- Модель современного урока географии
1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.
2. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД):
личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
3. На уроке реализуется деятельностный метод обучения.
4. Организация урока динамична и вариативна.
5. На уроке используются современные педагогические технологии.
6. Соблюдается принцип здоровьесбережения.
7.Развитие функциональной грамотности.
1.Урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная : научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
3.Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний )
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока по ФГОС: основные этапы комбинированного урока
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Мотив – это побуждение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приемы работы:
Учитель в начале урока высказывает
добрые пожелания детям, предлагает
пожелать друг другу удачи,
объявляет эпиграф, девиз урока .
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, оживление имеющегося у детей опыта, необходимого для «открытия нового знания»:
- «вспомним»,
- «установим то, что мы уже знаем»,
- «зададим друг другу вопросы»,
- «что нам нужно сделать, чтобы приступить к следующему этапу усвоения знаний»
III.Постановка учебной задачи
(создание проблемной ситуации)
1 . Постановка цели урока носит проблемный характер: учитель задает вопросы, на которые дети не могут ответить, либо дает задание, с которым они не могут справиться.
Проблема – это противоречие между уже знаемым и искомым
2. Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение;
3. Соотнести свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировать, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи .
4. Учитель организует подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания:
дети выдвигают различные предположения, как решить эту проблему, что нужно делать ….
- обсуждать, анализировать, сопоставлять, изучать, определять, выявлять, объяснять, описывать, систематизировать, обобщать, ставить вопросы, высказывать свое мнение, оценивать, делать выводы, прогнозировать
Школьников необходимо научить самостоятельно думать и действовать
Тема: Атмосферное давление, 6 класс
Учитель демонстрирует опыт: берет в руки до самых краев наполненный водой стакан, прикрывает его листом бумаги и осторожно переворачивает вниз. Вопрос классу: вода из стакана не выливается, почему?
Тема: Природные зоны Африки, 7 класс
Пустыни расположены во внутренних районах материка, где жарко и сухо. Чем объяснить расположение пустыни Намиб на побережье океана?
Тема: Природно-хозяйственные зоны России, 8 класс
Если природные зоны по территории России действительно расположены в широтном направлении по тепловым поясам, то почему в европейской и азиатской частях России на одной и той же широте находятся различные природные зоны?
IV. Открытие новых знаний
(построение проекта выхода из затруднения)
1)Сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение темы урока
2) Дети составляют план достижения цели, определяют средства (алгоритм, модель, символ и т.д.)
3) Учитель организует учащихся на исследование проблемной ситуации: поиск доказательств, чтение текста учебника, объяснение учителя.
Дети должны анализировать, сравнивать,
выбирать ложное и истинное,
придумывать, выражать в виде модели …
V. Первичное закрепление во внешней речи
Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах .
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)
Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Дети осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом.
По результатам выполнения сам. работы учитель создает ситуацию успеха.
VII. Включение в систему знаний и повторение
1) Учитель организует выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия.
2) Организует повторение учебного содержания
VIII. Рефлексия деятельности 1)Учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия:
- показ карточек с изображением смайликов (веселые, грустные, нейтральные):
- Учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как: Я разобрался... Я узнал... Я сумел… и т. д.
- 2) Намечаются цели дальнейшей
- деятельности
IX. Подведение итогов урока
Итоги урока
Домашнее задание с элементами выбора, творчества, с учетом индивидуальных особенностей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(эвристическая беседа)
Эвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
информационно – компьютерные
технологии (ИКТ)
Модель урока по ФГОСу я вижу такой:
Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом;
Позиция ученика - познание мира;
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учения.
Учебная деятельность – управляемый учителем учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план .
Оценочное действие – Я умею! У меня получится!


