Исследовательская работа
«Музыка И.С.Баха, современна ли она?»
Содержание:
Введение
Глава 1. И. С. Бах-великий композитор 18 века.
1.1 Биография И. С. Баха.
1.2 Талант и творчество И. С. Баха.
Глава 2. Произведения И. С. Баха.
2.1 «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах.
2.2 «Страсти по Матфею» И. С. Бах.
Заключение
Список литературы:
Выполнил:
учащийся 9 а класса
МАОУ гимназия № 4
Наумов Богдан Иванович,
руководитель:
учитель музыки
МАОУ гимназия № 4
Земенкова Елена Павловна.
г. Хабаровск
2023 г.
Введение
Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живет в современной музыкальной культуре человечества. Какое же искусство необходимо современному человеку? Ему нужно серьезное легкое, но обязательно хорошее, которое возвысит человека, сделает его гуманнее, чище, добрее, духовнее. Сегодня нужна открытая «всем ветрам» современности, которая совпадает с мыслями, чувствами, стремлениям прогрессивного человечества, обогащает нас красотою. Отображая нашу жизнь, музыка не может не меняться вместе с ней. За долгую историю человечество собрало бессчетные богатства в области музыки: возникали и совершенствовались новые жанры музыки, появлялись новые инструменты, менялись разные музыкальные стили. В культуре каждого народа появились имена прославленных композиторов и исполнителей. Из века в век люди бережно сохраняют бесценный дар музыкальных шедевров, которые имеют дивную особенность не только рассказывать о своем времени, но и волновать людей будущего, отзываясь на их радости и тревоги, пробуждая их мечты и память. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра уже - мертвая, потому что не отображает главное содержание современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Каждое время имеет свое проблемы, свои краски, поиск нового в содержании, форме, средствах выразительности и приемах искусства.
Гипотеза: необходимо узнать, проявляют люди интерес к творчеству Иоганна Себастьяна Баха?
Цель:
подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере произведения «Токкаты и фуги ре-минор» и «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха;
доказать то, что музыка эпохи И.С. Баха может быть глубоко современна нам, людям 21 века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены;
показать, что музыка Баха по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников.
Предмет: музыка И. С. Баха.
Задачи:
1. изучить научную и справочную литературу по данной теме;
2. проанализировать материал;
3. провести анкетирование.
Практическая значимость: использование на уроках музыки, подготовка к различным олимпиадам и конкурсам по музыке, обогащения знаний о Бахе.
Глава 1. И. С. Бах великий композитор 18 века. Данную главу я хотел бы начать с прекрасных слов Л. Мартынова:
«Музыка всегда бездонна,
это значит - хвалят иль порочат-
каждый в ней находит то, что хочет…»
Композитор Л. Бетховен так сказал про музыку композитора: «Не ручей - а океан ему имя». Бах в переводе означает « ручей», что соответствует его музыке.
1.1 Биография И. С. Баха.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в г. Эйзенахе, умер в Лейпциге в 1750 году. Гений композитора раскрылся в его крупных вокально-инструментальных произведениях: «Страсти по Матфею», «Высокая месса», «Страсти по Иоанну». Религиозная тематика композитора-это глубокое раздумье о жизни и смерти, о предназначении человека. Произведения его по существу, философские. Инструментальные произведения Баха: шесть оркестровых, оркестровые сюиты, а также инвенции, сюиты, прелюдии и фуги. Жил Бах в конце 18 века в Германии. В 1685 году появился на свет мальчик, которому суждено было стать великим композитором. Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта, отец учил его игре на скрипке и клавесине, музыкантами были и его братья. Один из них, когда умер отец, взял Иоганна к себе на воспитание. Мальчик уже с 10 лет сам заботился о себе, он прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре, сочинял изумительную музыку, а еще он не упускал случая изучать творения великих мастеров прошлого. У его брата были старинные ноты, которыми он настолько дорожил, что не давал по ним заниматься Иоганну. Мальчик тайком, по ночам, переписывал эти ноты при лунном свете. Его упорству в овладении музыкальном искусством не было предела! Когда он узнал, что в соседний город приезжает знаменитый композитор, чтобы давать концерты, то выпросил у своего начальства отпуск на месяц и отправился туда пешком отправился туда, а ведь до соседнего города было 100 км и весь этот путь композитор преодолел пешком! Так же при жизни Баха почти никакие из его произведений не пользовались популярностью. Он умер в бедности, но только спустя сто лет о нем узнали люди и оценили его творчество. Бах родился в семье музыканта, он не был не первым не последним. Одно время имя Бах было нарицательным, к нему очень плохо относились.
1.2 Талант и творчество И.С. Баха
Я бы хотел начать с прекрасных слов М. Тараканова:
«Взаимодействие стилей, порой даже разведенных столетиями, стало характерной приметой новейшей музыки, возможно именно потому, что теперь на пороге 21 века, настало время подводить итоги многовековому развитию музыкального самопознания человечества, его совокупного художественного опыта».
