Моделирование

- А сейчас мы с вами попробуем вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель?  (уменьшенный предмет чего – либо)

-Моделью Земли является Глобус. Люди это давно уже изучили и создали глобус. Кто из вас знает, что такое глобус?

Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М. Бехайм. Он назывался «Erdapfel» или «Земное яблоко». 

Слайд (глобус)

- Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях? (проблемная ситуация)

Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета. (проблемная ситуация)

Слайд (макет)

Вывод:

Земля – это то место, где мы с вами живем. А такие места мы должны оберегать.

-Что нужно для этого сделать?

Слайд (охрана природы)


7. Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке (с помощью смайликов)

(учащиеся объясняют свой выбор).

8. Итог урока

- Вернемся к учебной задаче урока.

- Как называется наша планета?

- Какую она имеет форму?

- Как движется Земля?

- Что такое глобус?

- Молодцы, вы хорошо потрудились. Особенно мне запомнилась работа нескольких ребят, которые получат в дневники подарочки.

Спасибо за работу.

Слайд (Спасибо)











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее