МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ»
Астана 2017
Танец-это искусство, в котором отражается внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, чувства, мысли. Наличие художественного образа, выраженного средствами хореографии, общая черта всех танцевальных жанров. Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно.
Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа с начинающими, детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добавиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать приёмы, которые делают занятие интересным. Для этого в программу по хореографии включаются игровые моменты, которые позволяют учащимся не только отдохнуть , но и приобрести некоторые навыки и умения К примеру, музыкально образная игра «Пантомима» развивает не только чувство ритма, но и умение входить в образ согласно предлагаемым обстоятельствам.
1.Музыкално-образная игра «Пантомима».
Включается музыкальная композиция и детям предлагают изобразить следующие действия.
-Вы на подиуме , демонстрируете прекрасные модели одежды. Вокруг восхищённые зрители и фотографы. Давайте посмотрим , кто из вас самая лучшая модель.
-Вы солдаты , которые строем идут в столовую . У них прекрасное настроение и по этому они идут с песней.
- А теперь вам необходимо изобразить походку очень старого человека, при этом не забывайте слушать музыку.
Композиция «Песня кота Леопольда»
(Ча-ча-ча)
-Вы пуристы, которые целый день шли под палящим солнцем , за спиной тяжёлый рюкзак, хочется пить ,кроссовки натёрли ноги…
-Покажите, пожалуйста, поведение маленького ребёнка, который пошёл с мамой за покупками и потерялся.
После проведения каждого эпизода игры провидите анализ , разбор показа, замечание и предложения педагога и детей. Эту игру можно повторять множество раз, меняя темп и характер музыки, и предлагаемые обстоятельства:
-показать походку балерины;
-малыша, который учится ходить;
-что мы делаем, когда на улице холодно;
-больной перед кабинетом зубного врача и т.п.
2.Игра «золотые ворота»
Эта игра помогает вырабатывать чувства ритма, знакомится с различными рисунками, вырабатывается умение «держать» рисунок ,соблюдать дистанцию. Темп и ритм музыки меняется .Очень легко разделит участников на команды.
Двое учащихся соединяют руки вверху, изображая ворота. Остальные берутся за руки и идут в темпе и характере музыки, выполняя определённый рисунок, круг, змейку и т.п., при этом произносят слова «Золотые ворота пропускают не всегда, первый раз прощается, второй – разрешается , а на третий раз пропустим вас!» закрываются и ловят одного из участников. Это продолжается до тех пор, пока команды не будут сформированы и тогда можно проводит игру «Оркестр».
Танцевальная игра 2 «Весёлые зверята».
Один из игроков, когда дети быстро усваивают простейшие танцевальные движения подражание животным.
Разучиваем мини-танец.
-на счёт 1-2 –два хлопка вправо,
-на счёт 3-4 –два хлопка влево
-на счёт 5-6 –два щелчка пальцами вправо,
-на счёт 7- 8 два щелчка пальцами влево,
-на счёт1-2-3-4-4 удара ладошками по коленям,
-на счёт 5-6-7-8-дети кричат «Ух, ты, хорошо!»
-А теперь станцуем этот танец, как будто вы: КОШЕЧКИ
ЛЯГУШКИ
СОБАЧКИ
БАБОЧКИ и т.д.
4.Музыкалная игра + «Оркестр».
Мы сейчас оркестр составим и его играть заставим.
Принимают 4 команды или больше, от возраста детей и их способностей.
1группа – целые ноты , хлопаем в ладоши на счёт 1.
2группа – половинки, хлопаем в ладоши на счёт 1,3.
3группа – половинки, хлопаем на счёт 2,4
4группа – четвертинки, хлопаем на счёт1,2,3,4.
Эта игра вырабатывает чувство ритма, причём, у нее множество вариантов: можно объединить в оркестр группы вместе, увеличивая и уменьшая темп. Для более подготовленных детей добавить группы «восьмушки», делая 2 хлопка на каждый счёт.
Все вышеописанное проводилось на занятиях с детьми 1 года обучения, поэтому можно сделать следующий вывод:
-дети очень любят играть, поэтому определённые навыки и умения они получают в легкой, доступной форме;
-любая игра несёт в себе момент соревновательности и у детей появляется стимул-желание быть лучшим;
-исчезает скованность, появляется уверенность в себе, умение входить в образ и общаться в танце между собой и со зрителями, что особенно необходимо в работе над сюжетным танцем.