В 18 веке Бах не считался крупным композитором. Музыка его была естественна в выражении чувств. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и к простому человеку, что не соответственно господствовавшим в ту пору сухим нормам средневековой церкви. Баха нельзя назвать скучным композитором. В кинофильме «Антон Иванович сердится» есть такие слова: «Он действительно был очень серьезный музыкант, но никогда не был музыкантом скучным. Он действительно сочинял веселую музыку, но отлично понимал, что она не составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека. Кроме того, он и к легкой музыке относился серьезно, никогда не снижая своего высочайшего вкуса».
Талант композитора был оценен по достоинству только после его смерти, на протяжении его жизни Баху приходилось терпеть унижения и нищету. Любовь к музыке, занятия творчеством поддерживали в нем силы, помогали добиться большого мастерства в исполнительстве и достичь больших высот в композиторстве. Почти после ста лет полного забвения музыка Баха зазвучала вновь, пробуждая в его потомках чувства восхищения и восторга. Альберт Эйнштейн, слышал в музыке Баха гармонию Вселенной. Творчество Баха, как и его личность, многогранно- композитор, педагог, клавесинист, органист, музыкальный экспериментатор, великолепный импровизатор и вместе с тем мастер музыкальных инструментов, органа и клавесина. В творчестве Баха, в его произведениях, прослеживается несколько тем. Первая тема- проблема бытия человека в мире, осмысление нравственных целей. Вторая тема- Бога (жертвенность Христа и самодостаточность в человеке). Третья тема- сострадание и милосердие. Четвертая тема- народное искусство: немецкие народные танцы, протестантский хорал, бытовые зарисовки). Композитор по праву считается мастером полифонического письма. Художественный образ в полифонии формируется в процессе звучания. Самым важным для композитора является написание темы, в которой закодирован некий художественный образ с его эмоциональным и которая опирается на разные жанры. Композитор оставил после себя огромное наследие. Среди инструментов, на которых мог играть сам Бах, были домашний орган, чембало, лютня, виола де амур, виола да гамба, виопомпоза и другие.
Глава 2. Произведения И. С. Баха.
Данную главу я хотел бы начать с прекрасного высказывания Д.Д. Шостаковича о главном объекте искусства: «Главным объектом искусства по-прежнему остается человек. Его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей, то что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины».
2.1 «Токката и Фуга ре-минор» И. С. Баха.
Сегодня мы обратим внимание на произведение И. С. Баха «Токката и Фуга ре-минор». Наверное, многие его слышали. Слово «Токката» означает «дотрагиваться, трогать». Характерные особенности произведения: аккордовость, моторика, введение полифоничных эпизодов, импровизационная система смена эпизодов, стремительный темп характера движения. Построена Токката за счет секундовых интонаций, которые контрастны.
2.2 «Страсти по Матфею» И.С. Бах.
Сегодня мы рассмотрим грандиозное произведение И.С. Баха - грандиозное не только по масштабу, но и по глубине переживаний - «Страсти по Матфею». Гениальное произведение Баха пролежало в архивах около 100 лет и никогда прежде не исполнялось. Композиция была исполнена под руководством Мендельсона, и с этого момента началось «возрождение» забытой музыки Баха. В словаре слово страсти объясняется как страдания, душевная тревога, а так же подвиг, сознательное принятие мучений. Именно такое понятие соответствует библейской легенде о Христе, о трех последних днях его жизни. В Евангелии рассказ про Христа ведется 4 свидетелями - апостолами. «Страсти по Матфею» означает, что в основу произведения положен рассказ апостола Матфея. Это глубоко человечная повесть о великой несправедливости, которую учинили жестокие люди: один из учеников Христа-Иуда-за тридцать сребреников предает учителя. Иисуса судят по лживому доносу. Другой ученик-Петр-отрекается от него в страхе. Подкупленная толпа в ярости требует страшной казни-распятия на кресте. Далее казнь, шествие до Голгофы-места казни, смерть на кресте. В музыке Страсти- произведение на евангельский сюжет о предательстве Иуды, пленении и распятии Христа. У Баха- это произведение, написанное для двух хоров, двух оркестров, двух органов и солистов. Длится оно более 4 часов, поэтому первая часть обычно звучала утром, вторая-в обед. Произведение Иоганна Себастьяна Баха в прошлом не заметили. В тот же день, в том же государстве исполнялись «Страсти» некоего Готлиба Фребера - кандидата на место кантора. Скорее всего, они и являлись музыкальным событием того дня, а не произведение Баха. Один современник, считает что: «Благодаря их сильным эффектам лучшие их исполнители не в церкви, а в концертном зале. Власти одного из городов запретили их исполнение в церкви». Значит:
Бах-Ария-большая драматичность.
Бах-Ария альта - сосредоточенная скорбь.
Заключение
Музыка И.С.Баха актуальна и современна.
Литература
1. Арсенина О.И. 8 класс. Музыка 5-8 классы: музыкальное путешествие, творческие задания. - Волгоград: Учитель, 2011, стр. 60, 68, 76-77.
2. Давыдова. М.А. Поурочное пособие. 5 кл.-М: ВАКО, 2015, стр.196-199.
3. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва «Советская Энциклопедия», 1991 стр.58.
4. Самигулина В.М. Музыка. 8 класс: поурочные планы.
5. Фадин В.В. Музыка для преподавателей. - Волгоград: Учитель, стр.85-208.