Критериальная система оценки личностных результатов обучающихся «ЮТЕКС»
как одна из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и ФГОС.
Авторы: Н.П. Русакова, И.С. Родионова, С.А. Гагарин
Для педагогов
С целью оценки сформированности у обучающихся личностных результатов на шкале от 1 до 10 выберите число, соответствующее заявленному уровню и отметьте его галочкой:
Ф.И.О. ____________________________________________________________ группа, год обучения _____________________________
Целевая аудитория: учащиеся 3 – 4-х классов.
Компоненты личностного результата | Личностный результат | Критерии как название шкалы | Качество проявляется редко (минимально выражено) | Шкала | Качество проявляется часто, всегда (максимально выражено) |
Гражданско-патриотическая позиция | |||||
Когнитивный (знания, умения, навыки) | Учащийся знает и понимает общественно-политическую жизнь | Знание истории своего Центра, города | Мало интересуется историей Центра, города, не проявляет интереса к изучению истории малой родины. Изучает через урочную деятельность. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Интересуется историей и культурой Центра, города, проявляет бережное отношение к национальным богатствам. Проявляет самостоятельность в изучении. Ведет исследовательскую деятельность. |
Эмоционально-ценност-ный (отноше-ние к..) | Учащийся ценит общественную жизнь Центра «ЮТЕКС» | Гражданский долг | Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны взрослых или товарищей. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Осознанно выполняет общественные поручения. Бережно относится к имуществу Центра «ЮТЕКС». |
Проявляет неуважительное отношение к взрослым. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Проявляет чувство долга и ответственности перед взрослыми. | |||
Деятельностный (созидате-льная деятель-ность) | Учащийся участвует в общественной жизни Центра «ЮТЕКС» | Общественная и социальная активность | Формально участвует в общественной жизни Центра. Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует организации и контроля со стороны взрослых. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой. |
Гражданская отвествен-ность | Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых и товарищей. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Самостоятельно соблюдает правила поведения в общественных местах, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. Ответственно относится к поручениям, к учёбе. | ||
Социально ориентрированный взгляд на мир | |||||
Эмоционально-ценност-ный (отноше-ние к..) | Учащий уважительно относится к окружающим | толерантность | Часто нарушает принципы толерантсности, не желая понимать и принимать других людей. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре людям другой национальности |
Уважительное отношение к иному мнению | |||||
Эмоционально-ценност-ный (отноше-ние к..) | Учащийся уважительно относится и принимает мнение других | Уважение к окружающим | Часто бурно реагирует на противоположное мнение других, если оно разнится с его мнением. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Спокойно выслушивает и принимает отличительную точку зрения оппонента. |
Навыки адаптации в изменяющемся мире | |||||
Эмоционально-ценност-ный (отноше-ние к..) | Учащийся спокойно реагирует на изменения окр.мира | Реакцию на изменения миру вокруг ребёнка | Отрицательно или бурно реагирует на изменения, происходящие вокруг. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Положительно и дружелюбно реагируют на все изменения. |
Социальной роли обучающегося Центра | |||||
Деятельностный | Учащийся участвует в образовательной системе | Целеполагание и мотивация | Приходит на занятия, потому что отправляет педагог школы и/или требуют родители. |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | С желанием приходит на занятия объединения, имеет свою цель и мотивацию. |
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | |||||
Деятельностный (ответственная деятельность) | Учащийся отвечает за свои поступки | Социальная ответственность | Не желает брать на себя ответственность за свои поступки и |
1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Осознаёт личную ответственность за свои поступки, отвечает за них.
|
Не умеет самостоятельно принимать решения в своей деятельности. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Самостоятельно принимает решения в деятельности. | |||
Эстетические потребности, ценности и чувства | |||||
Детяельностный (отношение к эстетике) | Учащийся участвует в культурной жизни объединения | Культурно-социальная активность | Формально участвует в культурных мероприятиях объединения, не проявляя особого интереса. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Проявляет активное участие в процессе культурной деятельности объединения. |
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | |||||
Эмоционально-ценностный (отношение к окружающим) | Учащийся умеет сопереживать | Сочувствие к другим | Безразличен к чувствам других людей, может проявлять агрессию или негатив. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Доброжелательно относится к окружающим людям, умеет сопереживать. |
Сотрудничество со сверстниками в разных социальных ситуациях | |||||
Эмоционально-ценностный (отношение к сотрудничеству) | Учащийся умеет работать в команде | Коммуникативный навык | Неохотно вступает во взаимодействие с группой других детей. Предпочитает работать в одиночку. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Осознанно включается в работу группы. Может выбрать для себя роль в группе, проявляет инициативу, может помочь другим. |
Часто становится инициатором конфликтной ситуации. Не желает идти на компромисс. | 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10 | Умеет избегать конфликтных ситуаций, умеет договариваться и уступать. |
Название объединения «__________________________», Группа №_____, Ф.И. учащегося _________________________________________
Определи на шкале от 1 до 10 свой уровень по приведённым ниже примерам (вопросам) данный момент. На какую отметку от 1 до 10 ты поместил(а) бы себя? Отметь цифру по шкале.
Я знаю историю Центра «ЮТЕКС», знаю историю города Чайковский.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
Я охотно выполняю поручения педагога и бережно отношусь к имуществу Центра «ЮТЕКС»?
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
3. Я уважительно отношусь к педагогам Центра, школы и своим родителям.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
Я активно принимаю участие в жизни объединения, Центра «ЮТЕКС» 1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
Я чаще всего веду себя культурно, выполняю правила учащихся, доброжелательно отношусь к окружающим ребятам и взрослым.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
6. Я уважительно отношусь ко всем одногруппникам, какой бы национальности они не были. 1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
Я уважительно отношусь и могу принять мнение другого человека, даже если оно противоречит моему.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
8. Я спокойно отношусь к ситуации: если педагог пересадит меня с другим партнёром по парте, если меня переведут в другую группу, если в нашей группе появится новичок. 1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
9. Я без напоминания классного руководителя (родителей) прихожу на занятия. Я знаю, зачем мне нужны занятия в моём объединении.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
10. Я признаю свои ошибки, отвечаю за проступки, умею самостоятельно приносить извинения.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
11. Я сам принимаю решения в выборе своей деятельности (учебной, общественной).
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
12. Я с желанием отзываюсь на предложение педагога посетить музей, театр и др. культурные мероприятия.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
13. Я доброжелательно отношусь к другим людям, могу сочувствовать и сопереживать.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
14. Я охотно соглашаюсь на работу в паре (группе), вижу свою роль в паре, могу оказать помощь товарищу.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
15. Я умею избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10.
Обработка результатов:
Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов по выделенным компонентам. Суммируется и выводится средний балл результатов, полученных у детей и педагогов. Чем ближе результат к максимальному, тем более высокий уровень гражданской идентичности сформирован у учащегося. Чем ниже результат, тем гражданская идентичность менее сформирована.
Вопросы для рефлексии:
Какие компоненты в развитии личности можно считать главными достижениями воспитательного процесса?
Что подтверждает положительную динамику на уровне личностных и результатов обучающихся?
Какие компоненты воспитательной системы ОУ являются наиболее слабыми и недостаточно развитыми?
Какое направление необходимо усилить/дополнить?
Показатели по каждому критерию в начале года и конце года могут заноситься в таблицу или находить отражение в графиках и диаграммах, как мониторинг оценки личностных результатов обучающихся в реализации программ воспитания и социализации
Используемая литература:
Жужкова М.Ю. Критериальное оценивание гражданской компетентности учащихся 5-6 классов МАОУ Гимназия г. Нытвы // Подготовка к введению ФГОС в основной школе: из опыта работы краевых апробационных площадок Пермского края: сб. материалов/ под общ. Редакцией О.С. Таизовой; ГБУ ДПО ИРО ПК.- Пермь, 2014. С. 13-18.
Поташник М.М., Левит М.В. Предметные, метапредметные и личностные результаты – оценка невозможного // Народное образование. 2014. №8. С. 120-129.
Формирование казахстанской гражданственности и патриотизма школьников: учеб. пособие / Е.В. Бронский, С.И. Васильев, Ж.К. Тыналинов. – Павлодар: ПГПИ, 2013. – 143 с