Мультипликация-инновационный метод в обучении и развитии детей в ДОУ.
В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.
Современным видом проектной технологии с детьми дошкольного возраста является создание мультфильма. Данная деятельность проводится совместно с детьми и является привлекательной для них. Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения объектов. При этом объекты могут быть двух видов:
- рисованные - рисованная или графическая мультипликация;
- объемные - кукольная или объемная мультипликация.
Задачами мультипликатора являются следующие: придумывание персонажей будущего мультфильма, выполнение эскизов основных сцен, прорабатывание жестикуляции и мимики героев, поиск интересных приемов для выдвижения мультфильма из ряда других, расцветка и раскадровка фильма, прорабатывание анимации персонажей. Работа распределяется между несколькими специалистами, каждый из которых занят отведенной ему задачей.
Мультфильмы можно создавать двумя путями:
1) прорисовкой фаз движения персонажей с последующим совмещением отдельных элементов в единый видеоряд;
2) покадровой съемкой, передвигая вручную объекты будущей мультипликации шаг за шагом.
Мультипликация, как вид современного искусства, обладает такой педагогической ценностью, как возможность комплексного развивающего обучения детей. С помощью мультипликации становится возможным сблизить интерес ребенка и взрослого. Данный вид современного искусства позволяет сделать процесс обучения дошкольников удовольствием. Мультипликация помогает развить творческий потенциал ребенка и раскрепостить его мышление.
Процесс создания мультфильма является интересной и увлекательной деятельностью для детей дошкольного возраста, так как они могут стать главными скульпторами и художниками произведения, сами озвучивать его. Создание мультфильма доступно и детям младшего дошкольного, и старшего дошкольного возраста. Так, дети помладше могут лепить и рисовать персонажей мультфильма, создавать декорации, озвучивать мультфильм и передвигать фигурки в процессе съемки. Старшие дошкольники могут выполнять роль аниматора, оператора, актера, сценариста, композитора, художника. Мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.
Достоинство метода мультипликации в том, что он позволяет активизировать такие виды детской деятельности, как познавательная, речевая, музыкальная, игровая, изобразительная и др. В итоге у дошкольников развиваются следующие личностно значимые качества: эмоциональная отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением, активность, владение коммуникативными навыка и умениями.
Съемочный процесс включает в себя;
- придумывание и обсуждение сюжета;
- создание декораций и персонажей;
- съемка мультфильма (200-300 фотографий (кадров);
- монтаж.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста имеет следующий алгоритм:
Выбирается известный рассказ, сказка или стихотворение, также можно придумать историю или взять ее из жизни. Таким образом формируется сценарий будущего мультфильма.
Подготовка к съемке, изготовление персонажей.
Создание фона и декораций, их установка на площадке для съемки.
Съемка самого мультфильма, когда один ребенок берет на себя роль оператора, становится у фотоаппарата или видеокамеры, а остальные дети занимаются перестановкой героев и декораций в соответствии с сюжетом. Здесь важными являются следующие моменты:
- движения будут более естественными, если их больше детализировать;
- необходимо следить, чтобы фон и декорации не двигались, но не забывать, что и в них могут происходить изменения (когда, скажем, подул ветер, что приводит деревья в движение);
- в кадре не должно быть лишних теней и предметов;
- четкость движений персонажей определяется съемкой с зафиксированного на штативе фотоаппарата, приближать и удалять изображение при этом не нужно.
5. Осуществление монтажа мультфильма, когда отснятый материал переносится на компьютер и лишние кадры удаляются. Обычно делается 4 кадра в секунду, но иногда можно допустить и один кадр. Выбрав последнее, необходимо сделать 60 фотографий для минуты фильма. Если в мультфильме присутствуют повторяющиеся движения, их можно заснять один раз, а затем скопировать в нужные моменты фильма.
6. Запись голосового сопровождения детьми. Может производиться отдельными кусочками пр соблюдении абсолютной тишины. Допускается музыкальное сопровождение и различные звуковые эффекты (шум моря, скрип двери и пр.).
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:
Предметная анимация, предполагающая использование готовых игрушек. Данная техника подходит для тех, кто не любит рисовать, а предпочитает конструировать и строить.
Перекладка, при которой персонажи рисуются на бумаге, а затем вырезаются и передвигаются.
Пиксиляция, позволяющая делать различные трюки с участием детей. Например, прохождение сквозь стену, оживление предметов и пр.
Пластилиновая анимация. Подходит для тех, кто любит лепить из пластилина. Она может быть объемной и плоской.
Сыпучая анимация, которая подходит для детей с 10 лет и предполагает рисование сыпучими материалами, такими как различные крупы, кофе, манка.
Также один из важных моментов – это хорошее освещение в помещении, где осуществляется съемка. Также допускается съемка на улице. Техники между собой могут перемешиваться.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Данный метод отличается неповторимостью жанра и доступностью. При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.
Таким образом, создание мультфильма – это та технология, которая позволяет педагогу решить множество целей и задач.
Список литературы и Интернет ресурсов:
1. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
2. Гоноболин Ф. Н. Психология. – М, 2003. – С. 123
3. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., ООО «ИТИ Технологии», 2003.-944 стр.
4. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
5. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. — № 1.
6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
7.https://educontest.net/ru/297810/%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B5/