Пояснительная записка
Воспитание уважения к подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла - одно из направлений патриотического воспитания.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, публичных выступлений, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами. Развивать мыслительные, творческих, коммуникативные способности учащихся.
Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея -преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, музейных уроков. После того, как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом, поэтому проведение музейных уроков способствует преемственности и взаимодействий актива школьного музея со всеми учащимися гимназии, ветеранами города.
Ожидаемые результаты: сценарий музейного урока дает возможность больше узнать о ветеранах, живущих в нашем городе, показать поисковую работу и приобщить младших школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе жителей нашего города в Победу.
В ходе урока используются экспозиции музея, семейные архивы.
Музейный урок.
«Это надо не мертвым, это нужно живым» или «Вспомним всех поименно!».
Автор: Ильина Наталья Валерьевна,
Учитель истории и обществознания МАОУ «Средняя школа № 1»
Целевые группы: учащиеся 1-9 классов
Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.
Цель урока:
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.
Задачи:
1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, города.
2. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах, живущих в районе школы.
3. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение отбирать, оценивать и преподносить исторический материал.
4. Формировать чувство уважения к старшему поколению.
Ожидаемые результаты:
- формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;
- охват школьников чтением художественной патриотической литературы;
- развитие творческих способностей учащихся.
Наличие необходимых ресурсов:
- информационный ресурс: фонд школьной библиотеки, периодические издания, стенды с соответствующей тематикой
- методический ресурс: опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов;
- использование мультимедийного проектора (презентация).
Подготовка к уроку:
- разучивание песен военных лет;
- выпуск боевых листов;
- посещение музея «Боевой славы», поиск материала в семейных архивах
Место проведения урока: рекреация
Время проведения урока: 40 минут
Ход урока:
Звучит песня « Последний бой», демонстрируются кадры фильма «Победа»
Ведущий: Ребята, о чем эта песня и фильм? Почему мы должны помнить о событиях Великой Отечественной войны?
В нашем городе еще есть те, кто были участниками Великой Отечественной войны, многие вернулись с победой, воевали здесь на Дальнем Востоке. Внесли свой вклад в разгром врага.
Нет героев от рождения, они рождаются в боях. Кто же они? Давайте послушаем о них рассказ.
РАССКАЗЫ УЧАЩИХСЯ о фронтовиках, жителях нашего города
Ведущий:
В некоторых семьях сохранились фронтовые реликвии. Фронтовые письма хранят историю тех людей, кто прошел дорогами войны или находился в тылу. Как ждали весточки матери, братья и сестры и даже соседи. А вдруг и о моем родственнике напишут в скупых фронтовых строчках. Получив такое письмо, садились и перечитывали по несколько раз. У писем не было ни конверта, ни почтовых марок, они напоминали мальчишескую треуголку из бумаги. Да и по виду это письмо напоминает треугольник, сделанный из тетрадного листа, пожелтевшего от времени. С одной стороны, адрес, далее указан номер полевой почты и фамилия. С другой стороны - почтовый штемпель, похожий на современный и число.
Из писем видно, что самым главным человеком была мама, поэтому и вспоминал солдат мамины пироги и мамины добрые руки и ласковые слова.
Слово учащимся (учащиеся читают стихи).
1. Бегут года и с каждым днем от нас все дальше
Уходит в прошлое кошмарная война.
Фронтовики становятся все старше,
Посеребрила шевелюры седина.
2. Нам очень дорог малейший штрих
Военных лет, что жгли, как пламя.
И о погибших, и о живых
мы сохраним навеки память.
3. В сердцах наших будут жить вечно,
Герои минувшей войны,
Нам память о ней дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны.
Слово ветеранам.
Учитель: О ком мы узнали на уроке? Почему так важно сохранять
память?
Викторина (за правильный ответ учащиеся получают звездочки)
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.
3. Какие памятники есть в нашем городе в честь героев ВОВ?
4. Какие улицы в нашем районе названы именами героев Великой Отечественной войны?
5. За какие заслуги наш город стал городом воинской славы?
Подведение итогов. Звучит песня « Служить России»
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.