Направление: учителя начальных классов
Предмет «Литературное чтение».
УМК – «Перспектива»
Тип урока - урок первичного предъявления новых знаний:
Тема:Н.Носов «На горке»
Цель: познакомить учащихся с произведением Н.Носова «На горке»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать правильное терпимое отношение к поступкам других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать результат;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- выразительно читать эпизоды из произведения;
- характеризовать героя, используя прилагательные;
- читать вслух
- правильно делать заключение и вывод из прочитанного произведения;
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал (анаграммы, снежинки, текст с биографией Н.Носова, «перышки» для эмоциональной рефлексии, карточки «мыльные пузыри»),
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | 1. Вступительное слово. Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться!
| Проверяют готовность к уроку. Садятся | Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других. |
| Речевая разминка | Ок-ок-ок – падает снежок. – Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. | Выполняют задание |
|
| Постановка учебной задачи
| На доске запись Что веселее? Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос Появляется часть текста: Говорят – для детворы Скажите, совпали ваши предположения с текстом? Вы согласитесь или поспорите?
| Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Ответы учащихся Ответы учащихся |
|
|
| Как вы думаете, почему я предложила вам это стихотворение? - Молодцы! - Что такое горка? - Как вы понимаете значение слова «горка»? Горка – это возвышенность или куча чего-нибудь. Какие бывают горки? Из какого материала делают обычно горки для игр? Посмотрите на картины и скажите, какая из выше перечисленных, сделана людьми из природного сыпучего материала? | Мы будем читать текст про горку. Ответы детей Ответы детей Из металла, пластика, дерева, снега Снежная |
|
| Название темы урока
| Вы догадались, о чём мы будем читать? Произведение будет называться «На горке». -Кто назовёт писателя? ( анаграмма) | О снежной горке Называют |
|
| Определение цели урока | Какова же цель урока?
| Прочитать и проанализировать произведение Н.Носова «На горке» |
|
2 | Актуализация знаний О писателе О произведениях
| -Что вы знаете о писателе? Стратегия «Мыльные пузыри» Вы уже знакомы с биографиями разных писателей. Скажите, что хочется узнать о жизни и творчестве писателя? Возьмите листок с изображением мыльных пузырей. На поверхности пузыря напишем вопросы, касающиеся жизни и творчества Николая Носова. Вопросы есть, где же найти на них ответы? Предлагаю вам текст, прочитав который мы получим ответы на свои вопросы. Запишем ответы внутри пузыря. | ??? Высказывания учеников Задают вопросы, оформляют работу. Ответы учеников, где можно найти информацию Читают текст (коллективно), внутри пузырей пишут ответы на вопросы | Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные УУД: - умение извлекать информацию из, текстов; - умение перерабатывать полученную информацию |
3 | Предугадывание сюжета
| Вы догадались, о чём мы будем читать? (О снежной горке). Произведение Николая Носова будет называться «На горке». Какова же цель урока? (Прочитать и проанализировать произведение Н.Носова «На горке») А как вы думаете, что могло произойти с героями на горке? Сейчас мы узнаем имя и фамилию главного героя, соберем их из букв на парте. Работать нужно дружно! (Котька Чижов) Готовы ли вы познакомиться с произведением? Если «да» - похлопайте в ладоши, «нет» - потопайте ногами. | Работают над названием могли весело скатиться, упасть работа в паре ответ
| Личностные УУД: - мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - проявление творческого отношения к процессу обучения; Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; - умение прогнозировать содержание произведения; - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре, в группах. Познавательные УУД: - умение извлекать информацию из сложившейся ситуации; - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам. |
4.
| Открытие нового знания 1.Первичное чтение 2.Проверка первичного восприятия текста 3. Физкультминутка для глаз «Снег» 4.Словарная работа 5.Анализ произведения, выборочное чтение
| Чтение текста учителем Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, а вы должны будете не просто слушать. Вам предстоит показать свое отношение к тексту (ваши эмоции, чувства, мысли) цветом. У вас на парте есть листочки, на которых изображено перышко. Точка это начало произведения. раскрасьте ее каким-нибудь цветом. Я буду читать медленно, а вы постепенно будете раскрашивать перышко.
- Понравилось ли вам произведение? Какое настроение у вас возникло? Какой момент особенно понравился? Дадим отдых глазам Все ли слова в тексте вам были понятны? (сгребали, дворницкая, фанерка, взбираться, нацепил) - К какому жанру относится произведение Н.Носова? (рассказ) Почему? (Описываются реальные события) - Что делали ребята во дворе? Прочитайте отрывок. - Кто главный герой рассказа? (Котька Чижов) - А каково его полное имя? (Константин) - Кто испортил горку ребят? Прочитайте отрывок. - А как вы думаете, он испортил горку нарочно? Ищите доказательство в тексте. - Как Котька и ребята вышли из затруднительного положения? Прочитайте. - Подумайте и ответьте. Сколько разных образов Котьки даёт нам автор? (3) - Какой он в начале? (хитрый, ленивый) - Какой Котька в середине рассказа? (глупый) - Как можно охарактеризовать мальчика в конце? (Трудолюбивый, самостоятельный, предусмотрительный) -А на какого Котьку хотели бы быть похожи вы? Если на первого, то поднимите один пальчик; на второго – два; на третьего – три. Конечно же, мы всегда стараемся быть лучше, поэтому и развиваемся. | Работа с цветными карандашами или фломастерами Работа с цветными перышками, беседа по тексту Выполняют упражнение (презентация) Разбирают слова Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы, отрывками из текста
| Личностные УУД: - умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; - умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией - проявление творческого отношения к процессу обучения; Регулятивные УУД: - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам; - умение находить ответы на вопросы в тексте - умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. |
| Деление текста на части, составление плана, пересказ | Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. | Работают с картинным планом -нет |
|
| Составление плана рассказа | Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки | План 1.Строительство горки ребятами. 2.Хитрец на скользкой горке. 3.Котька посыпает горку песком. 4.Ребята заставили товарища работать. 5.Котьке понравилось трудиться.
|
|
| Обобщение материала | Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: ДРУЖБА – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: Развеселить читателя. Подшутить над кем-нибудь. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. Разбудить фантазию. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? – Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. | Ответы учащихся слайд Ответы учащихся слайд |
|
5. | Итог урока. Рефлексия. |
У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. – А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску. Посмотрите ребята, какая большая гора у нас получилась. Это говорит о том, что все мы сегодня молодцы! | Оценивание
| Личностные УУД: -умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: - умение оценивать результат своей деятельности - умение контролировать результаты работы на уроке. Коммуникативные УУД: - умение сотрудничать, договариваться, слушать мнения других. Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализа объектов делать выводы. |
6. | Дифференцированное домашнее задание
| 1.Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. 2.Выбор творческого задания - продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…»
|
|
|
Прогнозируемый результат:
- учащиеся познакомятся с биографией Н.Носова
- учащиеся научатся составлять план произведения
- учащиеся научатся пересказывать текст на основе плана, картинного плана
4