«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мотивация молодежи к участию в добровольческой деятельности

Добровольчество активно развивается во всем мире.

Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин отметил, что «Добровольчество, благотворительность, меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями». С помощью добровольцев, их отдачей, желанием работать и помогать, активностью, жизнерадостностью были организованы такие крупные мероприятия, как летняя Универсиада в Казани 2013 года, Олимпийские игры 2014 года в Сочи, Кубок конфедераций в 2017 году, а через несколько дней начнет свою работу XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Добровольчество это – активность, доверие, работа в команде, опыт, инновации, решение общественных проблем, самореализация. Добровольчество - это широкий круг деятельности, включающий как традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Мотивация молодежи к участию в добровольческой деятельности.

«Добровольчество играет большую роль в развитии личности. Развитие личности, посредством добровольчества выражается через: личностный рост, выражение гражданской позиции, социальном взаимодействии, реализации творческого потенциала и профессиональном развитии.»[4; 67]

Благодаря активному, ответственному участию в жизни других людей, готовности к жертвенному служению родине и ближним у добровольца формируется нравственное (сострадание, нравственное совершенствование, навыки планирования личностного роста и развития), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе, установление солидарных, доверительных отношений с обществом) и психическое (развитие различных психических функций) развитие, в чем и заключается личностный рост добровольца.

При участии в добровольческой деятельности, каждый человек занимает активную гражданскую позицию, реализует собственные права и обязанности и так же выполняет долг перед обществом. Показателем социальной зрелости общества является активность участия граждан в добровольческой, общественной работе. Добровольчество позволяет выразить свою гражданскую позицию в решении насущных социальных задач в деятельности, направленной на изменение местных сообществ и мира в целом к лучшему.

В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт социального взаимодействия. Участие в добровольческой деятельности позволяет обрести единомышленников, получить дополнительные возможности для поддержки со стороны членов общества, преодолеть отчужденность безынициативного сообщества.

Одной из целей добровольческой работы является реализация творческого потенциала. Благодаря добровольческой деятельности, участники могут выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать свои индивидуальные способности и интересы. При этом, основой добровольческой деятельности может стать хобби, увлечения, творческие интересы.

Так же, благодаря добровольческой деятельности молодые люди могут приобрести первичный профессиональный опыт, узнать поближе различные виды профессиональной деятельности, а так же приобрести необходимые навыки для дальнейшей работы. Добровольчество может стать началом профессиональной карьеры.

Развитие добровольческой деятельности дало предпосылки к тому, что в различных областях научного знания объектом исследования все чаще становится феномен добровольчества. Добровольческую деятельность и то, как она влияет на личность человека, изучают психологи и социологи.

Вовлечение молодежи в добровольческую деятельность является одним из немаловажных факторов развития добровольчества в России. Изучив зарубежный опыт, где добровольцы на протяжении долгого времени привлекаются к проведению различных мероприятий, можно выявить проблему вовлечения молодежи в добровольческую деятельность в нашей стране, обусловленную недостатком психологических и социологических исследований. Одной из таких проблем является разработка эффективной программы мотивации молодежи, для решения которой необходимо влиять на ценностно-мировоззренческие характеристики молодежи России.

Мотивация добровольческой деятельности имеет много общего с мотивацией трудовой деятельности. Но так же, между ними есть некоторые отличия. В добровольческой деятельности нет:

  • Прямого материального вознаграждения;

  • Жесткого иерархического подчинения;

  • Жесткой ограниченности функциональных обязанностей;

  • Высокой степени регламентированной ответственности.

Все вышеперечисленные факторы позволяют сделать добровольческую деятельности эффективным условием свободного личностного роста, но при жтом он тамт в себе ряд мотивационных проблем.

Благодаря влиянию мотиваций, один человек тратит огромное количество времени и сил на самоутверждение, а другой – на личное самосохранение. Ученые считают, что мотивации располагаются в иерархической значимости. Теорию иерархии индивидуальных и групповых мотивов выдвинул психолог Абрахам Маслоу.

По его теории самыми сильными являются мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска. Социальные потребности – потребности в общении, в дружбе, находятся на третьей ступени. Выше идет уровень эгоистических потребностей: потребность испытывать гордость, быть престижным. Наивысшим мотивом является мотив личной самореализации.

Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу: наиболее сильные мотивы, которые руководят действиями человека находятся у ее основания. Например, если человеку не хватает воздуха, то он готов рисковать жизнью. И тем более в этот момент его не волнуют вопросы личного престижа. Но по мере удовлетворения очередной потребности на первый план выходит следующая. На формирование потребностей и движущих мотивов человека большое влияние оказывает социальная среда, в которой он находится.

«Маслоу вводит понятия «метапотребности» и «метамотивации», где метапотребность это высшие человеческие потребности (находящиеся на вершине пирамиды), такие как личностный рост, самоуважение, самореализация. Метамотивация вызывается потребностями и ценностями роста человека. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то "вне себя".»[5]

Теория метамотивации очень близка к мотивации добровольной деятельности, потому что благодаря ей молодые люди удовлетворяют потребности вершины пирамиды Маслоу.

С.В. Михайлова в своей статье «Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации» пишет, что «добровольчество – это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества,»[3] что является основным мотивом деятельности человека.

Многие добровольцы совершают свою деятельность, мотивируясь бескорыстным желанием помочь человеку, который в этом нуждается. Рассматривая добровольческую деятельность с этой точки зрения, можно говорить о бескорыстной мотивации и опираться на гипотезу сопереживания альтруизма Д. Бэтсона. То есть, если доброволец ощущает эмпатию по отношению к тому, кто нуждается в помощи.[6]

Д. Бэтсон вывел ещё гипотезу эгоистической мотивации, когда человек оказывает помощь, чтоб почувствовать себя лучше; помогать, потому что результативное действие приятно; оказание помощи походим на нас людям с целью сохранения общих генов.

Если рассматривать добровольческую деятельность с точки зрения альтруистического поведения, то Б.П. Ильин считает, что под альтруистическим (просоциальным) следует понимать поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на внешнюю награду. Оно «ведет к благополучию другого человека, и обусловлено обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств – сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности – а также отсутствием таких качеств, как подозрительность, жадность и скептицизм.» [2; 218] Ильин делит мотивацию к добровольческой деятельности на два спектора:

  • Оказание помощи из-за морального долга, то есть ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки, относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже, иногда, отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»).

  • Оказание помоoи из-за морального сочувствия, то есть, руководствуясь идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неус­тойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответ­ственности.

Но так же, установлено, что 15% людей вообще не имеют этих мотивов, остальные пример­но поровну делятся на тех, кто имеет одинаковую силу обоих мотивов, и тех, у кого один из мотивов преобладает.

«Х. Хекхаузен одним из мотивов называют потребность в заботливости. Признаками, отличающими этот мотив он называет: высказывание сочувствия и удовлетворение потребностей беспомощного, помощь другому, если он находится в опасности, опека и забота о человеке, который в этом нуждается.»[1; 161]

Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, мы выделяем ведущие социально значимые мотивы этой деятельности. Под ведущими понимаются те мотивы, которые отвечают следующим требованиям:

  • Имеют социально значимый, позитивный характер;

  • Широко распространены среди добровольцев;

  • Способствуют развитию добровольческой деятельности, реализации ее целей и задач;

  • Отвечают общечеловеческим ценностям;

  • Сохраняют индивидуальные различия добровольцев.

Для организаторов добровольческой деятельности важно понимать мотивы и потребности добровольцев. В первую очередь, это необходимо для оказания поддержки в личностном развитии участникам добровольческой деятельности. Такое понимание будет влиять и на эффективную организацию деятельности, распределение социальных ролей и ответственности, на управление добровольческой работой.

Определение мотивов добровольческой деятельности должно быть открытым и осознанным для самих добровольцев. Это не должен быть процесс закрытого мониторинга, косвенных оценок и иного анализа, в который доброволец не посвящен.

Используемая литература:

  1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. — Хабаровск, 2008. — 287 с.

  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с. (страница 218)

  3. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Электронный ресурс] URL: http://yspu.ucoz.ru/publ/26-1-0-19 (дата обращения: 15.2.2016).

  4. Тетерский О.В. Решетников О.В, Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности/ О.В, Тетерский, О.В. Решетников.- Нижний Новгород, изд. ООО. «Педагогические технологии»», 2009.-146с. (стр.67)

  5. Фейдимен Дж., Р.Фрейгер Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

  6. Batson, C.D. The altruism question: Toward a social-psychological answer. – Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1991.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее